Как правильно делить слова на слоги?
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:
- сом
- крот
- вальс
- брод
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:
- ё-жик
- до-мик
- са-лат
- кро-лик
Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:
- во-рон
- ку-лон
- ко-рысть
- кла-ня-ться (-ться звучит как )
При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:
- но-чник
- кро-вля
- про-бка
- со-зда-ни-е
Только непарные звонкие согласные в середине слова могут закрыть слог:
- ал-фа-вит
- строй-ка
- квар-тал
- лан-ды-ше-вый
- бе-сшум-ный
Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:
- про-гра-мма
- те-нни-сный
- кро-ссо-вки
- па-ра-ллель
Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.
Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:
- рей-ка
- хлопь-я
- отъ-езд
- подъ-ём-ный
Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.
Как разделить слово на слоги при стечении согласных
Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).
В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.
Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.
Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): , , , , , , , , : май-ка, Сань-ка, ман-ка.
Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.
Игры для ознакомления детей со слогами
Поиграйте с ребёнком в такие простые игры:
«Друзья». Используйте для этой игры вырезанные из бумаги карточки с буквами или магнитную азбуку. Расскажите, что буквы ищут своих друзей, а когда находят, обнимаются. Покажите, как навстречу друг к другу бегут буквы «Н» и «А», как они обнимаются. Произнесите при этом слог «НА». Покажите другие примеры. Помогите ребёнку самому составить пары из букв (слоги).
«Найди друзей»
Когда гуляете с ребёнком, обращайте внимание на афиши, рекламные объявления, вывески. Ищите буквы, которые дружат
Пусть малыш учится находить как можно больше слогов.
«Перестановка». Учитесь менять слоги местами в словах так, чтоб получались новые слова. Сразу при обучении этой игре используйте наглядные материалы: слоги, написанные на бумаге или выложенные из магнитной азбуки. Со временем можно учить ребёнка проделывать задание на слух. Примеры слов: сос-на, бан-ка, вес-на, ни-тка, ши-на, ло-жа, чай-ка, ра-но, сы-ро, ска-ла, ды-ра, лы-жи.
Для обучения делению на слоги пригодятся карточки с буквами, магнитная азбука и другие дидактические пособия
«Фантазёры». Игра для тех, кто уже хорошо усвоил понятие слога. Ребёнок должен сам придумывать слова, содержащие столько слогов, сколько скажет (покажет с помощью пальцев, магнитных цифр, палочек, прохлопает, простучит и т. д.) взрослый. «Путаница». Для этой игры подготовьте заранее карточки с напечатанным и написанными на них слогами. С их помощью выкладывайте слова, но слоги меняйте местами (ло-мо-ко — молоко, рень-ва-е — варенье, ла-пи — пила и т.п.). Пусть сын или дочь догадается, в каком порядке их следует расставить. Со временем можно учиться проделывать это упражнение на слух. «Новичок». Называете пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом. Ребёнок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука — ру-баш-ка, корка — кор-зин-ка, розы — мо-розы, мушка — кор-мушка, ребёнок — же-ребёнок.
Понятие слога
Слог в русском языке не связан с формированием смысловых значений. Он является лишь произносительным элементом, причем минимальным — слова в речи делятся не на звуки, а на слоги.
Звуки в кратчайшей фонетической единице группируются по степени звучности. Наиболее звучные — гласные — являются слогообразующими, или слоговыми.
Слоги основаны на гласных звуках. Слог может состоять из одной гласной (у-рок), из гласной и одной согласной (ру-ка) или из гласной и нескольких согласных (кры-ша).
Но состоять только из согласных слоговая единица в русском языке не может. Предлоги «в», «к» и т. д. слогами не считаются.
Определить количество слогов в слове можно на основе движений челюсти. Для этого руку тыльной стороной подносят снизу близко к подбородку и четко произносят слово. Сколько раз подбородок касается руки — столько слогов в слове.
Структура слога и ударение
По структуре слог обязательно состоит из слогообразующего гласного звука — ядра — и, опционально, окружающих его неслоговых согласных звуков.
Если в начале слога стоит согласный звук, его называют инициалью. Согласный звук в конце слова называют финалью. Рассмотрим несколько примеров.
На основе наличия ударений слоги разделяют на ударные и безударные. В русском языке ударение может падать на любой слог, в отличие от, например, французского, где ударение при произношении всегда падает на последний слог. Филологи в современном языкознании выделяют различные схемы ударений. Они нуждаются в отдельном изучении.
Как правильно делить слова на слоги
В русском языке иногда тяжело определить четкие границы слогов. К примеру, слово «острый» можно разделить несколькими способами вида: о-стрый, ос-трый, ост-рый.
По основному принципу, слогораздел в большинстве случаев проходит сразу после гласного звука: ко-шка, со-ло-ма, у-е-зжать. Выделяют несколько исключений.
- Слог является последним в слове или единственным. Тогда все конечные согласные включают в него: по-вар, прочь.
- Если после гласного сочетаются «й» и согласная, то слогораздел проходит после «й»: вой-на, буй-вол, во-лей-бол.
- Если после гласного находится сочетание непарного звонкого согласного и парного согласного, то звонкий звук относят к предыдущему слогу: кар-тон, бел-ка.
Выделим общий алгоритм деления слова на минимальные фонетические единицы.
- Прочитать слово.
- Выделить в слове гласные.
- Посчитать количество гласных в слове и определить количество слогов.
- Проверить слово на наличие исключений.
- Разделить слово на слоги в соответствии с количеством гласных звуков.
При переносе слов
Хотя слоги и морфемы лежат в основе правил переноса, разделение слова на слоги может отличаться от разделения слова для переноса.
В русском языке выделяют следующие правила переноса слов:
- нельзя переносом оставлять на строке одну букву или группу букв без согласных;
- нельзя проводить раздел слова перед буквами «й», «ь», «ы», «ъ»;
- запрещено переносить аббревиатуры, написанные прописными буквами;
- в сложных словах можно совершать перенос между гласной и последующей согласной, а также после приставок;
- переносом нельзя отделять последние согласные приставок, а также первые согласные корня;
- желательно избегать отдельного переноса слога «не», чтобы не искажать визуально смысл последующего текста.
Классификация слогов
В русском языке существует несколько классификаций слогов по разным основаниям.
По наличию конечного согласного выделяют:
- открытые (заканчиваются на гласную);
- закрытые (заканчиваются на согласную).
По наличию начального согласного выделяют слоги:
- неприкрытые (начинаются на гласную);
- прикрытые (начинаются на согласную).
По количеству гласного, или количественной характеристике слоги условно делят на:
- сильные, или долгие (оканчиваются на долгую гласную или на гласную с согласными);
- слабые, или краткие (оканчиваются на краткую гласную).
По звуковому составу выделяют слоги:
- с одним гласным звуком;
- с гласным и одним согласным звуком;
- с гласным и несколькими согласными звуками.
Фонетический разбор: нельзя
Сделаем полный звуко-буквенный разбор слова «нельзя»: поставим ударение, определим слоги и их количество, составим фонетическую транскрипцию и составим таблицу букв и звуков.
Ударение: нельзя́ — ударение падает на 2-й слог Слоги: нель-зя (2 слога) Возможные переносы: не-льзя, нель-зя (2 варианта) Фонетическая транскрипция слова:
Разбор на буквы и звуки:
Буква | Звук | Характеристики звука | Цвет |
---|---|---|---|
н | согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий | н | |
е | гласный, безударный | е | |
л | согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий | л | |
ь | не обозначает звука | ь | |
з | согласный, звонкий парный, мягкий | з | |
я | гласный, ударный | я |
Число букв и звуков: На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 6 букв и 5 звуков.Буквы: 2 гласных буквы, 3 согласных буквы, 1 буква не означает звука.Звуки: 2 гласных звука, 3 согласных звука. Из них 3 мягких согласных и 0 твёрдых согласных.
Что такое двусложные слова, и какие существуют правила переноса для них
Прежде чем думать, как правильно переносится слово, нужно определить, относится ли оно вообще к двусложным. В русском языке за слогообразование «ответственны» гласные. В слове насчитывается именно столько слогов, сколько оно содержит гласных. Число согласных, «ь», «ъ», «й», на их число никак не влияют.
Для взрослого разделить слово на слоги фонетически не составляет проблем. В процессе произношения четко выделяются два «толчка» выдыхаемого воздуха, один из них – более акцентированный (ударный).
Справка! В русском языке фонетический слог – один или несколько звуков, произносимых слитно, «на одном дыхании».
Чтобы объяснить процесс деления ребенку, можно предложить ему простое упражнение: развернув раскрытую ладонь параллельно полу, подставить ее к подбородку снизу так, чтобы оставалось 2-3 см свободного пространства и, четко артикулируя, произнести несколько двусложных слов. Одновременно ведется подсчет – сколько раз подбородок стукнется о ладонь. Это и будет искомым числом слогов.
Согласные при делении слова «прилипают» к гласным, «окружая» их. Так формируются закрытые слоги. Когда слог начинается или заканчивается на гласную, он называется открытым. Двусложные слова могут состоять из двух закрытых, двух открытых, открытого и закрытого слогов. Во всех случаях они переносятся исключительно по слогам:
- пар-тер; прин-тер, мос-тик, фан-тик, кор-пус;
- ут-ро, ед-ва, ро-ща, пра-во, ли-па;
- фор-ма, ве-чер, солн-це, мес-то, руч-ка.
Возможен и еще один вариант – гласная сама по себе становится «самодостаточным» слогом. В этом случае двусложное слово не переносится.
Почему не все двусложные слова можно переносить
Двусложные (и многосложные) слова, начинающиеся или заканчивающиеся слогом, состоящим из одной гласной, входят в перечень тех, которые нельзя перенести со строки на строку. К этой же категории относятся односложные слова (том, стол, взгляд, мост, сон). Запрет на их перенос обусловлен тем, что при написании страдает стройность письменной речи.
И если слова из четырех и более слогов можно перенести, соблюдая фонетические нормы (а-ва-ри-я – ава-рия, а-ка-ци-я – ака-ция, ре-во-лю-ци-я – револю-ция, мо-ти-ва-ци-я – моти-вация), то для двух или трехсложных (а-ри-я) таких вариантов их деления просто не существует. Поэтому их нужно писать полностью на одной строке, не допуская переноса.
Перенос двусложных слов с буквами ь, ъ, й в составе слова
Деление на слоги слов с «ь», «ъ», «й» традиционно вызывает трудности. Чтобы не допустить ошибку, нужно помнить, что их наличие никак не влияет на число слогов, всегда учитываются только гласные. Буквы «ь», «ъ», «й» их не образуют ни самостоятельно, ни вместе с согласными:
- моль, рай, съесть, знай, явь, вьюн – односложные слова;
- улей, майка, съела, тикай, икать, окунь – двусложные слова.
Внимание! Согласно правилам русского языка, при переносе многосложных слов «ь», «ъ» и «й» запрещается отделять от предшествующей им гласной или согласной (медаль-он, объ-явление, стай-ка).
Примеры двусложных слов, которые нельзя переносить
Большинство двусложных слов, начинающихся или заканчивающихся слогом, состоящим из одной гласной – существительные. Число букв при этом может быть любым:
- ива, эра, шея, яма, ухо, еда, туя, очи, аир, эхо;
- стая, якут, эфес, обоз, иней, угол, азот, ибис, араб, идол;
- окунь, олень, анонс, эмаль, струя, обувь, изюбр, арест, яхонт;
- участь, ярость.
В категорию «непереносимых» попадают многие двусложные имена собственные:
- Ева;
- Аня;
- Оля;
- Юля;
- Лия;
- Ира
- Ада;
- Яков;
- Егор;
- Юрий.
Только существительными перечень двусложных слов, которые нельзя перенести с одной строки на другую не ограничивается. В него входят и иные части речи:
- прилагательные (юный, злая, алый, ярый);
- глаголы (юлить, осесть, ушить, унять, опасть, орать, учить, иметь, умыть, ехать);
- местоимения (мое, твоя, ее, оно, его, свое, это, иной);
- деепричастия (стоя, упав, рея, тая, моя, осев, воя, брея);
- числительные (один, двое, трое, оба);
- наречия (оземь, еле, еще, уже, вдвое).
Деление слов на слоги – простая и понятная процедура. Но и здесь бывают сложности. Их вызывают двусложные слова, которые нельзя перенести. Их очень много, поэтому запоминать нет необходимости. Нужно только запомнить соответствующее правило.
Устные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги
Наглядно продемонстрировать тему помогут следующие упражнения:
- Эксперимент со свечой. Зажгите свечу. Сядьте напротив. Произносите громко, активно выдыхая воздух, разные слова. На каждый слог пламя будет колебаться. Посчитайте вместе количество колебаний на каждое слово. Ребёнку также будет интересно самому придумывать слова и подсчитывать количество слогов в них. Поэкспериментируйте: назовите короткие односложные слова, а затем придумайте длинные, от которых пламя будет колебаться много раз.
- Хлопки ладошками. Предложите мальчику или девочке на каждый слог в слове хлопать в ладоши. Пусть слова посоревнуются, какое из них соберёт больше аплодисментов.
- Пробуем на ощупь. Положите горизонтально выпрямленную руку себе под подбородок. Пусть то же самое проделает ваш маленький учёный. Произносите односложные и многосложные слова. На каждый слог подбородок и рот будут двигаться, а рот раскрываться.
- Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг — один слог. Произносите слова и шагайте на каждый слог. Спросите малыша, сколько шагов понадобится, чтобы произнести разные слова. Вначале проделывайте упражнения вместе с ребёнком. А затем пусть учится использовать шаг для измерения количества слогов самостоятельно.
- Юный музыкант (строитель, телеграфист). Попробуйте обозначить каждый слог каким-нибудь звуком (ударом по барабану, стуком молоточка), который по нраву вашему ребёнку. Как будут звучать слова?
Для усвоения материала дайте возможность ребёнку измерить слоги шагами, пощупать их руками и создать для каждого слова свои неповтимые мелодии
Зачем уметь делить слово на слоги
Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают
Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.
Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.
Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.
К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.
Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.