Восточнославянские племена и их соседи. быт, общественный строй, верования и расселение восточных славян

История россии

Северяне: замки и крепости

Во времена Древней Руси, северные племена, известные как северяне, часто строили замки и крепости для защиты своих территорий. Эти сооружения были важным элементом в системе обороны и позволяли северянам противостоять врагам и поддерживать контроль над своей территорией.

Одним из наиболее известных северянских замков был замок в Новгороде. Он был построен на берегу реки Волхов для защиты города от возможных нападений. Замок был построен из камня и имел высокие стены с башнями, которые предоставляли хороший обзор и позволяли стрелкам отбивать атаки с вражеских кораблей.

Еще одним известным северянским замком был замок в Пскове. Он играл важную роль в защите города и контролировал Псковское озеро. Замок имел массивные каменные стены и башни, а также внутренний двор, где находились жилища и склады.

Кроме замков, северяне также строили крепости для защиты своих территорий

Одной из таких крепостей была крепость Ярославля, которая защищала важное торговое центр на реке Волга. Крепость была окружена высокими деревянными стенами и имела башни, из которых мониторилась окружающая местность

Северяне проявляли большое мастерство в строительстве замков и крепостей, используя различные материалы и архитектурные техники. Эти сооружения не только обеспечивали защиту, но и служили символом силы и мощи северян.

Северянская культура и обычаи

Северяне, населявшие северные регионы Древней Руси, имели свою уникальную культуру и обычаи. Они жили в основном на территории нынешней Северной Руси, а также на побережье Балтийского моря. Как и другие славянские племена, северяне исповедовали языческую религию и верили в многочисленных богов.

Северянская культура была сильно связана с природой и ее цикличностью. Одним из основных обрядов была жертва богам – северяне приносили дары в виде животных и других материальных ценностей на алтарях. Они также проводили различные праздники и ритуалы, связанные с земледелием, хозяйством и охотой.

Самообеспечение и охота были важными составляющими северянской культуры. Они занимались рыболовством, охотой на диких животных и выращиванием скота. Для северян охота имела большое значение, поскольку она обеспечивала их пищей, шкурами для одежды и другими необходимыми ресурсами.

Одной из особенностей северян был их дружеский и демократический образ жизни. У них отсутствовали ярко выраженные социальные классы, и все северяне имели равные права и возможности. Они жили в общинах, где важные решения принимались коллективно.

Также стоит отметить, что северяне были известны своей храбростью и воинскими навыками. Они участвовали в обороне территории от набегов врагов и активно участвовали в военных конфликтах. Для северян было принято соблюдать высокое чувство долга перед своей землей и родиной.

Северянская культура и обычаи играли важную роль в формировании русской и славянской культуры в целом. Ее особенности и традиции можно увидеть и в современном обществе России и других стран, где проживают славянские народы.

Карелы

К западу от лесного и болотистого Заволочья, на берегах Ладоги и Онеги, а также на территориях к северу от них расположена страна мелких озер и порожистых рек, которая сейчас называется Карелия. Когда с XI века новгородцы стали осваивать эти области, они встретили там финские племена карелов и лопарей (саамов).

Когда-то карелы обособились от вепсов и ушли с южного Приладожья на север. Их первые поселения со столицей Корелой в районе нынешнего Приозерска находились на Карельском перешейке. Славянские письменные источники впервые упоминают об этом народе в XII веке. Речь шла о столкновениях карелов с соседними племенами и об их участии в княжеских междоусобицах в составе новгородских войск. В 1143 году карелы воевали вместе с новгородцами против других финских племен под названием емь (хяме). Так что в те времена карелы были такими же союзниками славян, как весь.

В том же XII веке карелы успешно захватывали шведские города, причем в 1187 году им даже удалось разрушить столицу свеев Сигтуну. Однако в XIII веке они уже были не в силах тягаться с окрепшими шведами, которые успели завоевать территорию нынешней Финляндии и вовсю обращали там коренное население в католичество. Новгородцы же, пустив корни на землях карел, активно крестили их в православие. Ведь в то время у колонистов действовал принцип «чья вера, того и власть».

Среди насельников первых скитов и монастырей на этих территориях были и коренные жители. Один из монахов, основавших в XV веке известную Соловецкую обитель на одноименных островах в Белом море, был по национальности карелом. Известен он как Герман Соловецкий.

Соловецкий монастырь: 10 важнейших мгновений из истории великой обители

Лаврентьевская летопись даже указывает год крещения карелов: «В лето 6735 … Того же лета князь Ярослав Всеволодич, послав, крести множество корел, мало не все люди». С тех пор войны за эти территории между нашими предками и шведами не стихали вплоть до XVIII века.

В XIII веке карелы еще сохраняли родоплеменные отношения, проживая небольшими группами, хуторами с четко установленными границами. Как и у всех северных финно-угров, традиционными занятиями карел были охота и рыболовство, и только с приходом в их земли славян они стали использовать земледелие и скотоводство.

Как и на всем Русском Севере, русские миссионеры строили в погостах храмы, в результате чего вместо рода объединяющей силой становился приход, который исполнял функцию центра местного самоуправления. Здесь собиралась дань, устраивались суды, решались спорные вопросы, принимали присягу.

Административная власть Новгорода в Карелии окончательно утвердилась в 1277 году после похода князя Дмитрия Александровича, когда летопись фиксирует термин «Карельская земля». В городе Корела светскую власть представлял князь-наместник, а церковную — епископ.

Ореховецкий мирный договор между Новгородом и Швецией в 1323 году окончательно демаркировал русско-шведские границы. Карелы, оказавшись в составе владений Великого Новгорода, в течение двух следующих столетий приняли православие.

Верность этого народа православию подтвердил так называемый «исход карелов». В 1617 году Столбовский мир заставил их бежать из завоеванных шведами приладожских территорий. Именно тогда Карельский перешеек лишился карельского населения. Дело в том, что шведы, только что обратившиеся в лютеранство, показывали резкую нетерпимость к другим христианским конфессиям, в том числе и к православию.

В середине XVII века остатки карелов покинули Карельский перешеек. В результате территории нынешнего Всеволожского и Приозерского районов Ленинградской области, а также области вокруг Сортавалы и Питкяранты по приказу шведского правительства заселили финны. Карелам же были предоставлены земли для переселения на территории современной Тверской области. Кроме того, значительная их часть осела по пути в новгородских пределах.

В 1937 году постановлением Президиума ВЦИК был образован Карельский национальный округ с центром в Лихославле, который просуществовал всего 20 месяцев. В то время здесь проживали 140 000 карелов. В 1939 году округ был ликвидирован, а его руководителей и представителей национальной интеллигенции репрессировали. С тех пор начался период забвения, в течение которого ускорились процессы ассимиляции и утраты языка.

Согласно переписи 2010 года в России начитывается 60 815 карелов. Наибольшая часть проживает в Карелии (45 570 человек) и в Тверской области (7394 человек). В настоящее время их численность продолжает сокращаться. Если в 1939 году в СССР насчитывалось 252 716 карелов, то сейчас их меньше в четыре раза. В современной Карелии топонимы карельского происхождения составляют 47 % от их общего числа. 

6

Этноним

Происхождение названия север(яне) не вполне ясно.

По мнению археолога-слависта В. В. Седова, оно имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому[источник не указан 3542 дня] слову «чёрный», что подтверждается названием города северян — Чернигов, а также иранскими гидронимами в бассейне Сейма и Десны (Сейм, Сев, Ропша, Амонь, Тускарь, Нетхарь, Апажа, Хорол, Хоропуть, Эсмань и т. д.). Название реки Сейм (др.-рус. Семь) восходит к иранскому «тёмная» река, ср. авест. syāma- и др.-инд. śyāma- «тёмный». Название реки Сев, вероятно, имеет иранское происхождение — ср. авест. syava- «чёрный», др.-инд. syava- «чёрно-бурый, гнедой, тёмный». Если так, то название Сев может переводиться как «тёмная, чёрная (река)».

По третьей версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник».

По мнению В. П. Кобычева, не меньше оснований считать переселенцами из западных или южных славянских земель восточнославянское племя северян (разночтение: севери). Племя, носившее такое же имя в VII—X веках, было известно на правом берегу нижнего Дуная на территории Болгарии. До вторжения булгар оно было самым северным из славянских племён Фракии, и последующее появление в VIII веке северян в Польше и на левобережье Днепра может объясняться миграцией задунайских северян на север и северо-восток.

Как полагает М. Фасмер, прежде чем восточные славяне распространились через Белоруссию до Новгорода, северяне были самым северным племенем во Фракии (Этимологический словарь Фасмера). В то же время, по мнению В. Н. Топорова и О. Н. Трубачёва, сближение с названием стороны света является вторичным.

История

Существование племенного объединения северян как политической единицы прослеживается от VIII до XI века. В IX веке они платили дань хазарам, позже (884) были подчинены князем Олегом и их территория вместе с землёй полян, кривичей и ильменских словен составили ядро Киевской Руси. В 907 приняли участие в походе Олега на Византию. Позже на их территории возникли Черниговское и Переяславское княжества.

Появление лучевых височных колец в VIII—IX вв. свидетельствует о переселении славян с Дуная.

Берлицкое городище с крупнейшим в Восточной Европе курганным некрополем (с. Зелёный Гай под г. Сумы на реке Псёл) находилось на проходившем здесь длительное время торговом пути «из хазар в греки»; видимо, он существовал дольше самих северян как народа.

В изданных И. И. Срезневским «Сказаниях о святых Борисе и Глебе», поход князя Бориса Владимировича в 1015 году заканчивается умиротворением («оумиривъ грады») северянских городов на Десне и роменских городищ в Посемье.

Последним упоминанием о северянах было летописное сообщение от 1024 года, хотя название «северский» за территорией и рекой Северский Донец сохраняется намного дольше. В XVI веке после присоединения Северских земель к Московскому государству в титуле царя Ивана Грозного появилось дополнение — «Северныя страны Повелитель», то есть всех Северских земель повелитель.

Почему чудь — белоглазая, как жила и куда делась

Наиболее высокий уровень развития и ускоренные темпы ассимиляции наблюдались у оседлых племен, которые обитали на территориях, прилегающих к крупным проходным рекам и озерам. Близость к этим главным транспортным артериям изначально способствовала контактам с более цивилизованными соседями.

Норвежский мореход Оттар из Холугаланда в IX веке добрался до устья Северной Двины и оставил свидетельства, которые приводит в своих хрониках конца IX века англо-саксонский король Альфред Великий. Согласно Оттару, уже в конце IX века обитатели устья Северной Двины жили в городе, торговали на ярмарках, промышляли судоходством и занимались земледелием.

Согласно археологическим данным, финно-угры строили укрепленные городки не только на территории нынешней Архангельской области, но и в Карелии, и на севере Вологодчины. Рядом с городищами находят железные и серебряные и позолоченные предметы обихода. Ряд ученых считают, что северная чудь с древних времен владела навыками обработки металлов, хотя до сих пор это вопрос спорный. Следы чудских жилищ состоят в основном из ям и землянок, в которых иногда находят остатки бревен, груды глины и части печей-каменок.

Что касается внешности северных чудинов, то наверняка многим знакомо словосочетание «чудь белоглазая». И действительно, светло-серый оттенок глаз характерен для многих финно-угорских народностей. Нередко не привыкшим к активному солнцу чудинам также приписывают красный цвет кожи. Русские, нормандские и финно-угорские народные предания упоминают не только о своеобразной внешности чуди и их сверхъестественных способностях, но и о загадочном исчезновении этого племени.

В самом деле, русская пословица в словаре В. Даля «Чудь живьем закопалась» возникла не на пустом месте. О том, что вся чудь когда-то ушла под землю, гласят многочисленные финно-угорские легенды. Согласно северному преданию, однажды там, где испокон веков обитала чудь, вдруг стали расти белые березы, которых раньше здесь никогда не видели. Древнее пророчество указывало на то, что пришло время освободить чуди землю для белого народа и их царя, который придет сюда и установит свой порядок. Чудины выкопали большие и глубокие ямы, на их краях поставили стойки, удерживающие сруб, и навалили сверху тяжелые камни. Спустившись в свои могилы, они вырвали стойки и заживо погребли себя под валунами (В. Медведев, «Русский Север»).

Созвучны с этим и предания коми-пермяков, которые гласят, что соседняя чудь не хотела принимать христианство и добровольно закапывала себя в землю. Таким образом, это племя якобы полностью исчезло, и его место заняли пермяки.

Картина Н.К. Рериха. Чудь подземная (Чудь под землю ушла) (фрагмент) 1913 год

На самом деле вряд ли ритуальные самозакапывания чуди носили массовый и повсеместный характер. Чудские поселения в Заволочье были известны до XVI века, а отдельные группы коренных жителей севера дожили вплоть до XIX столетия. Все это время миссионеры активно проповедовали православие среди местных язычников в самых удаленных уголках Русского Севера, и далеко не все из аборигенов готовы были умирать за своих идолов. О том, что многие язычники обретали по доброй воле христианскую веру, свидетельствуют жития преподобных Кирилла Челмогорского, Варлаама Важского, Феодорита Кольского, а также упомянутых Герасима Вологодского, Трифона Печенгского, Стефана Пермского и других проповедников.

Монах против колдуна: кто кого? — Трудная история христианской проповеди на Русском Севере

Крещеная чудь легко ассимилировалась среди русских, в результате чего со временем образовались субэтносы, соединившие в себе культурные черты славян и финно-угров. Самый известный из них — поморы, среди которых различают еще более мелкие этногруппы усть-цилёмов и пустозёров. В их лексиконе сохранилось множество слов из чудских наречий.

Другая часть заволоцкой чуди мигрировала на восток, смешиваясь с родственными пермяками, зырянами и югрой. Третья часть коренных жителей Заволочья отправилась на запад, в область нынешней Финляндии, где участвовала в формировании финского этноса вместе с братскими племенами суоми (русские называли их «сумь»), хяме (вероятно, чудская емь), саамов (лопарей) и карел.

В 2010 году в официальном «Перечне национальностей и языков РФ» чудь зафиксирована под кодом № 351. На сегодняшний день официальных сведений о численности чуди в России нет, но, по некоторым данным, с этой национальностью ассоциируют себя более двухсот человек. Подавляющее большинство из них живет в Пинежском районе Архангельской области.

5

Где живут поляне?

Первоначально поляне — обобщающее название славянских жителей Поля, то есть той части европейских степей и лесостепей, которая была известна древним славянам. Но со временем, после отделения польских земель и создания государства восточных полян с центром в Киеве, в использовании этого понятия произошли изменения.

Где жили дреговичи?

дрыгавічы) — восточнославянский племенной союз, обитавший в IX-XII веке в районе Гомельской, Брестской, Гродненской и Минской областей современной Белоруссии. Восточными соседями дреговичей были радимичи, северо-восточными — кривичи, южными — древляне, северо-западными — ятвяги и литва.

Где жили северяне?

Северя́не (ст. ‑слав. сѣверо, сѣверъ, сѣверы) — восточно-славянский племенной союз, населявший в начале VIII—XI веков территорию современных Черниговской, Сумской, Брянской, Курской, Белгородской областей. В археологии отождествляется с роменской и волынцевской культурами.

Где были расселены поляне?

Среди восточнославянских племен IX-X веков особое место занимают поляне. Они проживали на территории современной Киевской области. Именно Киев стал столицей древнерусского государства и ключевым городом всего домонгольского периода истории.

Чем занимались поляне?

Область полян входила в зону древней земледельческой культуры. По летописным и архивным данным, поляне занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей.

Расселение славян по территории Восточной Европы

На территорию Восточной Европы славяне проникли не сразу. Произошло это в VI-VII в. н.э. Изначально расселение славян в 6 веке затронуло лишь земли у Днепра, где сейчас располагается территория Украины. Постепенно территория расселения древних славян расширилась и они заселили низовья Волги, долины Днестра и Южного Буга (Молдавия) и здесь остались. Из Померании на северо-восток переселилась еще одна группа славянских племен. Здесь она столкнулась с варягами и осела, образовав новый град – Великий Новгород.

Из исторических источников известно, что великое расселение славян завершилось примерно к VIII-IX веку. К этому времени каждое племя занимало отдельную территорию, за обладание которой велись постоянные войны. Если бы в те времена существовала политическая или географическая карта, то расселение славян карта показала бы следующим образом:

  • вятичи – земли у Оки;
  • кривичи – Днепр, Западная Двина;
  • ильменские словене – Ильменское озеро;
  • радимичи – река Сож;
  • древляне – пространство между рекой Днепр и Припятью;
  • дреговичи – земли между Припятью и Березиной;
  • поляне – запад Днепра;
  • волыняне – Западный Буг;
  • бужане– река Южный Буг;
  • белые хорваты – Днестр и Висла;
  • дулебы – на востоке от белых хорватов;
  • северяне – территория Черниговской, Брянской, Курской и Белгородской областей;
  • уличи и тиверцы – земли вокруг Днестра и Восточно-Европейской равнины.

Племена славян и места их расселения изучены достаточно хорошо. Археологические раскопки показывают, что крупнейшими племенами того времени были ильменские словене и поляне. Ильменские словене вели активную торговлю с соседями, были хорошо известны народам, проживающим на берегах Балтийского моря. Именно они оказывали наиболее сильное сопротивление нападениям варягов (норманнов). Карта расселения восточных славян, принадлежавших к племени полян, показывает, что они не гнушались присоединять к своим землям все свободные территории, со временем значительно расширив свои владения. Место расселения восточные славяне, принадлежащие к племени полян, выбрали наиболее удачное. По территориям, занимаемым полянами проходил знаменитый торговый путь «Из варяг в греки».

Проживающие в бассейне реки Ока вятичи также занимались торговлей. О радимичах и дреговичах историкам известно из сохранившихся летописей их более развитых соседей. Проживающие на границе с владениями диких народов Литвы дреговичи много от них переняли, в том числе и некоторые особенности разговорной речи.

Уличи и тиверцы смешались с волынянами, до этого успев перенять привычки печенегов и половцев, чьи набеги причиняли им немало неудобств. Однородной массой восточные славяне в древности и при расселении не были. Расселение восточных славян кратко можно проследить по течению самых крупных рек в регионе. Если местность вокруг водоема подходила для занятия земледелием, то эту территорию обязательно занимало какое-то из племен.

Этноним народа

Название северян вызывает немало предположений и споров. До сих пор его суть остаётся весьма туманно. Как считал историк Лев Гумилёв, происхождение этнонима могло быть связано с именованием савиров, племён, занимавших во II веке Западный Прикаспий. Сам Гумилёв и его учитель Михаил Артамонов считали, что именно савиры были предками северян, что были ассимилированы славянскими народами.

Археолог Валентин Седов высказывал иную гипотезу. По его версии, слово “северяне” могло произойти от иранского “сев”, означавшему “чёрный”. Что примечательно, к городам северян принадлежал Чернигов, в одном только названии которого можно заметить подтверждение данной теории.

«Северянин» / -Ingvar-/ neizvestniy-geniy.ru

Торговля и ремёсла

Меловой мыс, где в 12 веке северцами был построен крупный город. Крапивенское городище.

Важную, если не первую роль, играло земледелие. По крайней мере, судя по остаткам в курганах, относящихся к VIII-IX векам, оно должно было быть значительно развито.

Из ремёсел, насколько можно судить по археологическим находкам, было довольно развито гончарное, бондарное, столярное. Вместе с глиняными монистами попадаются часто каменные, костяные и стеклянные бусы. Вообще стеклянные вещи попадаются во многих курганах отчасти в расплавленном состоянии. Кроме бус из костяных изделий до нас дошли пуговицы, гребенки, пластинки и косточки с разными изображениями рыб, человека и животных (лошадиной головы). Из кости же делались черенки для ножей, которых найдено очень много. Сюда же можно отнести роговые гребни и небольшие гребенки с резьбой и без неё. Развитие рыболовства и скотоводства давали матерьял, как для самых вещей, так и для изображаемых на них резьбой предметов.

Гончарное ремесло оставило после себя следы в целой коллекции глиняных монист, пряслиц и сосудов. Монисты были различных цветов. Иногда они украшались медными подвесками. Монисты и бусы служили предметом украшения, благодаря чему они сохранились лучше других произведений этого ремесла.

У северян были в употреблении бронзовые, серебряные и золотые вещи. Из бронзовых изделий до нас дошли кольца, пряжки. Иногда женщины украшали ими свои косы, а к монистам из глины подвешивали бронзовые подвески. Из золотых и серебряных вещей сохранились предметы наряда, в виде серег, медальонов, колец различных проб, узорчатых серебряных пластинок для украшения сбруи. Из дошедших до нас предметов утвари особенно прекрасной отделкой отличаются два турьих рога, из которых наши предки любили выпить и, как дорогую для себя вещь, украшали получше. Выделка серебряных и других металлических вещей была местная.

Что касается производства оружия, то можно предположить, что часть его делалась дома, как щиты, стрелы, наконечники копий, частью же оружие приобреталось путем торговли. Так арабские писатели говорят, что русские купцы привозили между прочими товарами и обоюдоострые франкские мечи.

Сильно развита была торговля хлебом с Великим Новгородом. Новгородцы вывозили хлеб из областей Смоленской, Полоцкой, Киевской и Черниговской. Взамен северяне получали европейские товары. Дорогой для новгородской торговли служил Днепр, а главной пристанью — город Любечь. Основание его теряется во мраке древности. История застает его уже богатым торговым городом, который ведет торговлю с Византией.

Южная торговля, с Византией, шла из центра Северской земли — Чернигова. Путем торговли служила река Десна, которая тогда была годна для судоходства вверх и вниз. Торговля с Византией относится к давнему времени. Чернигов, наравне с Киевом и другими городами, упоминается в договорах, притом непременно, в каждом. Торговые сношения с Византией были весьма важны. Отсюда получались произведения греческого искусства. Северяне привозили в Византию меха и хлеб. Взамен привозимых товаров, руссы получали золото, серебро, предметы роскоши, а главным образом паволоки.

Не менее важна была торговля восточная с болгарами, хазарами и арабами через реки Дон и Волгу. Главными центрами торговли здесь были столица Хазарского царства Итиль и Тмутаракань. Она уже существовала в VIII в. н. э. даже при занятии южных степей кочевниками, она всё-таки продолжалась, и мы видим существование пути через степи даже в XII в., носившего название Соляного. Но гораздо ранее мы имеем известие о Курске как о крупном торговом городе. Курск сбывал свои меха в Болгарию и Хазарию. В эпоху татарского владычества в 1283 году мы встречаем в Курске немецких и цареградских купцов. Курск был посредником торговли с Азовским и Чёрным морями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: