Проблемы в школьном образовании: рассказывают сами ученики

Что ещё характеризует центениалов?

Пока это самое толерантное поколение, причем к совершенно разным группам людей со своими особенностями здоровья, с принадлежностью к разным этническим, расовым и другим группам, со своими взглядами и выборами. 

Самая современная интернет-повестка гласит «любой может быть любым», и подростки это с большим энтузиазмом подхватывают.

Современные ученики стараются избегать ярлыков и ценят оригинальность самовыражения. У поколения Z снова проснулся большой интерес к творчеству и созданию нового, к исследованию глобальным проблем и к избавлению от лишнего. 

Вообще современные молодые люди достаточно прагматичны, похожие в этом плане на поколение X, рожденных в 1964-85 годах. Правда, в отличие от поколения X поколение Z не привыкли ждать и очень хотят получать все быстро, в том числе результаты своих действий.

Интересно, что несмотря на большую вовлеченность в онлайн, подростки очень ценят живое общение и нуждаются в поддержке сообщества, разделяющего их интереса. В последнее время возросла ценность такого объединения в различные группы (как в формате чатиков в мессенджеров, так и в формате встреч в центрах дополнительного образования, в разных секциях, на курсах и так далее).

Еще одной важной отличительной особенностью является вовлеченность современных учеников в политическую жизнь общества – это то, чего давно не наблюдалось в таком масштабе. Подростки искренне озабочены вопросами государственной политики и важностью решения глобальных проблем

Один из самых популярных факультетов, на которые поступают выпускники – «политология».

Внеклассные мероприятия и организации в школе

Внеклассные мероприятия и организации в школе играют важную роль в формировании личности и развитии у школьников разносторонних навыков и интересов. Они помогают ученикам раскрыть свой потенциал, развить социальные и коммуникативные навыки, а также укрепить чувство принадлежности к школьному сообществу.

Школы предоставляют множество возможностей для внеклассной деятельности. Для этого они организуют различные клубы, кружки и секции, где учащиеся могут заниматься своими любимыми делами и увлечениями. Например:

  • Кружок изобразительного искусства позволяет развить творческие способности и навыки рисования, скульптуры и дизайна.
  • Школьный хор или оркестр предоставляет возможность участвовать в музыкальных выступлениях и развивать музыкальные способности.
  • Секция спортивного направления позволяет заниматься любимым видом спорта и развивать физическую активность и выносливость.
  • Театральная студия развивает актерское мастерство, телесную выразительность и помогает преодолеть сценическую застенчивость.

Кроме того, школа может проводить различные мероприятия для всех учащихся. Например, это могут быть:

  1. Спортивные соревнования, такие как футбольные матчи, баскетбольные турниры, легкоатлетические соревнования и другие.
  2. Концерты, где учащиеся могут показать свои таланты в пении, танце и игре на музыкальных инструментах.
  3. Выставки и конкурсы творческих работ, где школьники могут продемонстрировать свои живописные, литературные или научные таланты.
  4. Тематические вечера, где учащиеся могут принять участие в различных играх, конкурсах и мастер-классах.

Внеклассные мероприятия и организации в школе способствуют повышению общественной активности учащихся и помогают им укрепить связи с друзьями, педагогами и родителями. Они также позволяют школьникам развивать лидерские и организационные навыки, а также учиться работать в команде. Внеклассная деятельность становится неотъемлемой частью школьной жизни и помогает детям получить незабываемые впечатления и опыт, которые будут полезны им в будущем.

Умение учиться и развиваться

Чтобы развить эту важную способность, школьник должен быть активным участником учебного процесса. Он должен проявлять интерес к учению, задавать вопросы, проявлять инициативу и самостоятельность в выполнении заданий. Школьник должен быть настойчивым и не бояться ошибаться, так как ошибки являются неотъемлемой частью процесса обучения и развития.

Кроме того, школьник должен уметь эффективно организовывать свое время и планировать учебные и внеклассные занятия. Необходимо развивать навыки саморегуляции и самодисциплины, чтобы достигать поставленных целей и постепенно продвигаться вперед

Также важно учиться управлять своими эмоциями и стремиться к постоянному совершенствованию

Умение учиться и развиваться помогает школьнику быть гибким и адаптивным в современном обществе. Быстрый темп изменений и постоянные новшества требуют от школьников быть готовыми к постоянному изучению нового материала и применению новых технологий

Важно, чтобы школьник был открытым к новым знаниям и умел выбирать и применять те, которые могут быть полезны в его будущей жизни и карьере

12.Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989. — 254 с.

13.Крюкова Т.Д. Психология совладающего поведения // Монография. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова — Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2004.

14.Крюкова Т.Д. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психол. журнал, 2005. -Т. 26.-№2.-С. 5-15.

15.Крюкова Т.Д. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы.- Кострома: Изд-во КГУ им. НА. Некрасова, 2007.

16.Крюкова Т.Д. Человек как субъект совладающего поведения // Психол. журнал, 2008. Т. 29. — № 2. — С. 88-95.

17.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека// Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТУ Сфера, 2002.

18.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс.- Л.: Медицина, 1970.

Немного о теории поколений

Если смотреть на современного старшеклассника через призму теории поколений, то он относится к поколению Z или центениалам (рожденным на пороге нового тысячелетия).

Минутка ликбеза: в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом была создана теория поколений. Согласно ей каждые 20-25 лет рождается новое поколение людей, имеющих особые черты характера, привычки и особенности. 

Поколение Z значительно отличается от предыдущих поколений, и это не случайно.

Современные ученики — это первое поколение, выросшее в мире, в котором всегда был интернет и все его возможности. Они так называемые digital natives, не представляющие себя без смартфонов/планшетов/компьютеров.

При этом не спешите сразу оценивать этот пункт как отрицательный, ведь мы привыкли осуждать за это подростков – все время в телефонах: за едой, по дороге, на переменах в школе, в качестве досуга. Не все так просто!

Для представителя поколения Z уже нет разницы между онлайн и офлайн-реальностью. Социальные сети, подкасты и каналы, обучающие платформы — естественный способ развлечения, коммуникации и обучения старшеклассников и не только. 

Конечно, есть множество исследований о том, что социальные сети провоцируют тревожность и депрессию, заставляют подростков больше сравнивать себя с другими и гнаться за тем, чтобы также быть интересным, популярным и значим.

Однако есть и другая сторона медали: социальные сети и различные другие ресурсы помогают самовыражению подростков, расширяют мировоззрение — дают больше видимости тому, что и как происходит во всех уголках мира с их сверстниками и ребятами чуть постарше — как они думают, развиваются, учатся, начинают карьеру, пытаются решать глобальные проблемы и так далее. 

Более того, социальные сети и другие ресурсы позволяют современным ученикам собирать информацию из множества источников — сопоставлять и сравнивать, что способствует развитию критического мышления. А критическое мышление, в свою очередь, один из ключевых навыков человека в 21 веке.

Школьная травля (буллинг)

Утверждать, что буллинг относится к исключительно проблемам современных детей в школе было бы лукавством. Печальные подтверждения этому можно найти в фильме «Чучело» (режиссер Ролан Быков), мультфильме «Голубой щенок» (режиссер Ефим Гамбург), сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» и других произведениях. Из современного кинематографа интересен фильм «Чудо» (2017)

К счастью, в начальном звене это явление встречается редко, но взрослым важно знать, как предотвратить подобные ситуации между одноклассниками.

По каким признакам понять, что ребенок стал жертвой травли?

  • порванная одежда, учебники, тетради после уроков;
  • следы травм, которые не объясняются естественным образом, не связаны с игрой, случайным падением, кошкой;
  • школьник никогда не приводит домой одноклассников или других сверстников, очень редко проводит время вместе с ними;
  • нет ни одного друга, с которым можно поиграть, сходить в кино, погулять, заняться спортом, поговорить по телефону;
  • ребенка никогда не приглашают на праздники или он сам не хочет никого видеть в гостях, считает, что никто не придет;
  • страх или нежелание идти учиться, по утрам плохой аппетит, частые головные боли, боли в животе;
  • длинный и неудобный путь от дома до школы;
  • беспокойный сон, плач во сне;
  • снижение успеваемости и интереса к учебе;
  • несчастный, расстроенный вид, частые перемены настроения, раздражительность, вспышки;
  • ребенок требует или крадет деньги у родителей.

Конечно, по одному-двум признакам нельзя утверждать, что буллинг имеет место. Но если сын или дочь это подтверждает, то обязательно нужно принимать меры!

Как справиться с буллингом?

Где найти информациюАнтибуллинговая программа для школ «Травли.нет» включает в себя антибуллинговую хартию и два методических пособия — для детей и для учителей. Родителям тоже полезно познакомиться с программой создания психологически безопасной атмосферы в учебных заведениях. Вы узнаете, как распознать буллинг, как детям себя вести в ситуации травли, как взрослые могут преодолеть это явление в детских коллективах.

Что еще можно сделать с проблемой буллинга в образовательной организацииЧем раньше вы узнали про травлю, тем легче и быстрее можно исправить сложившееся положение. Обязательно обратитесь к классному руководителю, психологу, социальному педагогу и представителям школьной администрации. Если есть школьная служба медиации (примирения), то смело задействуйте и ее возможности. На классном родительском собрании обязательно следует обсудить ситуацию

Важно донести мысль, что буллинг — проблема не одного человека, а болезнь коллектива. Негативные последствия травли затронут всех: у агрессора стремительно растет риск пойти по криминальному пути;
у жертвы снижается самооценка, возникает чувство собственной ничтожности, появляется желание мстить;
у свидетелей травли укрепляются страх, напряжение, искажаются моральные ценности;
педагогов ожидает неуправляемость коллективом, снижение успеваемости в классе;
родители сталкиваются с потерей интереса к учебе и непредсказуемостью отношений с детьми

Задача взрослых — помочь классу справиться с буллингом. Дети должны понять, что травить подло, а делать вид, что ничего особенного не происходит — это трусость. Обязательно найдутся те, кто заступится за жертву буллинга. Чем больше ребят покажут негативное отношение к травле и агрессору, тем быстрее учителя и специалисты социально-психологической службы нейтрализуют зачинщиков травли и сблизят одноклассников.
Если же родители и педагоги игнорируют ситуацию, задумайтесь о переводе ученика в другую образовательную организацию. Устойчивая самооценка и крепкая психика ребенка важнее любых родительских принципов.

Чем раньше взрослые приложат усилия для сплочения коллектива и привития школьникам здоровых ценностей, тем дружнее будет класс.

Это сводит вероятность возникновения травли в будущем к нулю. Отлично нейтрализуют зарождение буллинга совместные мероприятия с детьми, поездки, подготовка и проведение праздников хотя и требуют усилий, но помогают детям оставаться дружелюбными и человечными.

Педагог-психолог Ольга Иванова

Ответственность и самоорганизация

Ответственность подразумевает принятие на себя обязанностей и выполнение их в срок. Школьник должен понимать, что его успехи и достижения зависят от его действий и усилий. Он должен быть ответственным за свою учебу, домашние задания и свою поведение в школе. Только осознавая свою ответственность, школьник может стать успешным и достичь поставленных целей.

Самоорганизация — это умение планировать свои действия, управлять своим временем и принимать решения. Школьник должен уметь определить приоритеты, разбить большую задачу на небольшие части и распределить их по дням и часам. Он должен уметь контролировать свое время, чтобы успевать делать все задания и учиться без стресса и суеты. Умение самоорганизоваться позволяет школьнику быть эффективным и успешным в учебе.

Ответственность и самоорганизация — это качества, которые развиваются со временем и требуют усилий. Школьникам нужно постоянно работать над своими навыками ответственности и самоорганизации, чтобы стать успешными учениками и готовыми к будущим вызовам. Эти качества помогут им не только в школьной жизни, но и в будущей профессиональной деятельности.

Первый день в школе: особенности и ожидания

Первый день в школе – это важное событие в жизни каждого ребенка. Для многих это значимый шаг в становлении и развитии личности

Перед началом нового учебного года школьникам трудно представить, что их ждет в этот первый день. Страх, волнение и ожидания заполняют детские души, а взрослые стараются сделать все возможное, чтобы доставить ребятам положительные эмоции.

С первого школьного дня детей встречают классные руководители и учителя. Они знакомят детей друг с другом и рассказывают об основных правилах и требованиях школы. В течение дня проводятся различные организационные мероприятия: знакомство с учебным планом, распределение учебников и тетрадей, объяснение расписания уроков.

В первый день школы дети могут насладиться встречей со своими одноклассниками и завести новых друзей. Большинство детей волнуются, не зная, каких людей они встретят и как они будут взаимодействовать. Начинается новая глава в школьной жизни, и у каждого ребенка есть возможность создать новые дружеские связи.

Одним из самых интересных моментов первого дня в школе является знакомство с учебной программой. Ребята получают учебники, план уроков и расписание и узнают, какой предмет они изучат в текущем году. Новые знания и предметы вызывают у детей интерес и любопытство.

Важным моментом первого дня в школе является осознание того, что начинается «взрослая» жизнь. Ребенок входит в мир обязанностей, учебы и ответственности. Отныне ему предстоит проводить больше времени в школе, заниматься домашним заданием и делиться семейными радостями и проблемами со своими учителями.

Не менее важной частью первого дня в школе является обед в столовой. Для многих первый раз обедать в школе может быть вызовом

Дети будут сталкиваться с новыми правилами и режимом. Обед в столовой предоставляет возможность детям попробовать разнообразные блюда, узнать больше о здоровом питании и обучиться правильным манерам приема пищи.

В итоге первый день в школе – это смесь различных эмоций, от волнения и страха до радости и любопытства

Он ознаменовывает начало новой важной главы в жизни школьника, полную возможностей и вызовов. Первый день в школе помогает детям адаптироваться к новому коллективу, расширять свой круг общения и формировать навыки самостоятельности

В итоге, первый день – это тот день, который останется в памяти каждого школьника на долгие годы.

28.Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей.-СПб.: Речь, 2006. — 352 с.

29.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: “Питер”, 2000. – 560 с.

30.Психология подростка. Учебник Текст. // Под ред. член-кор. РАО A.A. Реана. СПб.: «Прайм-Евро-знак», 2003.

31.Сирота H.A., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма Учебное пособие для студ. высш. уч. завед.-М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 176 с.

32.Стрельцова И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них // Дисс. канд. псих. наук. М., 2003.

33.Тумакова E.H. Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей //Дисс. .кан. псих. наук. — Саратов, 2003.

34.Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии, 1987, № 1.-С. 27-34.

35.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. // Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

Беседа о школьной жизни: что значит быть школьником?

Быть школьником – это одно из самых значимых периодов в жизни каждого человека. В этом возрасте мы начинаем формировать свою личность, приобретаем новые знания, умения и навыки. Школа становится для нас вторым домом, где мы проводим большую часть своего времени, заводим новых друзей и познаем окружающий мир.

Школьная жизнь очень насыщена различными мероприятиями и обязанностями. У каждого школьника есть свое расписание занятий, которое включает в себя уроки различных предметов, физкультуру, музыку и другие дополнительные занятия. В школе мы не только учимся, но и посещаем кружки и секции, которые помогают нам развивать свои способности и интересы.

Быть школьником также означает иметь различные обязанности и ответственность. Мы должны выполнять домашние задания, подготавливаться к контрольным и экзаменам, сдавать классные работы. Кроме того, нам поручают роль классного представителя или старосты, что требует дополнительных обязанностей перед классом и учителями.

Школьная жизнь предлагает нам множество возможностей для саморазвития. Мы можем участвовать в школьных спортивных или творческих соревнованиях, писать статьи для газеты школы или участвовать в театральных постановках. Такие мероприятия помогают нам раскрыться, найти свое призвание и повысить самооценку.

Будучи школьниками, мы также осознаем важность общения и дружбы. Школа – это место, где мы заводим лучших друзей, с которыми делимся радостями, печалями и секретами

Мы проводим большую часть времени в классе, на переменах и во время внеурочных занятий вместе с ними. Вместе мы переживаем проблемы и радости, помогаем друг другу и решаем различные задачи. Дружба в школьные годы – это неизменная составляющая нашей жизни.

В конце школьной жизни нас ожидают выпускные экзамены и дипломы, которые станут началом новой важной главы в нашей жизни – взрослой жизни. Мы уходим из школы, но сохраним все те знания, навыки и теплые воспоминания, которые получили в эти годы

Выводы:

Быть школьником – это важный период в жизни, во время которого мы формируем свою личность.
Школа – это наше второе дом, где мы проводим большую часть времени и заводим новых друзей.
У школьников есть обязанности и ответственность, включая выполнение домашних заданий и роли классных представителей.
Школьная жизнь предлагает множество возможностей для саморазвития и раскрытия своих способностей.
Дружба в школьные годы – это важная составляющая нашей жизни, помогающая нам переживать радости и проблемы.
Окончание школы – это начало новой важной главы в нашей жизни – взрослой жизни.

День школьника: расписание и обязанности

День школьника – это особое событие, которое каждый школьник ждет с нетерпением. В этот день ученики отмечают свой профессиональный праздник и проводят его с особым весельем и радостью.

Обычно День школьника начинается с торжественной линейки, на которой директор школы поздравляет всех учеников и выступает с праздничным словом. После этого школьники приступают к основным мероприятиям.

На Дне школьника наступает особый режим работы школы. Как правило, уроки сокращаются, чтобы ученики могли активно участвовать в праздничных мероприятиях. По расписанию у детей могут быть различные развлекательные мероприятия, игры, конкурсы, спортивные состязания и т. д.

Кроме того, обязательным элементом Дня школьника является проведение тематического праздничного концерта. Школьники готовят музыкальные и танцевальные номера, ставят мини-спектакли, читают стихи и показывают другие таланты. Этот концерт становится главным событием дня и приносит участникам и зрителям массу положительных эмоций.

Однако, помимо радостных моментов, на День школьника также возлагаются некоторые обязанности на учеников. Например, выступление на праздничном концерте или постановка танцевального номера может потребовать больших трудозатрат и подготовки. Ученики также могут быть ответственными за оформление классных стендов, подготовку сцены и декораций для концерта, а также участие в организации общих мероприятий.

Все эти обязанности и заботы по организации Дня школьника также помогают ученикам развивать лидерские и творческие навыки, а также укреплять дружеские связи между разными классами и учениками.

Таким образом, День школьника – это особый день, который многие школьники ждут с нетерпением. В этот день у них есть возможность не только отдохнуть от учебы, но и проявить свои таланты, весело провести время со своими одноклассниками и преподавателями. Обязанности, связанные с подготовкой и проведением мероприятий, также помогают развивать учеников и формировать у них важные навыки.

23.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции.- М.: Наука, 2001.

24.Москвитина О.А. Представления младших подростков о способах поведения в трудных жизненных ситуациях. // Дисс. . канд. психол. наук. Рязань, 2004.

25.Муздыбаев К. Дилеммы распределения ресурсов. // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. 1992. Сер.6. Вып. 1. — С. 62-69.

26.Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями.// Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. -Т.1. -Вып. 2.-С. 3-14.

27.Нартова-Бочавер C.K. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности. // Психол. журнал, 1997. -№ 5. С. 20-30.

30 стр., 14963 слов

«Особенности совладающего поведения»

… темы курсовой работы, цели, задачи, объект, предмет, методы, методики, гипотеза исследования. В первой главе раскрывается сущность понятия «совладающее поведение», рассматривается совладающее поведение … урегулирование социальных взаимодействий . В отечественной психологии термин «совладающее поведение» стал употребляться в 1990 – е годы, хотя сопряженные … к стрессам. В зарубежной психол

Какие новые возможности появляются в младшем школьном возрасте

Новообразования в психологии — это новые психические и поведенческие возможности, которых раньше у ребёнка не было. Какие же новообразования появляются у младших школьников?

Интеллектуализация психологических процессов

Это значит, что в возрасте семи-восьми лет на первый план выходит мышление, которое подчиняет себе все действия и реакции ребёнка:

Восприятие становится произвольным, то есть ребёнок учится самостоятельно выбирать, на что ему обратить внимание. Он перестаёт подчиняться словам родителей: «Посмотри туда, посмотри сюда».
Речь становится контекстной

Маленьких детей бывает довольно сложно понять, потому что они не умеют погружать собеседника в контекст и рассказывать предысторию увиденного ими. Но в младшем школьном возрасте ребёнок учится ставить себя на место собеседника и достраивать свой рассказ, уточнять его, обогащать деталями.
Память становится смысловой, то есть ребёнок учится запоминать или заучивать выбранную им информацию.

Все описываемые процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. И это хорошая новость: если у ребёнка есть трудности, скажем, в речи — её можно подтянуть через развитие памяти и внимания.

Способность анализировать

Ребёнок учится строить прогнозы и делать умозаключения: «Что будет, если…», «Почему так вышло?», «Кто виноват?» и так далее. Тренируя эти навыки в школе, на уроках математики, словесности, окружающего мира, в будущем с их помощью он сможет решать важные и трудные жизненные задачи.


Фото: KATTY ELIZAROVA / Shutterstock

Рефлексия

Ближе к концу младшего школьного возраста дети учатся рефлексии. Если анализ связан с осознанием взаимосвязей во внешнем мире, то рефлексия — это понимание себя самого, оснований своих действий и решений.

Рефлексия бывает формальной («Как это сделать?») и содержательной («Зачем это делать?»). Содержательная рефлексия появляется у детей скорее в подростковом возрасте, но её появление связано с развитием формальной рефлексии именно в младшем школьном возрасте. Если ребёнку восьми-девяти лет трудно ответить на вопрос «Как это сделать?» — это повод задуматься.

Планирование

Четвёртое важное новообразование — планирование своих действий. Оно напрямую связано с развитием анализа и рефлексии: «Если я сделаю это, что последует? Какова будет реакция других людей?» По-настоящему полное планирование, так же как и рефлексия, развивается ближе к подростковому возрасту, но частичное, пошаговое планирование появляется и в младших классах

Очень ценно, если взрослые могут увидеть и поддержать этот процесс.

Самооценка

Способность оценить себя появляется у детей гораздо раньше, но в младшем школьном возрасте она становится дифференцированной. Это значит, что ребёнок может не просто дать общую оценку («Я хороший»), а адекватно оценить себя по множеству разных параметров («В одном я хорош, а другое — не мой конёк»).

Именно поэтому некоторым родителям может показаться, что самооценка их ребёнка упала. Но на самом деле произошла скорее корректировка в сторону нормы. Для малышей характерна несколько завышенная самооценка, связанная с влиянием внимательного и любящего окружения. В школьной среде она не падает — скорее становится более адекватной.

Развитие дифференцированной самооценки делает ребёнка более психологически устойчивым: «Да, я не слишком хорош в спорте, зато отлично умею рисовать».

Кризисные периоды у школьника

Требования учителей и школы

Если раньше требования школы сводились к тому, что «ты делаешь все уроки сам, если не получается — обратись к учителю, он тебе объяснит», то теперь все стало проще «делаешь дома с родителями, учитель проверит». Доходит до смешного. Во втором классе сыну задали рисунок. Нарисовал. На следующий день приходит из школы. В дневнике стоит тройка с пояснением «не видно руки взрослого».

Требования к поступающим в школу изменились, хотя и негласно. Не умеющего читать малыша примут в первый класс. Только часов, чтобы учить в школе читать, особенно не предусмотрено. Первокласснику придется не только осваивать программу, но и нагонять дома обучение чтению, чтобы достичь определенной скорости. А это очень сложно. Сложно и ученику и родителям. Именно на них ложится обязанность по приобщению к чтению, обучению и тренировке навыков чтения. Вывод: учить чтению нужно еще до школы.

Изучение иностранного языка во многих школах начинается теперь с 1-2 класса. Вся программа построена так, что ребенок может ее освоить только с помощью взрослого (читай: дома с родителями). Не все родители знают язык в той мере, чтобы научить. Позиция школы и здесь проста: не можете, пусть ходит на дополнительные занятия. Дополнительные занятия теперь оплачиваются учителям, как и уроки. Поэтому учителя заинтересованы в дополнительных часах в виде занятий после уроков.

Увеличилось количество неработающих мам и родителей работающих посменно.  Результат — снижение самостоятельности детей. Нежелание принимать собственные решения, планировать собственное время

Школа тоже делает ставку на большое внимание родителей к школьной программе

Большое количество учебников и недостаток цензуры их содержания приводит к большому количеству ошибок. А ведь по ним учатся наши дети. В учебнике географии, по которому учились в классе сына, долготу перепутали с широтой. В результате контрольная написана всем классом на двойки, кроме двух учеников, где родители проверяли домашнее задание.

В учебнике истории за 9 класс шедевры почти в каждом параграфе. Не проверять, что там написано, значит, заведомо ученик получит неверные знания.

В подростковом возрасте проверка домашних заданий родителями вызывает часто еще и дополнительные конфликты. Как их преодолеть родителям придется решать самим.

При таком способе обучения, когда вмешательство родителей «должно быть» максимально, а инициатива детей минимальна о мотивации, говорить не приходится. Школьники плохо представляют,  для чего они получают те или иные знания. Не видят дальнейшей цели в учебе.

На родительских собраниях часто звучит не «Саша выиграл олимпиаду» или «Даша прекрасно сделала работу», а «Вы с Сашей выиграли» и «вы с Дашей сделали». Больше хвалят родителей, чем ученика

Ругают тоже родителей, что недостаточно уделили внимание

Еще одна глобальная проблема современной школы: недостаточные знания по русскому языку.

Особые ситуации

1. Особая сложность, если у ребенка в 1 классе сразу начинается английский.

Если вы выбрали такую школу, то лучше начинать английский за год до школы. Это очень большая нагрузка — осваивается сразу две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно. Желательно, чтобы был репетитор, педагог. Если родителю хочется самому обучать ребенка, то надо стараться сохранять благодушное настроение, не сердиться, и если это не в ущерб семье в целом. Но лучше учителя собой не подменять.

2. Если в школе задают много, и ребенку непонятно, что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. С ребенком уроки лучше не делать, но все-таки за происходящим следить: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?». Такая ситуация возможна, если вы пошли в школу более сильную, чем вам показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Настраивайте ребенка на то, что знания дает учитель, и, что не понял, нужно спросить у него. В ситуации непонимания нужно разбираться конкретно: говорить с ребенком, с учителем. Обычно, после дошкольной подготовки ребенок уже сформировал умение слышать и воспринимать в коллективе.

3. В 1 классе ребенок еще плохо умеет прочитать задание.

Определитесь, что сначала задание все равно читает он, потом читаете вы. Во 2 классе так не будет. В 1 классе объясните, что пока задание записываете вы, потому что он плохо умеет писать, а позже этого делать не будете. Ставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация.

4. Ребенок много ошибается, делая уроки, а учителя требуют отличных чистовиков.

Проверка домашнего задания пока необходима, но если сдавать идеально выполненные вами задания, учителя не поймут, что ребенок в чем-то недотягивает.

Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Этот вопрос можно поставить прямо на родительском собрании.

Если при проверке вы видите, что все сделано не так, то в следующий раз делайте карандашом, находите самую красивую букву и на нее ориентируйтесь. Задачи пусть ребенок делает сам на черновике и приносит вам проверить, если хочет. Если отказывается, тогда это будет его ошибка. Насколько может делать сам, пусть делает, пускай ошибается.

Если можно и учителю принести с ошибкой — радуйтесь. Но против системы образования не попрешь. Если наблюдается по всем предметам неуспешность, то лучше нанимать педагога, чем портить с учителем отношения.

Роль мамы — поддержка, забота, принятие. Роль учителя — контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.

Начальная школа — учимся учиться

Три фактора успешности в начальной школе

Главная задача ребенка в начальной школе — научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает.

Хороший первый педагог — выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя — очень важный момент. На каком-то этапе учительский авторитет его может быть выше родительского. Он (авторитет) очень сильно помогает ребенку в учебе. Если учитель делает что-то негативное: заводит любимчиков, груб, несправедлив, родителям надо поговорить с ребенком, объяснить так, чтобы школьник не потерял уважения к учителю.

Ключ к воспитанию ребенка — ваши личные воспоминания. Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5–6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки.

Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то яркое, интересное необычное, расскажи мне обязательно — мне это очень интересно». Как пример, можно рассказать ему истории из семейного архива — истории бабушек, дедушек, родителей.

Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Но идеализировать школу тоже не надо, если не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.

Крайне важны отношения с одноклассниками. Сейчас дети часто учатся далеко от школы, и их после уроков сразу разбирают и увозят. Контакты не заводятся. Родителям нужно завязывать контакты с детьми из класса, гулять вместе, приглашать домой.

Фактрум желает успехов вам и вашим детям!

Еще:

  • Детей нужно учить, как думать, а не что
  • Главный навык, который следует прививать ребёнку — самоконтроль
  • «Изнасилование на пятёрку»: зачем нам нужны школьные оценки
  • Тёплая куртка в салоне автомобиля опасна для ребёнка
  • 20 фактов о воспитании от семейного психолога Михаила Лабковского

Самоорганизованность: миф или реальность?

После уроков утомленный ученик с удовольствием играет с одноклассниками в школьном дворе. Вернувшись домой, он хочет посмотреть мультики, поиграть в компьютерную игру или запустить новое приложение на планшете. Соблазн в отсутствие родителей заниматься интересными делами, а не скучными заданиями, велик. Если ребенок не приучен самостоятельно выполнять домашнюю работу, то уроки сдвигаются на вечер, когда с работы приходят родители. Взрослые нервничают, сын или дочь переживает из-за домашнего задания и плохого настроения мамы и папы. Семья поздно ложится спать. Утром малыш встает недовольный, долго собирается, капризничает. После занятий всё начинается заново.

Какие меры предпринять?

Школьнику полезно столкнуться с естественным следствием неорганизованности — снижением успеваемости.

Физическая культура. 1-2 классы. Учебник

Петрова Т. В., Копылов Ю. А., Полянская Н. В., Петров С. С.

Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Предназначен для изучения школьниками основных сведений о физической культуре и спорте, а также о методах выполнения физкультурных мероприятий в режиме учебного дня. В доступной форме описаны разнообразные упражнения для занятий дома. Ответы на многие вопросы, задаваемые младшими школьниками по поводу физической культуры и спорта, представлены в форме красочных изображений. 

Подведём краткий итог

Младший школьный возраст начинается примерно в семь и заканчивается около десяти лет. В это время в поведении ребёнка появляются новообразования, связанные с развитием самостоятельности и произвольности, а также с интеллектуализацией психологических процессов.

Появляются способности к анализу и планированию, развиваются рефлексия и самооценка. Из-за развития рефлексии дети могут терять мотивацию к учёбе

Чтобы поддержать своего ребёнка, проявите внимание к его собственным интересам, сместите акцент с проблем на успехи и, конечно же, не забывайте о том, как важна тёплая семейная атмосфера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: