Дополнительные светодиодные фонари
Что говорят правила об установке противотуманных светодиодных фар? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте начнем с главных приборов головного света. Можно ли менять лампы головного света, которые рекомендует производитель, на ксенон или светодиоды? ПДД дают точный ответ, если производитель рекомендует или мог устанавливать не галогеновые рассеиватели света на конвейере для конкретной модели авто, то «модернизация» допустима. Если сказать проще, все что предусмотрено в комплектации автомашины — допустимо, все что не предусмотрено — запрещено.
Если просто взять и заменить галогеновые лампы на светодиодные противотуманные фары, то из-за конструктивных особенностей фары (линза рассеивателя работает правильно только с предназначенной для нее лампой) хорошего эффекта почти не получится. Фары, конечно, будут излучать больше света, но формирование пучка будет неправильным. Желаемого результата без замены самих фар достичь не удастся, кроме ослепления встречных водителей авто.
Все те же правила распространяются и на противотуманки со светодиодами. Установка не предусмотренных заводом-изготовителем противотуманных фар по ПДД (статья № 12 пункт № 5) предусматривает наказание. Эксплуатация автомобиля со световыми приборами, не предназначенными для конкретной модели, незаконна. Приведет к лишению водительского удостоверения на срок от 6 до 12 месяцев с конфискацией источников света.
Можно включать габариты или противотуманки вместо ближнего света?
Многие современные модели автомобилей имеют в перечне основного осветительного оборудования противотуманные фары.
Подпунктом 19.4 ПДД разрешено применение противотуманок в качестве обозначающих огней. Это положение не относится к противотуманным фонарям, которые находятся на задней части кузова автомобиля.
Пункт 19.7 объясняет, что включать их можно только при плохом обзоре, обусловленном погодными условиями. За нарушение полагаются штрафные санкции в размере 500 руб.
Габаритные (парковочные) огни запрещено применять вместо ближнего света фар.
Парковочные фонари устанавливаются на ТС согласно ГОСТу Р 41.7-99, а его требования в значительной мере отличаются от стандартов монтажа осветительных приборов, оговоренных в подпункте 19.5 ПДД РФ.
Внимание! Некоторые владельцы ТС считают, что достаточно в габаритах поменять лампочку на другую, необходимого цвета, и их можно будет применять вместо ДХО. Это мнение ошибочно и может повлечь за собой санкцию в виде денежного взыскания
В ПДД четко указано, какие наружные осветительные приборы разрешены к применению в качестве обозначающих огней в дневной период.
Могут ли оштрафовать за неработающую фару
Если в автомобиле не горит по каким-либо причинам одна из фар ближнего света, то это также может стать причиной штрафа. При этом трактовка такой ситуации может немного отличаться от случая, который был описан выше. В данном случае водитель не нарушил правила эксплуатации осветительных приборов. Нарушением здесь считается неисправность фары, а также условия, запрещающие эксплуатацию автомобиля.
При технических неисправностях, из-за которых ближний свет отключен, согласно статье 12.5 КоАП ч.1 нарушитель будет наказан штрафом на сумму 500 рублей в связи с неработающим или загрязненном световым прибором
Кроме того, обратите внимание на п.2.3.1. ПДД, где говорится, что движение при неисправных или отсутствующих осветительных приборах в ночное время или при низкой видимости может позиционироваться как правонарушение
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ АВТОМОБИЛЯ
Все случаи, когда на транспортном средстве должны включаться фары, прописаны в специальном разделе ПДД. Отдел ГИБДД по городу Брянску разъясняет, что нужно учитывать, чтобы не возникло спорных моментов на дороге.
Дальний свет
Дальний свет включаем в тёмное время суток, при недостаточной видимости и в туннелях. При этом Правила допускают пользоваться в этих случаях и ближним светом.
Дальний переключаем на ближний в следующих случаях:
— при встречном разъезде (за 150 метров до встречного автомобиля);
— при встречном разъезде на большем расстоянии, если водитель встречного автомобиля «поморгал» вам фарами;
— во всех случаях, когда ваш дальний может ослепить водителей встречных;
— в населённых пунктах, если дорога освещена.
Можно воспользоваться дальним светом и при обгоне. Пункт 19.11 ПДД позволяет водителю «поморгать» дальним для предупреждения об обгоне.
Ближний свет фар, как и дальний, включаем ночью, в туннелях и при недостаточной видимости. Днем включаем ближний или ДХО (пункт 19.5 ПДД).
Кроме этого, пунктом 19.3 установлена возможность использования ближнего света при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках или в условиях недостаточной видимости. В этом случае ближний свет используется как дополнение к габаритным огням.
Противотуманки
Противотуманки можно использовать в условиях недостаточной видимости, а также в ночное время на неосвещенных участках вместе с дальним или ближним светом фар. Передние противотуманные фары, кроме того, можно использовать и самостоятельно (вместо ближнего света или ДХО) при движении в светлое время суток (пункт 19.4 ПДД).
Стоит отметить, что ПДД разрешают использовать задние противотуманные фары исключительно в условиях недостаточной видимости.
Обращаем внимание, что сам термин «недостаточная видимость» (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки) подразумевает лишь ухудшение видимости в связи с погодными условиями. Ни извилистая дорога, ни растущие вдоль обочины деревья (ограничивающие обзор и видимость), ни здания и сооружения к недостаточной видимости никакого отношения не имеют
Не забудьте еще, что ПДД запрещают совмещать задние противотуманки со стоп-сигналами.
Спорные моменты
Давайте рассмотрим типичные случаи, когда водителя могут обвинить в нарушении правил пользования световыми приборами. В КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в 500 рублей (статья 12.20).
Ночью при въезде в населенный пункт по освещенной дороге вы не переключились на ближний. За это вас обоснованно привлекут к ответственности, так как необходимость переключиться на ближний установлена пунктом 19.2 ПДД. Если же дорога не освещена, можно продолжить движение на дальнем свете.
В светлое время суток для обозначения транспортного средства на дороге вы едете с передними противотуманками и так же проезжаете туннель. На выезде вас останавливает инспектор. Наказание будет справедливым. Ведь согласно пункту 19.4 противотуманки допускается использовать вместо ближнего света, тогда как пункт 19.1 говорит о необходимости включить дальний или ближний при проезде туннеля. К слову, такая же ситуация и при движении с ДХО. Въезжая в туннель, нужно включить ближний или дальний. С ДХО по тоннелю ехать нельзя.
Если вы в темное время суток не переключаетесь с дальнего на ближний при встречном разъезде, наказание будет справедливым. Даже если встречные вас об этом не просят, пункт 19.1 ПДД говорит о необходимости перехода на ближний не менее чем за 150 метров от встречного автомобиля.
Днем в населенном пункте вы двигаетесь с дальним светом фар. В этом случае состава нарушения нет, так как прямой запрет на использование дальнего света в населенном пункте один — темное время и освещенная дорога.
Движение по городу в темное время суток с ДХО повлечет за собой штраф. В этом случае ПДД однозначно требуют включать либо ближний (если дорога освещена), либо дальний, если освещения в населенном пункте нет.
Если на автомобиле не работает одна фара (не важно, ближний свет или дальний), к ответственности вас привлекут уже по другой статье — часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ (наказание такое же — предупреждение или штраф 500 рублей)
Аварийная сигнализация и другие предупредительные сигналы
Если вы на буксире, то включаете аварийные огни, если вас ослепила встречка, и вы потеряли возможность что-то видеть — сразу жмите на кнопку. Таких неприятных моментов помогает избежать «моргание фарами» Правда бывают недобросовестные водители, которые все ровно оставляют дальний свет.
Быстрое переключение света фар (дальний — ближний) и есть «моргание». Его применяют еще в тех случаях, когда вы хотите обогнать впереди идущую машину. Народное применение этого режима помогает предупредить других водителей о скорой встрече с сотрудниками ДПС.
Вы нигде не найдете официальное обоснование «морганию», но это не тот случай, когда разрешено то, что не запрещено. Вас вполне могут оштрафовать за подобные действия, вменив нарушение ПДД о режиме работы фар.
Можно ли ездить без габаритов?
Можно только днём. Правила прямо не запрещают езду без габаритных огней в дневное время суток, а ночью это запрещает пункт 2.3.1 ПДД.

Более того, в ночное время ПДД обязывают включать по меньшей мере ближний свет. А конструктивно на всех автомобилях он включается только при включенных габаритах. Поэтому без них ездить не получится. А если последние неисправны, то в тёмное время суток вам выпишут штраф 500 рублей, а движение до места стоянки или ремонта запрещено.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Можно ли украшать автомобиль к Новому году гирляндой или мишурой и какой штраф?
- Можно ли устанавливать фары-вспышки ФСО на дальний? Какой штраф и лишают ли прав?
- Можно ли устанавливать реснички-накладки и ДХО на фары по ПДД и какой за это штраф?
Как обжаловать штраф за дальний?
Максимально подробно вопрос подачи жалобу на постановление мы рассмотрели в специальной статье об оспаривании штрафа ГИБДД. Здесь отметим отдельные тонкости касательно пользования светом.
До недавнего времени повсеместно действовала практика «нет оснований не доверять сотруднику полиции» (ведь он принимал присягу). На это основании суды принимали решение в пользу инспектора, который только на словах вынес постановление с наказанием. Но Верховный суд не так давно указал, что одного только зоркого ока полицейского и протокола о нарушении недостаточно – должны быть изучены иные доказательства правонарушения.
И, хотя и в 2024 году активно всё ещё водителей признают виновными в нарушении ПДД на основании одного только протокола, такую практику следует оспаривать. Следовательно, если в отношении вас вынесли штраф за езду с дальним, когда это запрещено, то у инспектора должны быть по меньшей мере свидетели нарушения. Но оптимально для него будет видеозапись или фотоматериалы. Если этого нет, шансы успешно обжаловать штраф за дальний по крайней мере не нулевые.
Ходовые огни на автомобиль по ПДД
Одновременно данные устройства позволяют решить сразу широкий перечень задач.
К основным относится следующее:
- улучшение видимости на дороге в любое время суток – как днем, так и ночью;
- снижение вероятности возникновения ДТП;
- повышение безопасности на дорогах;
- обозначение габаритов транспортного средства.
Последнее особенно важно в случае, когда имеет место передвижение не вписывающейся в габаритные размеры. Следует заранее ознакомиться со всеми тонкостями использования и установки
Важно особенно внимательно разобраться с ГОСТ в соответствии с которыми должен будет осуществляться монтаж. Процесс этот имеет свои тонкости, нюансы и особенности
Не стоит пытаться осуществить регулировку самостоятельно. Если необходим монтаж и должный опыт в этом направлении отсутствует – то лучше всего обратиться к квалифицированным специалистам.
Только так можно будет не допустить стандартных проблем, а также штрафов со стороны ГИБДД. Так как несоблюдение правил и ГОСТов может стать причиной серьезных неприятностей.
Например, чрезмерно яркие ходовые огни могут попросту ослепить водителя встречной машины. Как следствие – он попросту выедет на полосу встречного движения и произойдет ДТП.
Следует правильно регулировать цвет и направление света. Нередко ЧП возникают как раз из-за неверно настроенного оборудования. Требуется внимательно изучить все основные моменты. Только так можно не допустить стандартных ошибок.
Самостоятельная установка допускается – как и в специализированных сервисах
Но важно отметить, что обязательно соблюдать некоторые требования касательно установки. При отсутствии нарушений таковых у сотрудников ГИБДД претензий к водителю, собственнику не будет
При установке требуется соблюдать требования ГОСТ. К основным таковым в первую очередь относится именно это:
- от края кузова до прибора обязательно должно быть выдержано определенное расстояние –величиной в 600 мм;
- в некоторых случаях допускается уменьшение расстояния до 400 мм;
- от уровня грунта до элементов должно быть в диапазоне 250-1500 мм;
- обязательно направление вперед, расположение должно иметь место на передней части кузова машины – согласно п. 6.19.4.3.
Соблюдение данных требований может быть проверено непосредственно на дороге инспекторами ГИБДД. Необходимо таковой момент проработать заранее.
Основные преимущества наличия подобного устройства:
- позволяет сэкономить достаточно много топлива;
- возможно продлить срок использования обычных фар — не понадобиться в таковых осуществлять замену ламп;
- автомобиль становится лучше видим на дальней дистанции днем – что снижает вероятность возникновения ДТП.
Обязательно нужно постоянно наблюдать за изменениями нормативов касательно ДХО в 2020 году.
Основные моменты:
- не допускается нарушать целостность конструкции машины при установке;
- ограничен угол расположения;
- установка ксенона возможна лишь в специализированных мастерских.
Все требования касательно размещения остались стандартными. В ПДД редакции 2020 году отсутствуют какие-либо изменения касательно ДХО.
У страховых компаний будет дополнительный повод для регрессивного требования к водителю за несвоевременно выполненный технический осмотр, как сообщает новая поправка в новые ПДД 2021 года.
Страховщик с этого момента имеет право взыскать денежные средства с причинителя вреда издержки автовладельцу. Данное право возникнет тогда, когда авария произошла из-за неисправного состояния автомобиля.
Комментарий к Разделу 19 Правил дорожного движения РФ
19.1.
К внешним световым приборам автомобилей относятся габаритные огни, фары ближнего и дальнего света, противотуманные фары, дневные ходовые огни, указатели поворота, сигналы торможения, фонари заднего хода, задние противотуманные фонари, световозвращатели, лампы освещения номерного знака.


19.2.
Дальний свет может ослепить не только водителя, движущегося навстречу, но и едущего в попутном направлении, так как отраженный свет в зеркалах заднего вида помешает нормально видеть дорожную обстановку.
При ослеплении, следует остановиться не меняя полосы. Это нужно для того, чтобы не столкнуться со встречным транспортом, не наехать на препятствия, пешеходов, избежать съезда с дороги и т.д.
19.3.
Выбирая место для остановки или стоянки, следует учитывать указания раздела 12 ПДД Остановка и стоянка.
19.4.
Противотуманные фары за счет своего низкого расположения и широкого светового пучка могут освещать не только проезжую часть, но и ее кромку, что особенно важно в условиях плохой видимости. Рассеиватели фар могут быть желтыми и бесцветными.. 19.6
19.6.
Фары-прожекторы и фары-искатели имеют узконаправленный пучок света гораздо большей силы, чем у обычной фары. Это чревато ослеплением других участников движения. Самовольная установка фар-прожекторов и фар-искателей запрещена.
19.7.
По своим конструктивным особенностям задние противотуманные фонари имеют большую яркость, чем задние габаритные огни. Их нельзя применять вместо стоп-сигналов, так как они могут вызвать ослепление водителей, которые движутся сзади в попутном направлении.

19.8.
Опознавательный знак «Автопоезд» представляет собой три фонаря оранжевого цвета, расположенные на крыше кабины с промежутком между ними 15-30см. Он подсказывает, что по дороге движется или остановилось ТС большой длины. Необходимо учитывать его длину и быть осторожным при обгоне, объезде и встречном разъезде.
19.10.
В населенных пунктах для снижения общего шума и чтобы не дезориентировать других участников движения звуковой сигнал можно подавать только для предотвращения ДТП. Водители оперативных и специальных служб могут пользоваться специальным звуковым сигналом при выполнении неотложных заданий.

19.11.
Предупреждение об обгоне миганием светом фар используется, если водитель обгоняемого ТС по каким-то причинам не слышит звуковой сигнал. В любом случае, начинать обгон следует тогда, когда водитель обгоняемого ТС поймет, что его собираются обогнать.
Спорные ситуации и способы их решения
Хоть сумма штрафа по современным меркам и не такая большая, в случае правоты водителя стоит попытаться ее доказать хотя бы из принципа. Особенно если инспектор просто начинает «давить» на водителя без особых на то оснований.
Для начала, при обнаружении инспектором неисправности фары (как, впрочем, и любой подобной), стоит вежливо сообщить что передвижение как раз проходило в сторону станции тех. обслуживания или стоянки, чтобы устранить данную неисправность. Или же просто сделать вид, что фара перегорела вот-вот, во время поездки, а при ее начале она исправно выполняла свою функцию. В таком случае водитель может отделаться только устным предупреждением.
Но стоит помнить, что с одной рабочей фарой можно ехать только до места исправления неисправности.
Иногда водитель может устранить поломку прямо на месте и самостоятельно. В таком случае накладывать штраф неправомерно, причем это касается любых фар
Тусклая или просто грязная фара также обратит на себя внимание инспектора, но обычно это также ограничивается простым предупреждением. Но это не означает что за чистотой осветительных огней можно не следить
Если у водителя не было никаких привлечений к административным наказаниям хотя бы в течение ближайшего полугода, об этом стоит известить инспектора. Это также может сыграть свою роль, и по итогу остаться с устным предупреждением.
Но какова бы ни была ситуация, злоупотреблять доверием не стоит. Если водитель и вправду длительное время нарушал ПДД, и ездил с неисправными огнями, то это повод задуматься, ведь он первую очередь должен быть заинтересован в починке. Ведь даже от такой на первый взгляд мелочи может зависеть его жизнь на дороге. Исправные фары обезопасят от возможных аварий или конфликтов с другими участниками дорожного движения.
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
- на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
- на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.
19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:
- в населенных пунктах, если дорога освещена;
- при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
- в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.19.3. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
- в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
- в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
- вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом Правил.
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.19.8. Опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:
- для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;
- в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.
Какое наказание теперь полагается за нештатные фары?
Сами устройства могут быть различного типа. Это галогеновые лампы, светодиоды или же обычные накаливания.
Чтобы остаться в рамках размеров, возможно, придется резать бампер. Или закрепить светильники в нише воздухозаборника фальшрадиаторной решетки при достаточных её габаритах. Горизонтальную ось направим параллельно дорожному полотну.
Если ДХО нет, водитель имеет право их установить. Сегодня в продаже представлено огромный выбор. Существуют огни со светодиодными лампами, с обычными лампами накаливания. LED-огни являются самыми востребованными, потому как они очень экономичные в плане потребления энергии.
Поскольку Россия приняла условия Европейской конвенции дорожного движения, то требования Правил ЕЭК ООН №48, отраженные в ГОСТ Р 41.48-2004, пришедшем на смену устаревшим «единообразным предписаниям» 41.87-99, распространяются на российский автопарк.
Что нужно делать, если фара резко перестала работать
Рекомендуемые действия:
- вызов эвакуатора;
- буксировка другим транспортом;
- ожидание светлого времени суток.
Днем Правила разрешают добраться с негорящей светотехникой до станции техобслуживания или автостоянки.
Если ни один из предложенных вариантов не подходит, автомобилист действует в следующей последовательности:
- Включает аварийную сигнализацию и останавливает транспортное средство на обочине дороги.
- Проверяет работоспособность ДХО, ПФ и габаритных огней.
- В случае исправности световых приборов зажигает все имеющиеся в наличии и начинает движение на низкой скорости в правом ряду. При неработающих габаритах автомобиль требуется убрать с проезжей части (п. 19.4), а при отсутствии такой возможности — обозначить его при помощи знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря (п. 9.11).
Если все бортовое освещение оказалось нерабочим, принимают следующие меры:
- прикрепляют к бамперу подручными средствами либо удерживают в руках фонарь;
- устанавливают на полку у заднего стекла знак аварийной остановки со светоотражателями.
После этого начинают двигаться с небольшой скоростью. Желательно пристроиться вслед за другим медленно движущимся ТС – фурой, например. Такое решение поможет избежать столкновения со встречным автомобилем.
Чтобы не остаться ночью без света, следует ознакомиться с инструкцией в части замены реле и ламп, а также иметь при себе несколько запасных деталей.
Правила пользования ПТФ
Мы узнали, можно ли днем включать противотуманные фары – однозначно разрешено. Теперь выясним, что говорит законодательство о времени включения ПТФ.
Правила дорожного движения однозначно указывают, что противотуманками можно совсем не пользоваться, тем более, что они устанавливаются не на всех моделях автомобилей.
Это абсолютно верно, так как правила не могут заставить водителей включать противотуманные фары, если автомобиль ими не укомплектован. А дополнительная установка таких фар не входит в обязанность автовладельца.
Другими словами, ПДД отвечают на вопрос, когда можно пользоваться ПТФ, но не говорят, когда этого делать нельзя.
Действующие Правила определяют следующие условия по данному вопросу:
- Противотуманки допускается включать вместо дневных ходовых огней в светлое время суток.
- Если видимость на дороге плохая, то включать их можно только вместе с основным светом фар.
- В темное время ПТФ можно использовать только на тех участках, где нет дорожного освещения, и совместно с основными фарами.
Выше мы уточняли, что противотуманки можно включать в любое время. Но Правила точно не определяют, что сюда входит темное время и освещенное дорожное полотно. Если напрямую это не разрешено, то это не означает какого-либо запрещения. По Конституции России свобода граждан защищается законом, а значит в приоритет ставится свобода передвижения на автомобиле.
Кроме точных данных, имеются и общие формулировки по использованию световых приборов:
- Не допускается демонтировать противотуманки, которыми оборудовано транспортное средство.
- Запрещена установка ПТФ, если автомобиль ими не был оснащен с завода.
- Дополнительные противотуманки устанавливать также запрещается.
- Штрафные санкции могут накладываться на водителей, которые ездят на автомобилях с неработающими световыми устройствами.
- Запрещается движение на автомобиле, если противотуманные фары загрязнены.
- В ПТФ установлены лампы, не соответствующие заводским параметрам – ксеноновые, светодиодные, если там должны стоять галогеновые.
- Запрещена эксплуатация авто, на котором противотуманки светят не желтым, не оранжевым или не белым светом.
- Регулировка направления света не соответствует государственному стандарту.





























