«билль о правах» 1791 в сша

↑яСЫМНЯРЭ ЙНМЯРХРСЖХХ

яСЫМНЯРЭ ЙНМЯРХРСЖХХ БЯЕЦДЮ АШКЮ ОПЕДЛЕРНЛ НЯРПШУ ЯОНПНБ. рЮЙ, ф.х. нБЯЕОЪМ БШДЕКЪЕР ОЪРЭ НЯМНБМШУ МЮОПЮБКЕМХИ Б ХЯЯКЕДНБЮМХЪУ ОНМЪРХЪ ЙНМЯРХРСЖХИ:

  1. ТНПЛЮКЭМН-ЧПХДХВЕЯЙНЕ (ХКХ МНПЛЮРХБХЯРЯЙНЕ) МЮОПЮБКЕМХЕ;
  2. ЕЯРЕЯРБЕММН-ОПЮБНБЮЪ (ХКХ ДНЦНБНПМН-ОПЮБНБЮЪ) РЕНПХЪ ОПЮБЮ, ЙНМЯРХРСЖХХ;
  3. ЯНЖХНКНЦХВЕЯЙЮЪ (ХКХ КЮЯЯЮКЭЪМЯЙЮЪ) ЙНМЖЕОЖХЪ ЙНМЯРХРСЖХХ;
  4. ЙКЮЯЯНБН-БНКЕБЮЪ (ХКХ ЛЮПЙЯХЯРЯЙН-КЕМХМЯЙЮЪ) РЕНПХЪ ОПЮБЮ, ЙНМЯРХРСЖХХ;
  5. ХМЯРХРСЖХНМЮКХЯРЯЙНЕ МЮОПЮБКЕМХЕ Б ХЯЯКЕДНБЮМХЪУ ОНМЪРХЪ ЙНМЯРХРСЖХХ.

нДМЮЙН, ЙЮЙ ЯОПЮБЕДКХБН НРЛЕВЮЕР, я.ю. юБЮЙЭЪМ, Б ЖЕКНЛ ОПХ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЕ ЯСЫМНЯРХ ЙНМЯРХРСЖХИ Х ОПХВХМ ХУ ОНЪБКЕМХЪ БНГЛНФМН ДНЛХМХПНБЮМХЕ ДБСУ ОНДУНДНБ, ЙНРНПШЕ ЛНФМН МЮГБЮРЭ ЙКЮЯЯНБН-ОНКХРХВЕЯЙХЛ Х ПЮЖХНМЮКХЯРХВЕЯЙХЛ — ОПХ НВЕБХДМНИ СЯКНБМНЯРХ ЩРХУ РЕПЛХМНБ.

1) яСРЭ ЙКЮЯЯНБН-ОНКХРХВЕЯЙНЦН ОНДУНДЮ ЯНЯРНХР Б РНЛ, ВРН ЙНМЯРХРСЖХЪ БШПЮФЮЕР ЯННРМНЬЕМХЕ ЯХК Б НАЫЕЯРБЕ, ЯКНФХБЬЕЕЯЪ МЮ ЛНЛЕМР ЕЕ ОПХМЪРХЪ. яНЦКЮЯМН т. кЮЯЯЮКЧ « ЙНМЯРХРСЖХЪ ЪБКЪЕРЯЪ ДЕИЯРБХРЕКЭМШЛ НРМНЬЕМХЕЛ НАЫЕЯРБЕММШУ ЯХК ЯРПЮМШ». оНГХЖХХ ЯНЖХЮКХЯРНБ НЯМНБШБЮКХЯЭ МЮ БШЪБКЕМХЕ ЯННРМНЬЕМХЪ ТЮЙРХВЕЯЙНИ Х ЧПХДХВЕЯЙНИ ЙНМЯРХРСЖХХ. аКЕЯРЪЫЮЪ ЙПХРХЙЮ СВЕМХЪ т. кЮЯЯЮКЪ АШКЮ ДЮМЮ ЕЫЕ Б МЮВЮКЕ XX БЕЙЮ е.б. яОЕЙРНПЯЙХЛ Б ПЮАНРЕ «вРН РЮЙНЕ ЙНМЯРХРСЖХЪ»?.

яСЫМНЯРЭ ЙНМЯРХРСЖХХ Б ПЮЛЙЮУ ЩРНЦН ОНДУНДЮ АШКЮ РЮЙФЕ ЯТНПЛСКХПНБЮМЮ б.х. кЕМХМШЛ Я ЙКЮЯЯНБШУ ОНГХЖХИ: «яСЫМНЯРЭ ЙНМЯРХРСЖХХ Б РНЛ, ВРН НЯМНБМШЕ ГЮЙНМШ ЦНЯСДЮПЯРБЮ БННАЫЕ Х ГЮЙНМШ, ЙЮЯЮЧЫХЕЯЪ ХГАХПЮРЕКЭМНЦН ОПЮБЮ Б ОПЕДЯРЮБХРЕКЭМШЕ СВПЕФДЕМХЪ, ХУ ЙНЛОЕРЕМЖХХ Х ОП., БШПЮФЮЧР ДЕИЯРБХРЕКЭМНЕ ЯННРМНЬЕМХЕ ЯХК Б ЙКЮЯЯНБНИ АНПЭАЕ».

2) яРНПНММХЙХ ПЮЖХНМЮКХЯРХВЕЯЙНЦН ОНДУНДЮ МЕ НРПХЖЮЧР ЯНЖХЮКЭМН-ОНКХРХВЕЯЙХУ ТЮЙРНПНБ Б ОНЪБКЕМХХ ЙНМЯРХРСЖХИ, МН Х МЕ ЮАЯНКЧРХГХПСЧР ХУ. оН ХУ ЛМЕМХЧ, МЮ ОЕПБНЛ ОКЮМЕ МЮУНДХРЯЪ ЯКСФЕАМЮЪ ПНКЭ ЙНМЯРХРСЖХХ ЙЮЙ ЧПХДХВЕЯЙНЦН ДНЙСЛЕМРЮ, НЯМНБМНЦН ГЮЙНМЮ ЦНЯСДЮПЯРБЮ, ГЮЙПЕОКЪЧЫЕЦН ОПЮБЮ Х ЯБНАНДШ ВЕКНБЕЙЮ, ЛЕУЮМХГЛ ЦНЯСДЮПЯРБЕММНИ БКЮЯРХ Х ОПХГБЮММНЦН НЦПЮМХВХБЮРЭ БКЮЯРЭ; НАКЮДЮЧЫЕЦН ЯОЕЖХТХВЕЯЙХЛХ ЧПХДХВЕЯЙХЛХ ЯБНИЯРБЮЛХ Б ЯПЮБМЕМХХ Я ХМШЛХ ГЮЙНМЮЛХ ЦНЯСДЮПЯРБЮ; НАЕЯОЕВХБЮЕЛШИ ЦНЯСДЮПЯРБЕММШЛ ОПХМСФДЕМХЕЛ, Б РНЛ ВХЯКЕ ВЕПЕГ ЯПЕДЯРБЮ НУПЮМЪЕЛШИ ОНЯПЕДЯРБНЛ ЯОЕЖХТХВЕЯЙХУ ХМЯРХРСРНБ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН МЮДГНПЮ Х ЙНМРПНКЪ.

еЯРЭ НЯМНБЮМХЪ СВХРШБЮРЭ НАЮ ОНДУНДЮ ОПХ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЕ ОПХВХМ ОНЪБКЕМХЪ Х ЯСЫМНЯРХ ЙНМЯРХРСЖХИ. оПХ ЩРНЛ ЯНБПЕЛЕММЮЪ ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБЮЪ РЕНПХЪ ОПЕДКЮЦЮЕР ЙКЮЯЯХТХЙЮЖХЧ ЙНМЯРХРСЖХХ ОН ПЪДС ОПХГМЮЙНБ.

Структура Конституции США

Конституция США укрепила власть. Это самый лаконичный и ясно построенный из подобных документов. Семь статей и 27 поправок – это всего лишь 4400 слов. Преамбула состоит из политических прокламаций. По этой причине вступление не считается правовой частью. 

Каждый штат получил право на местное самоуправление. Но с условием признания главенства федерального правительства

Принцип разделения власти на три уровня укрепил государство с правовой точки зрения. Всем американцам гарантировали соблюдение их прав. Хотя в этой части есть свои оговорки, продиктованные временем.

Права человека в конституции США

Конституция США гарантирует права и свободу для народа от монархии. Впервые официально власть признает, что у любого человека вне зависимости от происхождения есть свои естественные права. 

С другой стороны, не нужно забывать про рабовладельцев. Большинство крупных плантаторов не собирались лишаться рабов. В тексте нет положений о социальных, политических и экономических правах человека. Следовательно, она лишала женщин права голоса, а рабов оставляла у своих хозяев. 

Ситуацию частично исправил Билль о правах.

Освобождение рабов произошло намного позже. А индейцы и женщины смогли голосовать только в 20 веке.

Билль о правах

После ратификации остались вопросы. Чтобы разрешить противоречия и не принимать новый главный документ, Джеймс Мэдисон предложил внести поправки. Первые 10 поправок стали Биллем о правах. Он закрепил основные права и свободы американцев. Также Билль обеспечил их реализацию. Документ вступил в силу 15 декабря 1791 года.

Президент

Президент – это выборная должность и представитель исполнительной власти. Установлена система противовесов. Документ провозглашал создание президентской республики. 

Ограничения:

  • Назначение президента происходит путем голосования выборщиков.
  • Срок правления – 4 года.
  • Избираться один человек может не больше 2 раз.

Конституция США дает президенту широкие полномочия. Он имеет право назначать людей на высшие государственные должности, обращаться к Конгрессу с посланиями, регламентировать принятие законов, накладывать вето и т.п. 

Законодательная власть

Первая статья посвящена Конгрессу – это законодательная власть Америки. Конгресс состоит из Палаты представителей и Сената. Конституция регламентирует процедуру выбора и список требований к конгрессменам. С 1923 года 17 поправка разрешила прямые выборы сенаторов. 

Исполнительная власть

Вторая статья предоставляет президенту исполнительную власть. Здесь указаны требования к кандидатам, порядок голосования, полномочия и вписана клятва. Кроме этого, статья вводит такое понятие, как вице-президента. Он избирается вместе с президентом. 

Судебная власть

Первая инстанция – это Верховный суд. Но он рассматривает строго определенные вопросы и занимается пересмотром уже вынесенных судебных решений нижестоящих инстанций. Несменяемость верховных судей до сих пор считается спорным вопросом. 

Нижестоящие суды учреждаются Конгрессом. Судьи также несменяемы. Кроме того, в конституции закреплено право на рассмотрение уголовных дел судом присяжных. 

Равенство штатов

Четвертая статья регламентирует отношения между федеральной и местной властью в штатах. Кроме того, в конституции запрещена дискриминация граждан соседних штатов. Местные власти обязали уважать законы своих соседей и подчиняться федерации. 

Статья гарантирует республиканскую форму правления и устанавливает создание новых штатов. Кроме того, в конституции включена обязанность федеральной власти защищать каждый штат от беспорядков и вторжения внешних врагов. 

Поправки к Конституции

Пятая статья предусматривает внесение поправок. Поправки к Конституции США принимаются непосредственно самим Конгрессом. Но у штатов также есть право требовать проведение Национального конвента.

Соотношение законодательства федерации и штатов

Шестая статья регламентирует правовое взаимодействие штатов с центральной властью. Чтобы не допустить хаоса и анархии, установлен приоритет. Законы какого-либо штата не должны противоречить Конституции, федеральным актам и международным договорам, которые Америка заключает с другими странами. 

В седьмой статье оставлены указания для принятия непосредственно самой Конституции. 

Справедливость в Египте

Справедливость в древнем Египте была основана на принципах, заложенных в первой известной конституции в мире, которая была создана еще в III тысячелетии до нашей эры. Эта конституция стала фундаментом для законодательной системы и судебных процедур в Египте.

В древнем Египте справедливость пронизывала все аспекты жизни общества. Те, кто нарушали законы и правила, подвергались суровым наказаниям. Вмешательство в судебные дела было неприемлемым, и каждый человек имел право на справедливый суд и защиту своих интересов.

Конституция Египта подчеркивала принцип равенства перед законом. Ни один человек не мог быть привилегированным или лишенным прав на основе своего социального статуса или происхождения. Важным принципом была исполнительная ответственность, гарантирующая, что все граждане подчиняются законам и не нарушают прав и свобод других.

Для проявления справедливости в судебных процессах использовалась коллегиальность — решения принимались не одним судьей, а советом мудрецов. Судьи должны были быть независимыми и объективными, руководствуясь только законом и доказательствами. Важным принципом была презумпция невиновности — каждый обвиняемый считался невиновным до тех пор, пока его вину не докажут в суде.

Все эти принципы справедливости, закрепленные в первой конституции в мире, оказали значительное влияние на развитие правовых и судебных систем многих цивилизаций вплоть до настоящего времени. Древний Египет, с его стремлением к справедливости и закону, заложил основы справедливости, которые все еще являются непреложными и актуальными.

Дарование конституции Польше

Общеевропейская конференция, именуемая Венский конгресс, после окончания войны с наполеоновской Францией, отписала большую территорию Польши в пользу России, впоследствии названную Царство Польское. Для получения поддержки и одобрения присоединённых народов Александр 1 обнародовал правоустанавливающий документ и назначил наместника.

Конституция Польши 1815 года по принципу Российской империи навязывала стране модель наследственной монархии. Кроме этого, выделялись следующие права:

  1. Разрешалось свободное вероисповедание, помимо преобладающей римско-католической религии.
  2. Обеспечивалась свобода печати и личности, но ограничивались и наказывались любые методы злоупотребления ими.
  3. Языком государства, в том числе войска, суда, администрации, объявлялся польский.
  4. Свободные должности занимались и замещались поляками.
  5. Исполнительной властью наделялся король. Он и его преемники были обязаны давать присягу о целостности конституции при коронации в Варшаве.
  6. Выделялось пять основных министерств для разных сфер деятельности: военное, юстиции, народного просвещения, доходов и имущества, внутренних дел и полиции.
  7. Законодательная власть принадлежала королю и двум палатам. Раз в два года на месяц созывался сейм, который мог быть перенесен, созван чрезвычайно или даже распущен по требованию председателя.
  8. Судьи становились несменяемыми и, по долгу службы, были обязаны придерживаться независимой точки зрения от различных влияний.

Предоставление Польше конституции российским царем было принято польским народом в бо́льшей своей массе удовлетворительно. Со временем разрослись либеральные течения, революционные структуры, тайно создавались антиправительственные организации и печатные издания, публикующие статьи о критике действий российской стороны.

Древние цивилизации и конституции

В истории человечества существует множество древних цивилизаций, которые внесли значительный вклад в формирование и развитие концепции конституции. Эти древние цивилизации различались по культуре, верованиям, политической организации и системам управления. Но независимо от этих различий, они все придавали большое значение праву и правовым нормам, которые были закреплены в их законах и уставах.

Одной из наиболее известных древних цивилизаций, которая сыграла значительную роль в развитии концепции конституции, является древний Месопотамский город-государство Ур. Ур был одним из первых городов, где было написано особое законодательство, известное как «Ур-Намму кодекс». Этот кодекс содержал набор законов и норм, которые регулировали различные сферы жизни, включая семейные дела, собственность, торговлю и уголовное правосудие. Ур-Намму кодекс можно считать прародителем современных конституций, так как он закреплял основные права и обязанности граждан, а также ограничивал власть и запрещал коррупцию.

Одной из других важных древних цивилизаций, которая оставила свой след в развитии концепции конституции, было Древнее Египетское государство. Египетские фараоны внесли значительный вклад в установление законов и правил, которые регулировали социальные отношения, экономику и политику. Они создали набор законов, известных как «Маат», которые были основаны на принципах справедливости, порядка и гармонии. Маат законы признавали равенство перед законом и защищали права и свободы граждан.

Еще одной древней цивилизацией, которая оказала влияние на развитие концепции конституции, являлось Древнегреческое государство. Греки разработали ряд уставов, известных как «дроки». Эти законы закрепляли права граждан-мужчин и устанавливали процедуры и принципы гражданского управления. Дроки устанавливали ограничения на власть и защищали интересы граждан.

Таким образом, древние цивилизации сыграли важную роль в формировании и развитии концепции конституции, закрепляя основные права и свободы граждан, ограничивая власть и устанавливая правила для правовой системы. Эти древние примеры продемонстрировали значимость конституции в обеспечении справедливости, порядка и гармонии в обществе.

Классификация конституций

Для этого существует множество оснований. Среди них конституционное право выделяют следующие:

По способу принятия.

  1. Дарованные — когда существующая верховная власть самостоятельно или под давлением общества ограничивает себя конституцией. Такой властью может быть монарх и принятие конституции в этом случае знаменует переход от абсолютизма к конституционной монархии. Например, конституции Непала или Иордании, которые были дарованы народу монархом. Дарована была также rонституция Италии середины XIX века королём Карлом Альбертом, который сперва в 1848 году предложил конституционный закон для Королевства Сардиния, а затем, после объединения Италии в 1870 году, этот Альбертинский статус стал конституцией всей страны. Кроме того, конституция может быть дарована метрополией своей бывшей колонии. Так было, в частности, с Конституцией Канады, которая появилась на основе Акта о Британской Северной Америке 1867 года, несколько измененная и дополненная.

  2. Принятые — такими являются большинство современных мировых конституций. Среди принятых конституций даже выделяют три подвида:
    принятые парламентом, принятые Учредительным Собранием и принятые непосредственно на референдуме. В число первых входит, конечно же Конституция США: каждый из 13 штатов выбрал своих представителей от двух до восьми человек и они приняли основной закон государства. Ко второму подвиду относятся конституции Италии 1948 года, Японии 1947 года и Португалии.

  3. Третий способ принятия конституции — на референдуме. В этом случае проект закона готовят опытные юристы, после чего он выносится на референдум, где народ решает его судьбу. Этот способ считается одним из самых демократичных. Дарование же конституции в целом снижает ее авторитет: она не получена в борьбе или принята государством в результате долгих обсуждений и споров, в которых голос каждого гражданина мог оказаться решающим, а преподнесена в качестве уступки.

Второй критерий деления конституций — по форме или формальной определенности. Различают писаные и неписаные конституции. Первые существуют в подавляющем большинстве стран мира. Из развитых государств только Великобритания имеет неписаную конституцию, более того, там вообще не существует строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом. Связано это с системой прецедентного права, что создает немалые трудности для юристов-профессионалов.

В целом существование конституции (в любой стране) оценивается положительно всем мировым сообществом. Связано это в первую очередь с тем, что именно в ней прописаны гражданские права и свободы и на её основе разрабатывается всё прочее законодательство. Правда, соблюдение конституционных норм — это уже совсем другой вопрос, очень остро стоящий в последнее время во многих уголках мира.

Конституция Республики Казахстан

Источник фото

Ныне действующую конституцию Республики  Казахстан приняли ровно 28 лет назад – 30 августа 1995 года на общереспубликанском референдуме.  

До нее в стране действовал Основной закон, принятый в 1993 году. К слову, в нем Казахстан был парламентской республикой. А единственным законодательным и высшим представительным органом государства был Верховный Совет.  Согласно конституции от 1995 года в Казахстане не парламентская, а президентская форма правления.

Однако было время, когда в Казахстане вовсе не было никакой конституции. Собственно, обретая независимость, Казахстан еще год существовал без Конституции. После того как закон «О независимости Республики Казахстан» вступил в силу, его основные положения оказались выше норм прежней Конституции 1978 года. Поэтому некоторые считают закон «О государственной независимости Республики Казахстан» временной Конституцией.

При подготовке действующей Конституции первый президент страны Нурсултан Назарбаев изучил около 20 основных законов разных стран. Большую работу над проектом первый президент проделал, находясь в Турции.

В обсуждении проекта Конституции 1995 года приняли участие более 3 миллионов граждан. Конституция была принята на всенародном референдуме. Во время обсуждения было внесено более 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей внесли более 1100 поправок и дополнений.

В казахской версии Конституции слов больше, чем в русской. Так, в казахской версии 8 904 слова, а в русской 7 168. В Конституции, которая состоит из 98 статей и 9 разделов, чаще всего встречается слово «республика» — 305 раз, «закон» — 158 раз, «президент» — 137 раз. Самая большая по количеству слов в русской и казахской версиях статья 61 раздела 4 «Парламент». Статья гласит о праве законодательной инициативы президента, о праве президента определять приоритетность рассмотрения законопроектов. Самая маленькая статья 38 раздела 2 «Человек и гражданин», где определены права и обязанности человека. Граждане РК обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. 38 статья также является самой маленькой и в казахской версии Конституции РК.

В действующую Конституцию поправки вносили шесть раз:

  • В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей. Изменения касались срока полномочий президента, депутатов Мажилиса и Сената, также исключен верхний возрастной порог для президента и госслужащих. Срок полномочий президента увеличился с пяти до семи лет. Ввели также порядок избрания в парламент по партийным спискам. Нижняя палата парламента лишилась исключительного права назначать внеочередные выборы президента. Изменился и порядок передачи полномочий в случае освобождения или отрешения от должности президента.
  • В 2007 году установили пропорциональную избирательную систему. Срок президентских полномочий снова стал пятилетним. Кандидатуру премьер-министра стали согласовывать с парламентом. Ввели также определение «Первый Президент», на него ограничение на избрание его более двух раз подряд не распространяется. Кроме того, отныне депутатами Мажилиса могли становиться только члены политических партий. Ассамблея народа Казахстана, наделенная конституционным статусом, получила право направлять своих представителей в парламент согласно квоте.
  • В 2011 году изменения в Конституцию позволили президенту объявлять досрочные выборы.
  • В 2017 году изменили полномочия парламента РК. Из полномочий президента исключили возможность вносить возражения на решения Конституционного Совета. Суть конституционных поправок 2017 года заключалась в перераспределении властных полномочий от президента к парламенту и правительству. Этот пакет поправок предусмотрел также установление в пределах Нур-Султана особого правового режима в финансовой сфере.
  • В 2019 году внесли изменения о том, что столицей Казахстана стал город Нур-Султан (ныне Астана).
  • В 2022 году Казахстан перешел «от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчётным правительством». Рабочая группа подготовила поправки к 33 статьям. Референдум состоялся уже через месяц. За поправки проголосовали 77% населения РК. И Конституционный совет был снова преобразован в Конституционный суд. Согласно принятым поправкам, Мажилис Парламента РК избирается по смешанной избирательной системе: упразднили квоту от Ассамблеи народа Казахстана, в Сенате Парламента сократили депутатскую квоту, выдвигаемую президентом страны. Также убраны статьи о первом президенте Казахстана. А в сентябре прошлого года столице вернули прежнее название – Астана. 

Больше всего поправок внесено в Конституцию в 2007 году – 41 . Всего их было 93.

Конституционные поправки XX века

Шестнадцатая поправка в Конституцию США вступила в силу в 1913 г, благодаря этой поправке Конгресс имеет право устанавливать и взимать федеральный подоходный налог, дающий доход бюджету.

Попытки законодательно установить подоходный налог были и раньше, но терпели неудачу.

В этом же году была ратифицирована 17-я поправка, которая ввела прямые выборы сенаторов, ранее избиравшихся законодательными собраниями штатов.

Восемнадцатая поправка вводила на территории США «сухой закон». Принята она была в 1919 г и запрещала производство, продажу, экспорт и импорт алкогольных напитков.

Среди населения антиалкогольные меры были непопулярны, а нелегальным производителям алкоголя приносили огромные доходы, в результате в 1933 г была принята 21-я поправка, отменившая 18-ю поправку.

В 21-й поправке допускался ограниченный оборот алкоголя на уровне штатов. Эта поправка была единственной, которую ратифицировали специально созданные конвенты, которые были вторым способом ратификации.

В 19-й поправке, принятой в 1920 г., активное избирательное право получали женщины.

В марте 1932 г была предложена 20-я поправка по сокращению срока между выборами президента и конгресса и истечением их полномочий. Прежний порядок разрешал новому президенту вступать в должность через 4 месяца после выборов, а в это время могло существовать двоевластие, что два раза приводило к кризисам, в 1861 г и в 1933 г.

Новая поправка обе даты выборов президента и конгресса переносила на январь месяц – для конгресса на 3 января, а для президента на 20 января.

После смерти Рузвельта была предложена 22-я поправка, вступившая в силу в 1951 г., законодательно закреплявшая два президентских срока. Через 10 лет, в 1961 г принимается 23-я поправка, дававшая округу Колумбия избирать выборщиков в коллегию выборщиков.

Принятие следующей 24-й поправки объяснялось тем, что в ряде штатов к выборам не допускали бедное население, а новая поправка запрещала ставить возможность участия в федеральных выборах в зависимость от уплаты или неуплаты налога.

Предложенная в 1965 г и ратифицированная в 1967 г 25-я поправка закрепляла порядок замещения должностей президента и вице-президента, в том числе по временной невозможности исполнять обязанности.

В марте 1971 г принимается 26-я поправка, по которой по всей стране с 18-лет вводится активное избирательное право.

Последняя 27-я поправка, которая предлагалась ещё в 1789 г, принимается в мае 1992 г, на основании этой поправки меняется размер жалованья сенаторов и представителей.

Все поправки к Конституции США имеют силу наравне с основным законом страны.

Этапы развития конституции в РФ

История РФ насчитывает 5 конституций. Самый краткий срок действия – 7 лет, самый длительный – 40. Выделяют такие этапы развития главного документа в России:

Доконституционный период – это «предыстория» конституции, она начинается в начале 19 века. Тогда возникали первые либеральные идеи, которые были направлены на борьбу с самодержавием. Главное требование их заключалось в том, чтобы постепенно перейти от монархии к народной форме правления. В это время публикуют первые письменные проекты такого характера: «Плат государственного преобразования», «Государственная уставная грамота Российской империи». В 1861 году царь Александр подготовил первую конституцию, которая провозглашала свободу крестьянства, но она не вышла из-за его убийства.
В 1905 начинается новый этап становления конституционного контроля. 6 августа был принят Манифест, который провозгласил формирования Государственной Думы – первого парламента, который имел совещательные функции. После Октябрьской революции было принято несколько важных государственных актов для перелома старой системы управления. И в 1918 году был принят первый Основной закон государства. Он провозглашал переход от капитализма к социализму. С ее помощью диктатура закрепилась основательно. Этим документом признавались равные права всех людей независимо от расы и происхождения. Его главной целью провозглашалось установление диктатуры пролетариата. Она включала в себя не только права, но и некоторые обязанности, которые должен быть выполнять каждый гражданин новой страны – трудиться на ее благо.
Вторую Конституцию приняли 11 мая 1925 года, она значительно смягчила политическое напряжение внутри страны и закрепила статус России как союзной республики в составе СССР. В ней были детально прописаны все особенности советской власти: полномочия съезда советов, органов власти, избирательная система, правила распределения бюджета.
Третий Основной документ приняли 21 января 1937 г.. В ней задекларировали окончание первого этапа постройки социализма.
В 1978 году приняли Четвертую Конституцию, которая провозгласила концепцию развитого социализма

В ней было акцентировано внимание на том, что уже сформировалась новая общность людей – советский народ, руководящим органом среди которых является коммунистическая партия. Подчеркивался запрет на частную собственность, принималась только жесткая централизация

Это был очень идеологизированный документ – ключевыми идеями были идет коммунизма и марксизма. Исторические перемены 1985 и 1991 года повлияли на содержание этого документа, страна требовала перемен.
В предыдущий документ в 1989-1992 внесли целый ряд правок, которые создали абсолютно новую Конституцию: декларировался отказ от социализма, монополии партии. Сформировали новые принципы: признание плюрализма, равности граждан, концепция разделения власти. Переформатировалось полностью устройство государства: большинство республик отделились и стали отдельными странами, часть – добилась статуса республики в составе Российской Федерации.

Все перемены в содержании конституции обуславливаются требованиями времени. На документ влияют исторические события, войны, государственные перестройки.

Появление первой конституции в истории человечества

История первой конституции насчитывает тысячелетия и начинается в Древнем Вавилоне, в 1750 году до нашей эры, при правлении царя Хаммурапи. Это был первый документ, закрепляющий законы и правила, распространяющиеся на всех граждан государства.

Конституция Хаммурапи была составлена на алабастровой стеле и содержала 282 закона, устанавливающих рамки правовой системы, наказания за нарушение законов и практику судебного процесса. Впервые в истории было сформулировано принцип «око за око, зуб за зуб», регулировавший возмещение вреда, причиненного одним гражданином другому.

Конституция Хаммурапи не только устанавливала законы, но и распределяла обязанности и права правительства, оказывая влияние на структуру власти. Документ также отражал социальную иерархию общества, включая отдельные законы для разных слоев населения. Конституция Хаммурапи была не только фиксацией правил, но и символом юридической системы Древнего Вавилона.

Появление первой конституции имело огромное значение в развитии человеческой цивилизации. Она стала важным шагом на пути формирования правовых норм, обеспечивающих справедливость и порядок в обществе. Впоследствии, идея составления конституций распространилась на разные страны и народы, становясь фундаментом государственного устройства и защиты прав и свобод граждан.

Год Документ Страна/Цивилизация
1750 до н.э. Конституция Хаммурапи Древний Вавилон
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: