Знаки альтерации в музыке. всё о знаках диез, бемоль и бекар с примерами

Крошки-нотки

Ключевые знаки в тональностях

Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о теории музыки у нас уже была

Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в тональностях.Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.

По наличию ключевых знаков тональности можно разделить на три группы: без знаков, с диезами при ключе, с бемолями при ключе. Не бывает в музыке такого, что знаками в одной тональности будут и диезы и бемоли одновременно.

А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.

Таблица тональностей

Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено. Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. И никак иначе.Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Заметьте, что она обратна последовательности диезов.

Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются параллельными тональностями. Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.

Определение знаков тональности

Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.

Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.

Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).

Для мажорных бемольных тональностей правило немного другое. Перечисляем последовательность бемолей до ноты, которая следует за названием тоники.

Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.

Квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей – это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.

В таблице квинтового круга тональностей исходной нотой или точкой отсчета является До мажор. По часовой стрелке от неё отходят диезные мажорные тональности, а против часовой стрелки – бемольные мажорные тональности. Интервалом между ближайшими тональностями является квинта. Также на схеме изображены параллельные минорные тональности и знаки. С каждой последующей квинтой у нас прибавляются знаки.

Надеюсь, что при детальном изучении квинтового круга вам станет предельно понятно формирование ключевых знаков тональностей и их зависимости.

Основные музыкальные понятия

Аккорд — созвучие, которое включает три или более звука.

Арпеджио — исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно одного звука за другим. Обозначается особым знаком, выставляемым перед аккордом.

Ария — музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра, являющееся частью оперы, оратории или кантаты.

Аппликатура — наиболее удобный выбор пальцев при игре на музыкальных инструментах. Обозначается цифрой под или над нотой.

Бемоль — знак альтерации, понижающий звук на полтона.

Бекар — знак альтерации, отменяющий действие диеза или бемоля.

Во́льта — знак, обозначающий повторяющейся части музыкального произведения.

Гамма — звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до её октавного повторения.

Диссонанс — несогласное, «беспокойное», резкое созвучие.

Диез — знак альтерации, повышающий звук на полтона.

Диапазон — звуковой объём данного голоса или музыкального инструмента; определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуками данного голоса или инструмента.

Динамические оттенки — изменения громкости звучания в процессе исполнения музыкального произведения.

Затакт — неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение.

Интервал — сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно.

Инструментальная музыка — музыка для исполнения на музыкальных инструментах.

Консонанс — звучание более мягкое, звуки как бы сливаются друг с другом.

Ключевые знаки — знаки альтерации, выставляемые рядом с ключом.

Кода — заключительная часть музыкального произведения, завершающая его в целом.

Мелодия — музыкальная мысль, выраженная одноголосно, одноголосный напев.

Метр — равномерное чередование акцентов в музыке.

Модуляция — переход из одной тональности в другую.

Простые размеры — двухдольные и трёхдольные размеры, имеющие две или три доли при одном акценте.

Репри́за — часть, содержащая повторение музыкального материала после его развития или изложения нового.

Симфония — оркестровое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. В основе развития симфонии лежит принцип «сонатной формы».

Синкопа — перемещение тактового акцента с сильной доли на слабую.

Соната — крупное инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых (обычно первая) имеет особую, сложную форму, называемую сонатным аллегро.

Сюита — многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, разнообразных по содержанию и построенных по принципу контраста.

Скерцо — музыкальное произведение, чаще всего оживлённого, шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным музыкальным произведением или частью другого крупного произведения.

Скрипичный ключ — условный знак, который обозначает, что нота соль первой октавы находится на второй линии нотоносца.

Соло — исполнение произведения одним певцом или музыкантом.

Тактовая черта — вертикальная черта, отделяющая такты друг от друга. Тактовая черта ставится перед сильной долей такта.

Тембр — характер звучания, свойственный данному голосу или инструменту.

Темп — скорость исполнения музыки.

Триоль — ритмическая фигура из трёх нот, вместо обычной группы из двух нот, обозначается цифрой 3 над или под нотами.

Тоника — первая ступень лада.

Трель (мелизм) — равномерное, быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звука.

Тональность — высота лада. Каждая тональность отличается своими ключевыми знаками альтерации, определяющими состав звуков.

Ферма́та — знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению её длительность.

Цезура — момент расчленения в музыке; короткая, еле заметная пауза между фразами.

Смотрите другие статьи этого раздела:

  • Основные балетные термины
  • Основные вокальные термины
  • Основные музыкальные понятия
  • Основные музыкальные термины
  • Таблица тональностей

Комментарии:

29.03.2018 в 19:45 Сергей высказался:

Все нормально.

12.04.2018 в 03:13 Никто высказался:

Что такое корал в музыке??????

13.05.2019 в 22:50 Кек высказался:

ХОРАЛ — религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.

01.10.2019 в 18:45 Дмитрий высказался:

а где опера

21.05.2020 в 10:45 Опгр высказался:

Рлршшштшр

Два ключа

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ, иначе известный как G Clef, — один из самых узнаваемых символов в нотной грамоте. Он выглядит как большой, причудливый курсивный символ и располагается в крайнем левом углу вашего посоха. Подобно легенде на карте, ваш скрипичный ключ укажет вам, в каком диапазоне играть на вашем инструменте.

Скрипичный ключ предназначен для более высоких диапазонов, как вокальных, так и инструментальных, отсюда и название «скрипичный».

Следует запомнить несколько различных качеств трезвучий.

Для начала, в трезвучии есть вихрь, который огибает линию, обозначающую ноту G, поэтому его часто называют G Clef.

Есть ноты, которые располагаются на линиях и пробелах скрипичного ключа:

  • Пять линий, идущих снизу вверх, обозначают ноты E, G, B, D и F. Чтобы запомнить, где находятся эти ноты, можно воспользоваться мнемоническим приемом: E very G ood B oy D eserves F udge.
  • Четыре пробела, расположенные снизу вверх, обозначают ноты F, A, C и E. Один из мнемонических приемов, который вы можете использовать для запоминания того, где находятся эти ноты, заключается в том, что на них пишется слово FACE.

Басовый ключ

Для низких голосов и инструментов басовый ключ — то, что нужно!

Люди часто называют этот гриф F Cle f, благодаря тому, что две маленькие точки на басовом грифе расположены чуть выше линии, обозначающей ноту F.

Как и в скрипичном, здесь есть ноты, которые располагаются на линиях и пробелах басового диска:

  • Пять линий, идущих снизу вверх, обозначают ноты G, B, D, F и A. Чтобы запомнить, где находятся эти ноты, можно воспользоваться мнемоническим приемом: G ood B oys D eserve F udge A lways .
  • Четыре пробела, расположенные снизу вверх, обозначают ноты A, C, E и G. Одно из мнемонических устройств, которое вы можете использовать, чтобы запомнить, где находятся эти ноты, — A ll C ows E at G rass.

Заметим, что в западной музыке есть еще два других вида грифа, включая альтовый и теноровый, но они не часто используются в обычной жизни. В рамках данной статьи мы сосредоточимся на двух наиболее распространенных вариантах.

Соединяя шесты вместе

При просмотре нот для фортепиано вы часто обнаружите, что две нотные линейки соединены вместе, а скрипичный ключ расположен над басовым. Также вероятно, что при игре на фортепиано вы будете играть ноты басового клифа левой рукой, а ноты скрипичного клифа — правой.

Когда эти два посоха соединены вместе, мы называем их большим посохом.

M

  • ma — но.
  • ma non troppo — но не слишком.
  • maestoso — величественно.
  • magico — волшебно.
  • magnifico — величаво.
  • malinconico — меланхолично.
  • mano destra — правой рукой (сокращение: MD).
  • mano sinistra — левой рукой (сокращение: MS).
  • marcato — делать ударение на каждой ноте.
  • marcia — марш; alla marcia означает «в стиле марша».
  • martellato — подобно ударам молота.
  • marzial — воинственно.
  • melancolico — меланхолично.
  • meno — менее.
  • mesto — печально.
  • mezza voce — вполголоса.
  • mezzo — «половина»; используется в сочетаниях (например, mf — mezzo forte — довольно громко).
  • mezzo forte (mf) — довольно громко.
  • mezzo piano (mp) — довольно тихо.
  • mobile — изгибчиво.
  • moderato — умеренно.
  • modesto — скромно.
  • molto — очень.
  • morendo — «умирая», затихая.
  • mosso — движение.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Ноты и символы разрыва

Музыкальные ноты отличаются друг от друга своим положением на нотоносце, и каждый из символов указывает продолжительность каждой ноты. Подобно тому, что происходит с паузами, каждый рисунок указывает продолжительность молчания.

полукраткий

Полубрев — это 4-долевая нота такой же длины, как и его пауза (полубревная пауза). Его символ — полый круг, а остальное — маленькая черточка внизу четвертой линии посоха.

полукраткийполубровый перерыв

Минимум

Минимум состоит из 2 ударов (половина времени полубрезов). Минимальный символ — круг или эллипс с вертикальной чертой.

С другой стороны, символ минимальной паузы отличается от полужирной паузы тем, что он расположен в верхней части третьей строки.

МинимумНизкий перерыв

четвертная нота

Четвертная нота имеет 1 долю (половину времени низкой ноты). Символ половинной ноты отличается от половинной ноты тем, что он полностью заполнен.

четвертная нотаКвартальный перерыв

Восьмая нота имеет 1/2 доли (половина четвертной ноты)

восьмая нотавосьмой перерыв

шестнадцатая нота

Шестнадцатая нота составляет 1/4 времени (половина времени восьмой ноты). Его символ похож на восьмую ноту, добавляя линию к вертикальной полосе ноты. С другой стороны, пауза шестнадцатой ноты добавляет линию с точкой.

шестнадцатая ноташестнадцатая нота перерыв

веретено

Фуса — 1/8 времени (половина шестнадцатой ноты). К его символу добавляется линия, как между восьмой и шестнадцатой нотами. То же самое и с вашим символом паузы, добавляется еще одна строка с маленьким кружком.

веретеноПауза шпинделя

Использование табулатуры

Табулатура, более известная как «табуляция», является альтернативным методом чтения нот, когда вместо чтения символов нотной записи гитарист или басист читает конкретное положение лада и расположение пальцев на соответствующем инструменте. Эта техника широко используется в музыке для гитары и баса (и других ладовых инструментов).

  • Табулатуры позволяют музыканту выучить песни и риффы быстрее, чем пытаться читать традиционные ноты. Вместо того, чтобы расшифровывать музыкальные ноты, табулатуры дают точные лады и струны для игры. Это особенно полезно для тех, кто не научился читать ноты.
  • Одним из недостатков табулатуры является то, что она не дает информации о ритме песни, что может повлиять на ритм и ощущение от исполнения. играемая музыка.
  • Использование табулатуры наиболее распространено в роке, металле и других жанрах, которые в значительной степени зависят от игры на гитаре и басу.

Урок 5. Зачем нужны черные клавиши- бемоли и диезы

До сих пор мы играли только на белых клавишах и говорили только о них. Пришла пора узнать – зачем нужны черные клавиши на пианино.

Пожалуй, если бы все клавиши были белыми, рояль выглядел бы не так эффектно:). Но все-таки черные клавиши нужны не только для красоты.

Давайте прислушаемся

Давайте попробуем прислушаться к звукам инструмента и последовательно во всем разберемся.

1. Сыграйте ноту До первой октавы. (Если вы не знаете, где это, то, похоже, вы пропустили урок «расположение нот». Прочтите его и возвращайтесь). Итак, сыграли? Внимательно прислушайтесь к звуку.

2. Теперь сыграйте ноту Ре той же октавы. Снова внимательно послушайте, как она звучит. Правильно будет сказать, что звук выше, чем у ноты До. Вообще, чем правее клавиша, тем выше звук.

3. Внимательно посмотрите на клавиши, между ДО и РЕ как раз притаилась черная клавиша. Сыграйте последовательно До, затем черную клавишу, затем Ре.

4. Чувствуете?Черная клавиша издает звук промежуточный между До и Ре. Чуть повыше, чем До, но пониже , чем Ре.

5. «Расстояние» между нотами До и Ре называют тоном. То есть, музыкант скажет, что Ре на тон выше, чем До. А черная клавиша между ними как раз на половине этого «расстояния», поэтому говорят, что она на полтона выше, чем До, и на полтона ниже, чем Ре.

Знаки альтерации

6. Эта черная клавиша называется До-диез или Ре-бемоль. Это одно и то же — клавиша одна, а названий два.

Диез – знак повышения ноты на полтона,

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

7. Как мы уже знаем, одна октава состоит из 7 нот. Но она состоит из 12 промежутков – полутонов. Кстати, почему 12, а не 14?

Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши. Так же как между нотами Си и До. Значит ли это, что не бывает нот Ми-диез, Фа-бемоль, Си-диез и До-бемоль?

Между нотами Ми и Фа, Си и До, расстояние в полтона. Соответственно, нота , например, Ми- диез, то есть звук на полтона выше, чем Ми, это…………….? Правильно! Нота Фа. То есть, ноты с бемолем или диезом – это не обязательно черные клавиши.

8. Знаки диез и бемоль могут находиться около ключа. (вот почему их иногда называют знаками при ключе). Это значит, что во всей пьесе ноты соответствующие по названиям этим знакам, надо играть с диезом или бемолем. Если же знак стоит непосредственно около ноты, это значит, что знак сохраняется только в этом такте и только для ноты этой же октавы.

9. Что же делать, если при ключе стоит диез или бемоль, но в каком-то конкретном месте произведения нужно сыграть эту ноту как обычно, не повышая и не понижая тон? Для этого используют вот такой знак – называется бекар

Бекар (бекАр – ударение на а) – знак отменяющий и диез и бемоль, для той ноты, перед которой он проставлен. Бекар сохраняет свое действие до тактовой черты.

10. Бемоль, диез и бекар называют знаками альтерации.

Теперь, когда вы узнали, что такое бемоль, диез и бекар, ваши возможности значительно расширились – очень многие произведения играются со знаками альтерации.

Перейти к следующему уроку ->

Как выглядит буквенное обозначение нот?

Если смотреть в ретроспективу, то буквенное обозначение нот появилось куда раньше, чем нотные знаки, которые ныне символизируют все существующие звуки. Конечно же, записать ту или другую ноту гораздо проще используя привычные буквы, нежели целую систему письма на пяти полосках.

Чаще всего подобным приемом пользовались непрофессиональные музыканты, которым надо было просто передать свои наработки другим людям или сыновьям. Все же композиторы-классики пользовались исключительно нотным станом, а буквы использовались в музыке лишь в качестве вспомогательных знаков.

Немного истории теории музыки

Первоначально буквенное обозначение нот записывалось с помощью греческого алфавита. К сожалению, в полной мере подобные источники не дошли до наших дней, поэтому точно сказать невозможно, какая именно буква была символом той или иной ноты.

Однако вскорости, еще во времена античности, звуки стали записываться с помощью латинского алфавита. Подобная система в своем первозданном и неизменном виде используется и по се день. Стоит лишь отметить, что появлением такого инструмента, как фортепиано, данный звукоряд немного расширился, а именно на одну ноту.

Для нее музыканты, жившие в 18 веке, уже придумали новое буквенное значение, которого ранее в списке не было.

Какими именно буквами записываются ноты

Теперь рассмотрим, как именно происходит обозначение нот буквами, и постараемся (кому надо) запомнить эту последовательность. Итак, самая простая гамма – До Мажор, начинается с одноименной ноты До, которая на латинице значится как С (це).

Теперь рассмотрим остальные шесть нот по порядку: ре – D (дэ), ми – E (е), фа – F (эф), соль – G (гэ), ля – A (а), си бемоль – B (бэ).

Однако в то время подобная гамма считалась правильной, поэтому и для последнего звука, как и для всех остальных, была придумана буква. Когда появилось пианино, наименование B для Си бемоля осталось прежним, а для «чистой» ноты Си придумали букву H (ха).

Все остальные бемоли и диезы

Каждый музыкант знает, что знак диеза повышает любую ноту на полтона, а бемоль, соответственно, понижает ее на те же полтона. В таком случае буквенное обозначение нот немного меняется, а точнее продолжается, в зависимости от того, какой знак мы выбираем.

Для диезов используется окончание is (ис), которое приписывается к букве, символизирующей ноту, а для бемоля – es (эс). Так, получается, что Фа Диез – это Fis, а Ре Бемоль – Des. Но стоит помнить, что и в этом правиле есть свои исключения, и мы их сейчас рассмотрим.

Си Бемоль, как мы помним, обозначается буквой B, а Си Диез (что встречается крайне редко в текстах) записываем по правилу His.

Интервалы и аккорды в музыке

Сегодня буквенное обозначение нот используется отнюдь не так, как ранее, то есть не в качестве единственного способа передачи музыкальной информации. Сейчас с помощью такого «алфавита» записываются интервалы и аккорды, значение и состав которых должен знать каждый музыкант.

Однако тут стоит заметить, что для нотации интервалов также применяются цифры, которые обозначают количество охватываемых ими нот. К примеру, терция – интервал, который занимает три ноты, значится цифрой 3. Септима охватывает семь ступеней и записывается именно этой цифрой.

Чаще всего подобную науку учат в музыкальных школах на уроках сольфеджио, для того чтобы дети понимали, как именно строится музыка. В нотах же встретить подобные записи практически невозможно. Также заметим, что буквенное обозначение нот для фортепиано также изучается в исключительно познавательных целях.

Ноты для пианистов не содержат элементов латинского алфавита.

Музыкальные термины для других инструментов

Как уже было сказано выше, для обозначения аккордов также применяются буквы, особенно если речь идет о нотах для струнных инструментов.

Если на рояле упор идет на технику, поэтому и в нотах аккордов встречается крайне мало, то здесь их будет много, и записывать их нужно куда компактнее. Именно поэтому обозначение нот на гитаре – это своеобразный ребус для всех начинающих музыкантов.

Над обычными нотами тут имеются большие и малые буквы, значки, которые, как кажется, могут запутать, однако на самом деле все просто. Если нужно сыграть мажорный лад, он всегда будет обозначен заглавной буквой (C – До Мажор).

Ноты

В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Длительности нот

Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.

А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.

А вот как выглядит деление нот.

Целая – самая протяженная длительность.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.

Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.

Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».

Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.

Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.

Пока все ясно597Не все понятно161

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: