Новый год
Как и многие древние народы, езиды ведут летоисчисление не с зимы, а с весны, а точнее, с апреля. Новый год совпадает с национальным праздником, отмечаемым в первую среду месяца. История его возникновения связана с именем Малак-Тавуса — слуги Бога, который непосредственно выполняет волю Верховного Всевышнего. Малак-Тавуса переводится как Царь-Павлин. Под этим именем у езидов почитается Эзраил, как высший среди семи ангелов, созданных Всевышним. Он считается падшим ангелом. Его отождествляют с Люцифером в христианстве и Шайтаном в мусульманстве. Именно данное верование стало причиной того, что у многих соседних народов об езидах сложилось впечатление как о «чертопоклонниках». Кто знает… Национальность (езиды, во всяком случае, точно себя не относят к этой категории) сложно назвать таковой, ведь в самом вероисповедании много дружественных и добрых традиций. Сами они уверены, что в конце времен произойдет примирение Бога с павшим ангелом. Из-за этого в религии езидов строго запрещено проклинать Сатану. Кстати, часто представители других религий рьяно критикуют данную веру за праздника для женщин — это время печь большой ритуальный пирог (гату). Форма его округлая, готовится из сдобного теста. Интересно, что внутрь гаты езиды запекают бусы. Руководит всем процессом самая старшая женщина в семье. По наступлению праздника главный мужчина семейства раздает гату всем родным. Кто получит кусок с бусами, тот весь год будет удачлив. Также с апрелем у этого народа связывается еще одно поверье: апрель — это как бы «невеста» всех других месяцев, поэтому у езидов существует строгое табу на проведение в апреле свадеб; также нельзя заниматься строительством дома, возделыванием земли, менять место жительства.
Культурные и религиозные особенности езидов
Одной из основных особенностей культуры езидов является их фамилии, которые часто оканчиваются на «ян». Например, фамилии Алиян, Хасанян, Маликян представляют типичные езидские фамилии. Этот окончательный суффикс является признаком принадлежности к этнической группе езидов и использование его в фамилии является традицией.
Еще одной важной особенностью езидов является их религиозная практика. Центральным божеством для езидов является Меле Таус, который представлен в виде павлина
Езиды считают, что Меле Таус является душой первого человека Адама, который был создан Богом из света. Поэтому павлин является священным животным для езидов и его смерть считается грехом.
Езиды также отличаются своей собственной системой святых книг и общностей. Их святая книга называется «Мешаф Реш» и является сборником иудейских, христианских и исламских текстов. Каждая езидская община имеет своего духовного лидера, который называется муршидом, и у них есть свои святилища и молебны.
Как и многие другие религиозные группы, езиды имеют свои священные праздники и обряды. Например, одним из наиболее известных праздников езидов является Новый год, который празднуется весной. В этот день езиды собираются вместе, чтобы провести традиционные ритуалы, танцы и песни, чтобы приветствовать приход весны и новой жизни.
Однако, несмотря на свои уникальные культурные и религиозные особенности, езиды сталкиваются с многочисленными проблемами, включая преследования и дискриминацию. В связи с этим, сохранение и продолжение своей культуры и религии играет огромную роль в сохранении этнической идентичности езидов.
Значение фамилии Езиды
Фамилия — это основной элемент, который связывает человека со вселенной и окружающим миром. Она определяет судьбу человека, основные черты характера и наиболее значимые события. В фамилии Езиды скрыт опыт, накопленный предыдущими поколениями и предками. По нумерологии имени Езиды можно определить семейный уклад, благополучие семьи, сильные и слабые стороны и характер носителя фамилии. Число фамилии Езиды в нумерологии — 5. Люди с фамилией Езиды — свободолюбивые и целеустремленные, не терпящие самоконтроля. Они обладают врожденным талантом видеть суть вещей и разбираться в самых сложных и запутанных проблемах. Высшие силы наделили Пятерок титанической работоспособностью, что позволяет реализовывать отчаянные проекты. Они — бойцы, сражающиеся как со своими недостатками, так и со сложностями жизненного пути. Они подвержены сомнениям, которые не могут развеять более опытные коллеги. Весь опыт люди с фамилией Езиды накапливают самостоятельно и набивают немало шишек. Жизненные уроки они запоминают надолго, часто на годы. Они быстро учатся, вникают в новые проекты и доводят их до рационального зерна.Жизненный путь рода и фамилии Езиды Стремление к борьбе и дракам проявляется у представителей фамилии Езиды с раннего возраста. Они могут записаться в несколько спортивных секций и кружков по интересам, успевая при этом во всех сферах. Со временем выбирают для себя один вид деятельности и достигают в нем совершенства. Природный оптимизм пятерок воспринимается окружающими как проявление слабости, поэтому им приходится доказывать свою состоятельность
На протяжении всей жизни эти люди привлекают к себе внимание и предъявляют высокие требования. Носители фамилии Езиды не могут оступиться: они тяжело переносят ошибки и часто замыкаются в себе.Семейная жизнь с фамилией Езиды Носители фамилии Езиды — не самые лучшие семьянины
Это душа компании, преданный друг, но не всегда лучший муж или отличная жена. Семейная жизнь у представителей фамилии Езиды на втором плане, а свое свободное время они посвящают хобби и любимой работе. При этом их любят дети, так как Езиды не пытается строить из себя взрослого человека. Люди с фамилией Езиды общаются с детьми на равных, а потому пробуждают в них чувство гордости и значимости. К сожалению, они склонны к увлечению противоположным полом: эта слабость может привести к длительным романам и повторным бракам. Только сильный и уверенный в себе человек сможет удержать носителя имени Езиды в семье.Рекомендуемые профессии для фамилии Езиды Носителям фамилии Езиды рекомендуются творческие профессии: они смогут добиться успеха в роли музыканта, художника, модельера или журналиста. Возможен успех в деловой сфере: но в этом случае им следует избегать рискованных сделок. Врожденная склонность к психологии превращает пятерки в потенциальных терапевтов, социальных работников и учителей. Этих людей можно рекомендовать на руководящие должности: в этом случае успех всего предприятия будет зависеть от правильно подобранной команды сотрудников.Преимущества характера человека с фамилией Езиды К достоинствам фамилии Езиды можно отнести веселый нрав, оптимизм, открытость. Это щедрые люди, верные друзья и преданные партнеры. Несмотря на их погоню за выгодой, подвох и предательство с их стороны полностью исключены.
Езиды и армяне
Езид — национальность, насчитывающая в Армении десятки тысяч представителей. Отношение этих народов друг к другу формировалось с древних времен. Они всегда были дружественными народами. Их связывают похожие судьбы, ведь и те и другие в борьбе за свою веру подвергались гонениям и лишениям, что вынудило их уйти со своей исторической родины, спасаясь от преследователей. Многие езиды впоследствии обосновались на территории Восточной Армении.
Армения — единственное государство, где есть образовательные учреждения, изучающие езидский язык. Их примерно 23. В стране несколько издательств выпускают учебники и художественную литературу на езидском языке. Действует фонд, способствующий развитию езидской науки и искусства.
Езидские поселения очень сильно пострадали во время разрушительного землетрясения, которое произошло в Армении в 1988 году. По рекомендации тогдашнего премьер-министра СССР посещавшего зону бедствия, многие из них (примерно 5,5 тысяч человек) перебрались в Краснодарский край.
Хоть это и горестно отмечать, но мы, по словам классика, «ленивы и нелюбопытны». И даже на сегодняшний день далеко не полностью осведомлены о живущем с нами бок о бок таком древнем народе, как езиды. Многие сведения неточны и размыты. Но одно известно точно. Езид — национальность, представители которой сумели пройти все испытания, сохранив при этом свой исторический облик и самобытность. А
Традиционные и современные езидские фамилии
Традиционно, езидские фамилии основаны на мужском имени главы семьи, с добавлением суффикса «ян» или «иан» (часто также встречается вариант «яни»). Таким образом, фамилии передавались от отца к сыну.
Фамилии на «ян» были распространены в основном среди езидов в Ираке и соседних регионах. К ним относятся такие фамилии, как Барзани, Синди, Кочер, Шемани, Ису или Джалильян.
Существуют также езидские фамилии, у которых нет суффикса «ян», но они все же имеют историческую и религиозную значимость. Например, фамилии Йездана и Мустафа показывают принадлежность к священному острову Шейх Ади в Ираке, который является одним из священных мест езидов.
Современные езидские фамилии могут быть изменены из-за смешения с другими культурами и влияниями. Некоторые езиды могут выбрать более обычные фамилии, чтобы избежать дискриминации или преследования.
Таким образом, езидские фамилии на «ян» или без него олицетворяют древнюю историю этого сообщества и его культурные традиции
Они являются важной частью езидской идентичности и служат связующим звеном между поколениями
- https://en.wikipedia.org/wiki/Yazidis
- https://www.aljazeera.com/news/2014/8/13/who-are-the-yazidis
История
Предки езидов издревле жили на севере Ирака. Во время существования Османской империи они были вынуждены перебраться в соседние государства, спасаясь от истребления, защищая свою свободу. Мусульманский мир подвергал людей гонениям, которые длились веками. На протяжении 12 веков соседние исламские народы 72 раза нападали на езидов, организовывали геноцид и пытались уничтожить их культуру и веру.
По словам представителей национальности, последние 1000 лет они были вынуждены жить с оружием в руках, пытаясь сохранить свою религию. В этот период в резиденциях езидов происходило множество сражений. Люди считают арабское вторжение в регион самым мощным ударом. Ислам принес людям большие страдания, многие были вынуждены принять эту религию. В 20 веке недалеко от иракского города Сулеймания археологи нашли свиток с подробным описанием противостояния езидов захватчикам. В течение нескольких дней противник казнил около 100 000 граждан, которые были езидами, зороастрийцами, отказавшимися принять ислам. Те, кто выжил, попали в плен или обратились в ислам. Их использовали для нападения, уничтожения беглых езидов, скрывающихся в высоких горах.
В жизни езидов большую роль играют публичные религиозные праздники
Общины езидов уделяют большое внимание празднованию государственных религиозных праздников: Рождества Езида (трехдневный пост), праздника сотворения мира (Аида Эзид), который следует за ним и отмечается в декабре. Пост в память пророка Хыдыр-Наби (Хыдыр-Ильяс) в феврале, новогодняя ночь в день весеннего равноденствия, день поминовения умерших в середине июня
Также самым главным семейным праздником является первая стрижка мальчиков шейхом (бисквит)
Пост в память пророка Хыдыр-Наби (Хыдыр-Ильяс) в феврале, новогодняя ночь в день весеннего равноденствия, день поминовения умерших в середине июня. Также самым главным семейным праздником является первая стрижка мальчиков шейхом (бисквит).
Видеоклипы. На видео запечатлен суд над езидами, празднующими Новый год (Сарсала), очень почитаемый праздник в еседизме.
Езиды празднуют Новый год (сарсал) в первую среду нисана (март-апрель), также называемую Чаршама Сор («Красный четверг»). К этому празднику особым образом выпекают куличи (фрагменты), а еще расписывают яйца.
Эти дары привозят на кладбища в качестве подарков умершим родственникам, также их обсыпают разноцветными скорлупами от яиц поля, чтобы в этом году земля дала богатый урожай.
Езиды, как и христиане, красят яйца, но в новогоднюю ночь (сарсал), а не на Пасху.
После празднования Нового года езиды отмечают дни святых, так называемый теваф, каждый день в течение месяца. Это сопровождается большим ликованием.
Таким образом езиды образуют огромные хороводы, во время которых танцуют под музыку зурны и барабана. Праздник езидов (Помощник Эзиде) отмечается во вторую пятницу декабря. Через неделю отмечается Праздник Солнца (Аиде Шамс), а в феврале — Хидир Наби (Хизр).
История (+появление на Южном Урале)
История езидского народа связана с Междуречьем Тигра и Евфрата- древним очагом цивилизации, и местом, где происходило культурное взаимодействие семитских и индоевропейских народов. Езиды как и близкие им по происхождению курды считаются индоевропейцами.
На территориироссийского Кавказа езиды стали проживать с конца XIX столетия, когда в результате успешных военных конфликтов против Турции территории населённые езидами были включены в состав Российской Империи. В дальнейшем езиды оставшиеся в Турции будут поддерживать сближение с Россией. Так, в годы Первой мировой войны езидское войско под командованием Джангир-аги перешло на российскую сторону. За утратой Россией территорий Закавказья в результате поражений в Первой мировой войне последовал геноцид езидов со стороны турецких властей, и езидам пришлось массово переселяться в Грузию и Армению.
Вообще, вся история езидов в той или иной степени связана с притеснениями со стороны других народов, в первую очередь, по религиозному признаку. И если для арабов и турок езиды были чуждым народом и в культурном, и в религиозном плане, то для курдов, которые вплоть до настоящего времени продолжают дискриминировать езидский народ на территории Ирака, ключевым раздражающим фактором является именно религиозный. Езидам препятствуют в занятиях торговлей и хозяйственной деятельностью (всё, к чему прикоснулся езид, считается осквернённым), запрещают перемещения между населёнными пунктами и т.д. Особенно устрашающей ситуация выглядит из-за того, что курды сами на протяжении длительного времени являлись угнетаемым народом, но применяют к езидам весь комплекс мер давления, которые ранее испытывали на себе.
После установление советской власти в республиках Кавказа езиды стали гражданами нового государства – СССР. Однако начавшаяся впоследствии советская национальная программа по укрупнению народов по языковому признаку привела к официальному причислению их к курдам и лишению возможности самостоятельного этнокультурного развития. Именно на этом этапе появились теории включения езидов в состав курдского этноса и наименование их курдами-езидами.
После распада Советского Союза начался процесс миграции, обусловленный экономическим отставанием республик СНГ, так многие езиды оказались в Российской Федерации, Украине или странах Евросоюза, в т.ч. и в Челябинской области.
Язык
Езидский язык – курманджи относится к иранской группе (северо-западная ветвь) индоевропейской языковой семьи, как и многие другие языки народов мира, этот язык имеет заимствования (из арабского и турецкого), у этого языка есть и другое название – эздики. Существует мнение, что когда-то езиды пользовались собственным алфавитом, утраченным в результате курдского культурного влияния. Курдский алфавит состоит из 33 букв (преобладают согласные звуки) письмо на его основе – левостороннее. В данный момент и курды, и езиды пользуются графикой арабского, персидского, латинского происхождения и адаптированной кириллицей. Латинизированный алфавит для езидов СССР был утверждён в 1929 в рамках политики латинизации языков народов СССР проводимой по инициативе А.В Луначарского и В.И. Ленина, однако, эксплуатировался он недолго и на смену ему пришёл алфавит на основе кириллицы. На обоих алфавитах в разное время издавалась газета «Рйа Таза» (Новый Путь)
Исторические корни езидских фамилий на ян
Первые упоминания о народе езидов можно найти еще в древних трактатах и хрониках. Они происходят от курдского народа и имеют собственные религиозные и культурные традиции. Как известно, езиды практикуют ислам, но с добавлением некоторых предхристианских и языческих элементов.
Его истоки лежат в Зороастризме, который был популярен среди курдских народов в древности. Зороастризм признавал одного бога и проповедовал вечную борьбу Добра и Зла. Эти религиозные взгляды отразились на культуре и образе жизни езидов.
С течением времени езиды стали подвергаться гонениям и преследованиям со стороны мусульманских правителей региона, что привело к массовой эмиграции езидов. Они разбросались по разным странам, таким как Ирак, Турция, Сирия и другим.
Итак, фамилии на ян у езидов получились именно в результате этой эмиграции. Окончание ян было часто используется в курдских фамилиях, но оно приобрело особую значимость для езидов. Они использовали это окончание, чтобы выделить свою принадлежность к езидскому народу и сохранить свою идентичность в разных странах проживания.
Фамилии на ян стали своеобразным символом, который позволяет езидам чувствовать себя членами своего народа и показывает их исторический опыт. Оно стало символом солидарности и сопротивления преследованиям, которые все езиды пережили на протяжении многих веков.
Вариант 7 (Ростовская область)
- М.М. Антокольский
- А.В. Калинин
- М.А. Шолохов
- В.А. Закруткин
Почему некоторые донские казаки носили серьгу в правом ухе?
- Украшение
- Единственный сын у одинокой матери
- Последний мужчина в роду
- Единственный ребенок у родителей
Небольшая лодка, выдолбленная из ствола дерева — каюк
Доска для утюжения — гладанка
Казачья вольница, жившая добычей, военным промыслом, охотой — гулебщик
Ручей, проточная вода, обычно текущая по дну оврага — ерик
Уха — щёрба
Женская старинная верхняя одежда — сукман
Заколка для волос — прижимка
Костюм донской казачки в виде подрясника — поверх длинной шёлковой рубахи — кулебек
История езидов
История езидов уходит корнями в далекое прошлое. Они считают себя потомками древних месопотамских народов и связывают свою историю с Суменой, одной из самых древних цивилизаций. Однако точные даты и события, связанные с историей езидов, часто остаются скрытыми или спорными.
В течение многих веков езиды были объектом преследования и дискриминации, особенно со стороны властей исламских государств. Они столкнулись с принудительным набором мусульман и исламизацией некоторых езидовских общин. В периоды насилия и гонений, многие езиды вынуждены были принять ислам, чтобы избежать преследований.
Однако езидская религия и культура уцелели благодаря сильному чувству идентичности и семейным связям. Они продолжали практиковать свою религию и сохранять свои традиции, передавая их из поколения в поколение.
В настоящее время езиды сталкиваются с новыми вызовами, такими как террористическая организация «Исламское государство». В середине 2014 года они стали объектом систематического геноцида, который привел к массовому изгнанию, убийствам и пленению езидов. Эта трагическая глава в истории езидов привела к международному осуждению и поддержке. Однако восстановление исторических и религиозных артефактов, а также привлечение вынужденных переселенцев, представляют огромные вызовы для езидского сообщества.
Год | Событие |
---|---|
12-13 вв. | Окончательное формирование езидской религии и культуры. |
14-15 вв. | Период мусульманских вторжений и принудительной исламизации некоторых езидовских общин. |
16-19 вв. | Продолжение преследований и дискриминации со стороны исламских государств. |
19-20 вв. | Постепенное восстановление езидского сообщества и укрепление их идентичности. |
21 вв. | Современные вызовы, включая геноцид езидов и угрозу сохранения их культуры. |
Значение таких фамилий в езидском обществе
Чаще всего такие фамилии используются для идентификации и отличения езидов от представителей других этно-религиозных групп. Они могут указывать на принадлежность к определенному клану, племени, семье или роду. Таким образом, окончание ян в фамилиях является важным элементом социальной структуры и организации езидского общества.
Кроме того, оканчивающиеся на ян фамилии могут также отражать специализацию или род занятий, которыми занимается семья или род внутри езидского общества. Например, фамилия Гиборян связана с исторической ролью семьи воинов и защитников, а фамилия Тембурян указывает на принадлежность к музыкальной мастерской и искусству игры на тембуре.
Оканчивающиеся на ян фамилии также могут символизировать наследие или происхождение от известных или почитаемых личностей в езидской истории. Например, фамилия Барзани может указывать на связь с родом Барзани, знаменитым среди езидов как религиозными лидерами и учеными.
Таким образом, фамилии, оканчивающиеся на ян, являются важным элементом езидской идентичности и культурного наследия. Они служат не только для идентификации и классификации езидов, но и отображают их религиозные, социальные и профессиональные связи.
Происхождение
Одним из самых спорных вопросов как в научных кругах, так и среди курдов и самих езидов является вопрос этногенеза и идентичности езидов. Данный вопрос на просторах бывшего СССР начал зарождаться в конце 1920-х годов XX века, а в наши дни приобрел форму скрытой конфронтации между идентифицирующими себя езидами и считающими себя курдами-езидами, которая отчасти подогревается внешними силами.
Наименование «езиды» — это изменённая в русском языке форма от традиционного самоназвания «эзди».
Этногенез езидов сложно проследить с более древних времён, чем времена формирования арабского халифата и его последующего распада. Долгое время отечественные и зарубежные исследователи не отделяли езидов от курдов, встречалось даже понятие курды-езиды. Такой подход не выдержал проверку временем, т.к. различия между курдами и езидами достаточно очевидны. Арабо-исламская экспансия способствовали исламизации многих народов Месопотамии, этот процесс приводил к арабизации и ассимиляции этих народов арабами, однако, ряд народов, включая и езидов, устояли перед этими процессами. В последующем езиды устояли и перед турецким влиянием.
В средние века у езидов существовали эмираты на территории курдистана: Шейхан, Марван, Касер, Мосул, Хакари, Бадинан, Батман, Ботан. История их завершилась после издания фетвы 1545 г. узаконившей насилие в отношение езидов в Османской империи.
Некоторые исследователи связывают происхождение езидов с народом адаби, жившего ещё до появления шумерской цивилизации, но этот вопрос остаётся спорным.
Базовым фактором, способствовавшим самоидентификации езидов как отдельного этноса является религиозная составляющая. При значительной схожести в этнической составляющей езидов и курдов (иранские племена, которые впоследствии арабизировались и туркизировались, а также ассимилировались с рядом неисламских народов региона: ассирийскими, арамейскими и др. племенами) и языковой общности (и те, идругие говорят на курманджи) езиды чётко идентифицируют себя как отдельный этнос на основании религиозного и традиционного компонентов. В этом можно проследить схожесть с евреями, которые сумели сохранить свою этническую идентичность на протяжении тысяч лет именно благодаря религии.
Таким образом, фундаментом появления езидского этноса была религия, и их этническое самосознание неотделимо от религиозного как, например, у евреев. Если езиды отойдут от своей религии и потеряют свою культурную специфику, то это приведет к их исчезновению как этноса.
Защита и сохранение езидских фамилий на ян
Существует несколько факторов, которые могут угрожать сохранению езидских фамилий на ян. Во-первых, современный мир стал более глобализированным, что приводит к смешению культур и ассимиляции. Это может привести к утрате языка и традиций, включая езидские фамилии.
Кроме того, политические конфликты и войны могут также представлять угрозу для сохранения езидских фамилий. В результате конфликтов люди вынуждены покидать свои родные земли и терять свою идентичность.
Чтобы защитить и сохранить езидские фамилии на ян, необходимо предпринять несколько мер:
- Проведение образовательных программ, направленных на сохранение языка и традиций езидского народа. Это включает создание курсов и учебных материалов, а также организацию культурных мероприятий.
- Проведение исследований и документирование езидских фамилий на ян. Это поможет сохранить их историю и особенности.
- Содействие международным и национальным законодательным инициативам, направленным на защиту этнических меньшинств, включая езидов. Законы, защищающие культурное наследие, могут помочь сохранить езидские фамилии.
- Создание центров, где езиды могут учиться своей культуре, включая язык и традиции. Это поможет укрепить идентичность езидов и сохранить их фамилии.
- Взаимодействие с международными организациями и сообществами для поддержки и защиты езидского народа и их культурного наследия. Это может быть достигнуто через участие в культурных обменах, конференциях и программ.
Защита и сохранение езидских фамилий на ян являются важной задачей для езидского народа и международного сообщества. Вместе мы можем предпринять необходимые шаги, чтобы сохранить и уважать эту уникальную и ценную часть их культуры
Приверженность традициям
У езидов фамилии на ян считаются неотъемлемой частью их идентичности и отражают их культурное наследие. Каждая фамилия имеет свой особый смысл и происхождение, которые связаны с историей и верованиями езидов.
Этот обычай фамилий на ян существует уже веками и сохраняется практически без изменений. Он свидетельствует о глубоком уважении езидов к своей культуре и предкам, а также об их стремлении сохранить свои традиции и ценности.
Часто фамилии на ян связаны с каким-то особым событием или местом. Они также могут указывать на происхождение семьи или относиться к какой-либо специфической профессии или ремеслу
Важно отметить, что изменение фамилии или отказ от ее использования считается серьезным нарушением традиций и может вызвать негативные реакции внутри сообщества езидов
Приверженность езидов к своим традициям и фамилиям на ян подчеркивает их индивидуальность и уникальность, а также помогает им сохранить свою культурную самобытность в современном мире.
Езиды — это отдельный субэтнос курдов
Езиды (езиды, езиды, самоопределение Ezdi) представляют собой субэтническую группу курдов, проживающих в основном в северном Ираке. В то же время некоторые этнографы считают, что это отдельный народ.
Они говорят на курдском диалекте курманджи — эздик. Непосвященному довольно сложно понять, что такое вера среди езидских куд, поскольку посторонние в нее не инициируются.
Современные езиды, фотография. Езиды — коинтеисты, они верят в существование только одного Бога.
Религия езидов — езидизм. Его автономия — скарандин, и это синкретическая религия. В нем сочетаются элементы зороастризма, христианства (несторианство), иудаизма и ислама.
Езиды — коинтеисты, они верят в существование бога и его семи ангелов, главный из которых — Малак Таус (он же Джабраил). Основоположником религии является шейх Шариф Ади ибн Мусафир, живший в XI-XII веках и почитаемый езидами как пророк.
Езиды поклоняются верховному ангелу Малаку Таусу (он же Джабраил).
Таким образом, любой последователь авраамических религий может понять, какую веру среди езидов может иметь любой последователь авраамических религий. В настоящее время основным местом проживания езидов является север Ирака (Иракский Курдистан). Кроме того, они проживают в странах бывшего Советского Союза и в Европе.
Во время Первой мировой войны езиды воевали на стороне Российской империи, а курды-мусульмане активно участвовали в геноциде армян и ассирийцев на стороне турок. В результате многим езидам пришлось эмигрировать в Российскую империю, а затем в страны Европы.
Саддам Хусейн. Президент Ирака с 16 июля 1979 г по 9 апреля 2003 г..
Во время президентства Саддама Хусейна езидов преследовали, например, при переписи населения страны пытались зарегистрировать их как арабов.
У курдов и езидов нет своего государства, поэтому точных данных об их количестве нет. По разным данным, на планете проживает до 2 миллионов езидов.
В Ираке во время правления Саддама Хусейна пытались зарегистрировать их как арабов. После свержения его режима курдские власти, контролирующие северный Ирак, попытались ассимилировать езидов.
Исторически езидов притесняло мусульманское большинство, считающее их «неверными». С 2014 года езиды стали жертвами геноцида в Ираке со стороны исламистских террористических организаций.
2014 С этого года езиды стали жертвами геноцида исламистов в Ираке
Езидские фамилии: история и значимость
Происхождение езидских фамилий часто связано с географическими, историческими и социальными условиями, в которых жили и развивались езиды на протяжении веков. Фамильное наименование может быть основано на имени предка, месте рождения, профессии, физических особенностях или событиях, связанных с семьей.
Значение езидских фамилий позволяет узнать о генеалогии и истории семьи. Каждая фамилия несет в себе информацию о происхождении и родственных связях, а также отражает особенности их жизни и образа мышления. Некоторые фамилии имеют символическое значение и связаны с ритуалами или религиозными обычаями езидов.
Фамилии, которые оканчиваются на «ян», являются типичными для езидов и часто указывают на принадлежность к езидскому роду или поколению. Это может быть связано с семейными традициями или культовыми обрядами езидского наследия.
Изучение и понимание езидских фамилий помогает более глубоко понять и оценить историческое, культурное и религиозное значение езидов. Каждая фамилия становится ключом к прошлому и настоящему этнической группы, позволяя ей сохранить свою уникальность и самобытность в быстро меняющемся мире.
Культурные и исторические особенности езидов с фамилиями на «ян»
Езиды относятся к курдскому народу и придерживаются своей уникальной религии, которая имеет элементы многих древних верований, включая зороастризм, ислам и язычество. Они считают своей религией «езидизм», которая включает в себя культ бога Тавуса, известного также как Павел. Фамилии на «ян» у езидов отражают их религиозные и культурные идентичности и могут быть связаны с именами богов или историческими событиями.
Фамилии на «ян» также отражают исторические события, связанные с иракскими курдами и их борьбой за независимость. Многие езиды с фамилиями на «ян» стали активными участниками курдского национального движения в середине и конце ХХ века. Некоторые из них были знаменитыми воинами и политическими активистами, которые сыграли важную роль в борьбе за права своего народа.
Таблица с примерами фамилий езидов на «ян»:
Фамилия | Значение |
---|---|
Мирзаев | По происхождению от титула «Мирза» (высокий титул в персидском языке) |
Севордян | Относится к племени Сивас |
Аджемян | Связано с именем богини Маргедиты, которая имеет особое значение для езидов |
Кочян | Происходит от названия горы Коч |
Фамилии на «ян» для езидов имеют большое значение, поскольку они помогают сохранить и передать историю, культуру и религиозные традиции этой уникальной группы людей. Они служат также символом гордости и идентификации, укрепляя чувство принадлежности к своему народу и религии.
Исторические причины использования фамилий на ян
Одной из причин использования фамилий на ян в езидовской культуре является языковой аспект. В езидовском языке, который принадлежит к индоиранской группе языков, фонетические особенности и склонение фамилий на ян являются частью этной национальной идентичности. Использование фамилий на ян помогает сохранить езидовскую языковую и культурную традицию.
Еще одной причиной в использовании фамилий на ян можно выделить религиозный аспект. Езиды последователи езидизма — древнего зороастрийского культа. Фамилии на ян особенно важны для езидов, поскольку они отражают связь с духовным миром и являются своеобразным поклонением и почитанием своих предков. Фамилии на ян воспринимаются как священные и символические имена, которые отображают духовные ценности и принадлежность к своей культуре.
Использование фамилий на ян имеет и исторических причины. В течение многих веков езиды были подвергнуты преследованиям и дискриминации, особенно в регионе Месопотамии. Фамилии на ян были способом защиты и сохранения идентичности среди езидовского населения. Они служили как символ единства и поддержки, объединяя езидов вместе в общем враждебном окружении.
Сегодня фамилии на ян продолжают использоваться езидами в качестве способа сохранения своей идентичности и культурного наследия. Они отражают гордость за свою национальность и религию, а также служат способом определения принадлежности к езидовскому сообществу.
Историческая значимость суффикса «ян»
Суффикс «ян» в армянском языке имеет глубокие исторические корни и играет важную роль в формировании фамилий езидов.
Исторически, суффикс «ян» относится к царскому периоду Армении, датируемому III веком до н.э. Он был частью армянской феодальной системы и давался пожизненным армянским царям. Со временем, суффикс «ян» стал символом принадлежности к древней армянской культуре и нации.
Езиды, как древний народ с богатой историей и уникальными традициями, приняли суффикс «ян» в своих фамилиях в качестве формы самоидентификации и сохранения их национальной идентичности. При добавлении суффикса «ян» к фамилии, езиды подчеркивают свою принадлежность к армянской культуре и наследию.
Кроме того, добавление суффикса «ян» к фамилии имеет практическую значимость для езидов. Фамилии с суффиксом «ян» являются уникальными и отличаются от других армянских фамилий. Это помогает езидам сохранить свою идентичность и различаться от других групп в армянском обществе.
В современном обществе суффикс «ян» в фамилиях езидов является неотъемлемой частью их культуры и традиций. Он напоминает езидам о их историческом прошлом, национальной принадлежности и значимости их народа.
Примеры фамилий езидов с суффиксом «ян»
Фамилия
Значение
Кочарян
Происходит от слова «кочар» — бедный, сирота
Авакян
Происходит от имени «Авак» — хороший, благородный
Сароян
Происходит от слова «саро» — любимый, милый