Исторические факты и места связанные с легендарным русским героем
Согласно легенде, Добрыня Никитич был родом из города Владимира-на-Клязьме, что находится недалеко от современного города Москвы. Это был знатный русский боярин, который служил князю Владимиру Великому. Добрыня Никитич был известен своими подвигами на поле боя и своей верностью князю.
Исторические исследования позволяют утверждать, что на самом деле Добрыня Никитич был вымышленным персонажем, созданным народным творчеством. Однако это не умаляет его значения как символа русского народа.
В городе Владимире-на-Клязьме можно найти множество памятных мест, связанных с Добрыней Никитичем, например, монументы или названия улиц. В этом городе также есть исторический музей, где можно узнать больше о жизни и подвигах этого легендарного героя.
Место | Описание |
---|---|
Кремль | Здесь располагался княжеский дворец, где жил и работал Добрыня Никитич. |
Площадь Соборная | На этой площади находится памятник Добрыне Никитичу, символизирующий его смелость и мужество. |
Улица Добрынина | Эта улица названа в честь легендарного героя Добрыни Никитича. |
Несмотря на то, что Добрыня Никитич — вымышленный персонаж, его история и легенды оставили глубокий след в истории русского народа. Он стал символом доблести, чести и отваги. Его имя до сих пор упоминается в литературе, кино и других искусственных формах.
Легенда о деде Ильи Муромца
Популярным и известным персонажем былинного эпоса является именно Илья Муромец. Биография персонажа начинается с легенды, которая связана с его дедом. Согласно ей, дед славного воина был язычником и отказывался принимать христианство. Когда-то он прорубил икону топором, после чего на его род было наложено проклятие. Все мальчики, которые должны родиться, будут калеками.
Прошло 10 лет, после чего у деда родился внук Илья. К огромному сожалению, страшное проклятие, возложенное на его род, исполнилось. Илья Муромец не мог ходить. Он пытался встать на ноги, но все его попытки увенчались неудачей. Вскоре будущий воин стал тренировать руки, однако даже после этого он так и не смог встать на ноги. Наверное, его много раз посещали мысли о том, что он навсегда останется калекой и не сможет ходить, как все.
Героем летописей и былин, которого знает каждый ребёнок и взрослый, является именно Илья Муромец. Биография воина является достаточно интересной и увлекательной. Давайте знакомиться с ней дальше.
Биография
Добрыня Никитич был славным богатырем Древней Руси. Его раннее детство прошло в плену у киевской княгини, однако он с детства увлекался владением оружием.
В юношестве вступил в княжескую дружину и стал наставником юного Владимира. Он сыграл важную роль в объединении русских земель под властью Владимира. Принимал участие во многих сражениях и был мудрым советником князя.
Одна из самых известных былин повествует о трехдневной битве с огнедышащим Змеем Горынычем. Хотя силы богатыря истощались, он не сдавался благодаря голосу с небес, предрекающему ему победу.
Выполнял важные поручения князя, в том числе спасал близких от опасностей. Однажды он женился на иностранке Настасье Микулишне. Их брак испытал предательство жены, но после вмешательства Ильи Муромца супруги помирились.
Последним подвигом стало участие в кровопролитном сражении под Калкой, где он и погиб как достойный воин. Богатырь был похоронен на кургане, названном в его честь.
Родина и семья
Точное место рождения неизвестно. Предполагают, что он родился либо в Искоростене в земле древлянской, либо в городе Рязани. В десятилетнем возрасте вместе со своей сестрой он попал в плен и был отвезен в Киев, где служил при дворе княгини.
Здесь мальчик рос смелым и сильным, увлекался борьбой и метанием дротиков. Когда пришло время, его заметил князь Владимир и принял на службу в дружину.
Женой Добрыни является Настасья, дочь силача Микулы Селяниновича. Потомки стали известными боярами в Киевской Руси.
Его сын Константин был новгородским посадником. Он помог князю Ярославу Мудрому занять киевский престол. Однако Ярослав затем арестовал и убил Константина.
Сын Константина Остромир стал новгородским посадником при великом князе Изяславе. Он заказал Остромирово Евангелие. Потомки прославились как воеводы и бояре Киевской Руси.
Подвиги
В былинах описано немало подвигов. Он сражался с змеем Горынычем в тяжелейшей трехдневной битве и одержал над ним победу. Спасал от опасностей племянницу Забаву Путятичну, дочь Марфиду.
Многое сделал для объединения русских княжеств под властью князя Владимира. Он убеждал новгородцев призвать Владимира в князья. В войнах был начальником войска и вдохновлял дружину своим примером мужества.
Характеристика
Его рост был необычайный для того времени — порядка 3 аршин (214 см). Богатырская фигура объемом и мощью не вязалась со званием «человек».
Внешность также соответствовала его богатырской силе. У него была широкая грудь и широкие плечи, мускулистые руки и ноги. Лицо богатыря отличалось мужественной красотой и выражением решимости в чертах.
Его огромная физическая мощь и рост поражали воображение людей. Это отражалось в описаниях как воплощения высшей силы и непобедимого воина.
Физические данные и внешность делали его под стать самым значительным и дерзким подвигам, которые приписывались ему в былинах и сказаниях. Богатырская внешность способствовала образу непревзойдённого русского защитника.
Версия происхождения имени:
От слова «добро». Добрыня означает «тот, кто приносит добро». Это соответствует положительному, героическому образу в былинах. Он защищает земли Руси и помогает людям.
Таким образом, в любом случае имя связано с понятиями доброты, храбрости и героизма — всем тем, за что известен легендарный богатырь в русском фольклоре. Само название подчеркивает его положительный, светлый характер.
Исторический прототип
Вероятным историческим прототипом Добрыни Никитича считается новгородский посадник XI века по имени Добрыня Малкович.
Малкович жил во времена княжения в Новгороде Ярослава Мудрого. Он занимал должность посадника, которая была на тот момент высшей после князя. Служил Ярославу верой и правдой, помогал утвердить его власть в Новгороде. Когда в 1016 году Ярослав занял киевский престол, Добрыня поддержал его в этом.
В «Повести временных лет» упоминаются потомки Добрыни Малковича — его сын Константин и внуки Остромир и Вышата. Это свидетельствует о его высоком социальном положении.
Время жизни этого исторического Добрыни — начало XI века — совпадает с приблизительной датировкой основных былин о Добрыне Никитиче.
Также не исключено, что образ Добрыни в былинах соединил в себе черты нескольких легендарных богатырей того периода. Но Малкович, безусловно, послужил одним из прообразов героя русского эпоса.
Почему именно этот город?
Выбор именно этого города, родины Добрыни Никитича, объясняется его историческим значением и связью с легендарным героем Добрыней.
Во-первых, этот город имеет важное место в средневековой истории Руси. Он был культурным и экономическим центром того времени, а также крупным торговым узлом
Важность города подтверждается археологическими находками, которые свидетельствуют о его богатстве и развитии.
Во-вторых, этот город имеет непосредственную связь с Добрыней Никитичем. Согласно общепринятой версии, именно здесь он родился и провел свое детство. Это место, где вырастал и где формировался характер и навыки будущего героя.
Таким образом, выбор этого города в качестве родины Добрыни Никитича обусловлен его историческим значением и связью с легендарным героем. Этот город играл важную роль в средневековой Руси и является местом происхождения одного из наиболее популярных героев русских сказок и легенд.
Где родился Добрыня Никитич?
Локализация города
— Археологические находки
— Исторические справки
Почему именно этот город?
— Важность города в средневековой Руси
— Связь города с Добрыней Никитичем
Общепринятая версия о рождении Добрыни Никитича
Важность города в средневековой Руси
В средневековой Руси город, где родился Добрыня Никитич, имел особое значение. Этот город был не только местом его рождения, но и являлся одним из центров культуры, образования и политической власти. Именно в этом городе формировались и развивались интеллектуальные и политические элиты того времени.
Город имел стратегическое положение, что делало его важным торговым центром. Благодаря развитым торговым связям, этот город служил мостом между Востоком и Западом, а также был узловым пунктом на торговых путях внутри страны. Представители разных культур и народностей встречались здесь, обмениваясь товарами и идеями
Таким образом, важность этого города в средневековой Руси была не только экономической, но и культурной
Кроме того, город был центром политической власти. Он был резиденцией местного правителя, который обеспечивал порядок и защиту населения. Город обладал укреплениями и стенами, что гарантировало его защищенность
Военная мощь этого города способствовала его важности в системе средневековых государственных образований
Таким образом, город, где родился Добрыня Никитич, являлся важным центром в средневековой Руси. Его экономическая, культурная и политическая значимость делала его привлекательным и востребованным как для жителей страны, так и для приезжих. Этот город был символом величия и мощи того времени и нес с собой богатое наследие истории и культуры Руси.
Связь города с Добрыней Никитичем
Город, в котором родился Добрыня Никитич, имеет особую важность в истории Руси, так как он связан неразрывно с этим прославленным героем. В этом городе, чья локализация была установлена исследователями, археологические находки подтвердили его связь с историческим Добрыней Никитичем
Город, который считается родиной Добрыни Никитича, был важным политическим и культурным центром средневековой Руси
Именно здесь герой получил свое образование, получил начальную военную подготовку и прошел настоящие испытания, которые сформировали его как сильного и отважного воина
Важно отметить, что герой состоял на службе у князей этого города и принимал активное участие в защите его территорий. Благодаря своим подвигам и мужеству, Добрыня Никитич стал признанным героем и легендой не только в этом городе, но и во всей Руси
Таким образом, связь города с Добрыней Никитичем является неотъемлемой частью его истории и способствует сохранению национальной памяти о великом герое и его подвигах.
Общепринятая версия о рождении Добрыни Никитича
Общепринятая версия гласит, что Добрыня Никитич был рожден в городе Владимире-на-Клязьме. Этот исторический город располагается на берегу реки Клязьма, во Владимирской области России. Считается, что Добрыня Никитич появился на свет в конце X века или начале XI века.
Владимир-на-Клязьме был одним из важных центров средневековой Руси. Город был культурным и политическим центром Восточной Славы, и имел большое значение в истории Руси. Именно здесь Добрыня Никитич провел детство и юность, получая образование и подготавливаясь к будущим сражениям.
Добрыня Никитич был известен своими военными подвигами и отвагой. Он был отличным воином и был признан одним из главных богатырей Киевской Руси. Его имя стало символом русского героизма и чести.
Владимир-на-Клязьме до сих пор считается родиной Добрыни Никитича, и его имя тесно связано с историей этого прекрасного города.
Настоящий Добрыня
С большой долей уверенности, можно сказать, что прототипом былинного Добрыни стал Добрыня реальный. Да – да, не удивляйтесь, реального человека тоже звали Добрыня, правда, был он вовсе не Никитич.
О происхождении Добрыни, есть данные в «Повести временных лет». Он представлен там родным братом Малуши, которая являлась доверенным лицом княгини Ольги, являлась ключницей, т.е. фактической хранительницей всего княжеского имущества. Очевидно, значимость должности обрекла Малушу на потерю личной свободы, однако последнее не умаляло в те времена ее высокого политического и социального статуса.
Малуша также являлась наложницей киевского князя Святослава, сына княгини Ольги. Малуша и родила Святославу прославленного в русской истории Владимира Красное Солнышко (он же Владимир Святой). Отца Малуши и Добрыни звали Малко Любечанин. Он, судя по всему, тоже был знатным человеком и проживал в одном из городов чернигово-северской земли — Любече.
Есть версия, что роился он в селе Низкиничи, что на Волыни. Отсюда и прозвище Добрыни – Низкинич. Впоследствии Низкинич видоизменилось в Никитич. Хотя есть и другая версия — Добрыня Малкович. У варианта Малкович своя история происхождения. Я так и не увидел, какая из них подкреплена определенными историческими свидетельствами.
Был Бодрыня дядей князя Владимира по материнской линии. Более того, был Добрыня Владимиру не только дядей, но и дядькой, то есть воспитателем, советником, ближайшим другом, а, по совместительству, еще и поверенным во многих делах и воеводой войска княжеского.
Добрыня и племянник Владимир
Богатырь Добрыня появляется на страницах летописей уже как «муж», т.е. представитель старшей дружины, киевского князя Святослава. По приказу этого древнерусского властителя Добрыня управляет Новгородом. «Повесть временных лет» и особенно I Софийская (Новгородская) летопись пишут о нем с почтением.
Но Святослав
погиб на днепровских порогах весной 972 г. Встал вопрос дальнейшей власти.
Есть сведения, что князем Киевским Владимир стал с подачи Добрыни, который желал видеть своего воспитанника на княжеском престоле, а не его старшего брата Ярополка. Да и жениться на Рогнеде, дочери половецкого повелителя Рогволда, до того бывшей женой Ярополка, Владимира практически заставил Добрыня.
Зачем дядьке это было нужно? Да, по большому счету, чтобы потешить собственное самолюбие, ведь мать Владимира, Малуша, хоть и была из достаточно знатного рода Свенельдичей, все же при князе Святославе Игоревиче, отце Владимира, была ключницей.
А Рогнеда однажды уже отказывала сватам, присланным Владимиром, мотивируя тем, что она рода знатного, именитого не пойдет за рабского сына, будь он хоть трижды князь. И отказ этот Добрыню задел за живое, гораздо сильнее, чем самого Владимира. Кстати, Владимир в молодости был большим любителем женщин, даже имел собственное подобие гарема. Возможно, поэтому отказ строптивой половчанки его не сильно расстроил, тем более, что она была не совсем во вкусе будущего Киевского князя.
Но Добрыня обиду запомнил, и когда подвернулся удобный случай, уговорил Владимира, привыкшего выполнять дядькины советы, все же взять Рогнеду. Причем Добрыня имел в виду вовсе не в жены, а скорее в наложницы, тем самым сломив гордую красавицу, опозорив ее и опустив до рабского уровня. Что из этого вышло, мы знаем из истории.
Легенды о рождении Добрыни Никитича
Легенда о рождении на коне
Одна из легенд гласит, что Добрыня Никитич был рожден прямо на коне. Его мать, княжна Настасья, боролась за жизнь в походе, когда боевой конь принес ей на страже молодого наследника. Рождение Добрыни на коне убедило всех, что он будет непобедимым воином, а крепость его духа при необычных обстоятельствах рождения гарантировала его геройство.
Легенда о происхождении от духовного воина
Согласно другой легенде, Добрыня Никитич был потомком духовных воинов, что объясняет не только его крепость и бесстрашие, но и умение общаться с народом и всепрощающего миролюбия. По этой легенде, его предки побеждали не только военные расхитители, но и золотые рудники земли, защищая богатства и людей от разного рода злых духов.
Легенда о знаменитой бабуле
Некоторые легенды говорят о мудрой бабушке, которая предсказала рождение Добрыни и позаботилась о его будущей славе. В этой легенде бабуля, которая понимала магию и чары, взывала к богам о помощи при рождении великого воина. И в дополнение, еще юный Добрыня победил во многих соревнованиях и получил мудрые уроки от бабы. Она была одной из главных вдохновительниц молодого Добрыни, помогая ему на пути к славе.
История создания
Мысль о создании картины посетила Васнецова в мастерской народного художника РСФСР В.П.Поленова. Тот занимался исторической, пейзажной и жанровой живописью. Он подолгу жил и писал в Абрамцеве.
В один из приездов на берег реки Воли Васнецов увидел за окном три дуба. В голове сразу возникли образы могучих богатырей. Так появился рисунок на кусочке бумаги.
Карандашный набросок так и остался бы без внимания. Но его увидел русский художник и педагог П.П.Чистяков. Он напомнил Васнецову об ответственности художника за каждый свой рисунок, картину. Именно Чистяков предложил в качестве главных героев использовать образы былинных богатырей.
10 лет автор размышлял над персонажами картины. Изучал сказания и легенды русского народа, обдумывал мелочи, детали, присматривал натурщиков.
Первый эскиз маслом картины «Богатыри»
В поле установили мастерскую художника. Здесь он под впечатлением от местной природы ловил вдохновение. Сюда же приходили натурщики и приводили лошадей. Васнецов перевозил холст с квартиры на дачу и опять в квартиру.
Васнецов подарил ранний эскиз Поленову. Он так и хранится сейчас в доме-музее художника. Сначала Поленов отказался взять подарок. Он объяснил, что заберет его только тогда, когда будет готова картина. 23 апреля 1898 года Виктор Васнецов завершил работу на «Богатырями», а обещанный подарок преподнес чуть раньше — 10 марта.
От мезолита до Средневековья
Есть в музее и палеонтологическая экспозиция. Она знакомит посетителей с древнейшей жизнью на территории Шиловского района. В экспозиции представлены кораллы, окаменевшие раковины аммонитов и белемнитов, черепа доисторических животных, бивни мамонта и даже… лапа пещерного медведя.
Одна из витрин знакомит гостей с традиционными верованиями и христианизацией края. Интерес посетителей вызывает макет раскопок финно-угорского могильника III–VII веков с обнаруженными в нём украшениями, который даёт представление о работе археологов.
А у юных посетителей большой популярностью пользуются интерактивно-анимационные программы. С одной стороны, ребята, могут увидеть древних воинов. С другой, в специальном музейном дворике примерить кольчугу, подержать в руках меч, пострелять из лука, походить на ходулях и угоститься чаем из дровяного самовара.
Интернет
Добрыня и Змей (былина)
Былины в Федеральной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор»
Добрыня Малкович — Большая биографическая энциклопедия
Земляк Добрыня
Освоение Сибири шло во многом за счет промысловой и переселенческой инициативы жителей русского Севера, о чем свидетельствует, в частности, исследования говора сибиряков.
«Повесть временных лет» сообщает, что в 945 г. по совету младшей дружины, завидовавшей одежде и оружию воинов княжеского воеводы Свенельда, Игорь отправился к древлянам и пытался взять с них дань дважды. Однако, после первой выплаты дани, древляне заперлись в городе Искоростене и после веча под предводительством своего князя Мала разбили дружину Игоря. Сам киевский князь погиб. По версии византийских хронистов, был принесен в жертву лесным божествам, которым поклонялись жители лесов — древляне. Игорь, привязанный к двум наклоненным деревьям, был разорван на части. По древней племенной традиции князю победителю принадлежало все достояние побежденного князя: его жена, дети, имущество и управляемые территории. Поэтому Мал «посватолся» к Ольге, но киевская княгиня решила мстить за мужа Она трижды уничтожала посольства знатных древлян, а после двинулась походом на «Дерева». Итогом ее войны с древлянами оказалась, не только победа над восставшими, что устраняло опасность распада государства Русь, но и важнейшее внутреннее преобразование — регламентация налогов (дани) в Русском государстве.
Лют Свенельдич был убит на охоте в «Деревах» по приказу князя Олега Святославича, которому отец в 970 г. пожаловал в управление Древлянскую землю. Это убийство стало одной из причин войны Олега Святославича с его старшим братом киевским князем Ярополком Святославичем. Причем побуждал Ярополка к войне его воевода Свенельд, отец погибшего Люта. В ходе войны Олег погиб при обороне своей «столицы» города Овруча. Ярополк присоединил «Дерева» к своему княжению.
Села Будятичи и Низкиничи существуют и ныне. Это населенные пункт в Иванчевском районе Волынской области на Украине. В Х в. примерно в 20 верстах от названных сел киевский князь Владимир Святославич основал город Владимир на Волыни.
Татищев В. История российская. – М., 2003. Т. 2. С. 38.; Диба Ю. Історично-географічний контекст літописного повідомлення про народження князя Володимира Святославовича: Локалізація Будятиного села // Княжа доба. Історія і культура. Львів: Інститут українознавства ім. І. Крип`якевича НАН України. — Вип. VI. — С. 37-70.
Сруб, попущенный в землю. Чаще всего в порубах устраивали тюрьму.
БЫЛИННЫЕ ПОДВИГИ
Добрыня является главным героем шести русских былин и упоминается еще в 53 историях. Многие сказания о дюжем богатыре имеют до нескольких десятков вариаций с теми или иными разночтениями. Поэтому вновь обратимся к основным сюжетам.
Добрыня и Илья Муромец. Как вышел из юношеской поры Добрыня Никитич, разнеслась по Руси весть о силе его и удали. Решил наведаться к нему Илья Муромец да на богатыря могучего подивиться. Съехались витязи во чистом поле. Сражались и палицами боевыми, и саблями острыми — поломались и сабли, и палицы. Тогда сошлись богатыри в рукопашном бою. Ан тут у Ильи правая нога подвернулась, левая рука ослабла. Заборол его Добрыня, сел сверху и начал вопрошать, кем будет его могучий противник. Как сказал Илья, кто он, Добрыня взял его за руки, обменялся с ним крестами и побратался. А Муромец по возвращении уговорил матушку Добрыни Амельфу Тимофеевну отпустить сына с побратимом в стольный Киев-град.
Добрыня и Змей. Предупреждала матушка Добрыню, чтобы не ездил к горам Сорочинским, не топтал змеенышей, не купался в Пучай-реке. Да сын мать не послушал, потоптал змеенышей, много русичей спас из полона змеева, а как искупался в Пучай-реке, налетел на него страшный Змей да стал грозиться сжечь-погубить. Метнулся Добрыня к одному берегу, к другому — не может найти ни одежи своей, ни палицы. Но заприметил шапку греческую, схватил ее, ударил Змея, тот и упал на сыру землю. Уже собрался Добрыня отрубить чудищу его головы, ан Змей, пообещав не трогать русский люд, вымолил у богатыря братание.
Поверил витязь супостату, отпустил. Приехал в Киев-град и узнал, что Змей украл племянницу князя Владимира — Забаву Путятишну. Тут не стерпел Добрыня, доехал до гор Сорочинских на коне могучем да с плеткой шелковой (что мать подарила), заборол Змея, а вместе с Забавой освободил и много народа русского: и князей, и витязей.
Добрыня Никитич освобождает Забаву Путятишну. И. Я. Билибин. Конец XIX в.
Добрыня и Маринка. Вздумалось Добрыне по Киеву-граду погулять. Проезжал он мимо дома Маринки Кайдаловны, еретицыбезбожницы. Хотел выстрелом сбить голубей, что на крыше сидели, да рука его дрогнула, и пробил он окно стекольчатое. Рассердилась Маринка и заговорила следы богатыря на любовь жгучую. Воротился к ней Добрыня, а она его обратила туром-атаманом — главой стада из девяти других туров, превращенных Маринкой витязей. И так бы Добрыня остался в образе златорогого, если бы не крестная матушка его, молодая вдова Анна Ивановна.
Пригрозила она обратить Маринку собакой подворотною. Испугалась еретица, вернула облик человеческий и Добрыне, и другим витязям, принялась ластиться к богатырю, да тот взял и срубил ей голову, чтобы больше зла не чинила.
Добрыня и Алёша. Поехал Добрыня за тридевять земель в Золотую Орду, а супруге своей Настасье Микулишне наказал ждать его три года, а коли не воротится, вдовой жить или замуж идти. Просил только отказать Алёше Поповичу, ежели тот придет свататься, потому как он Добрыне брат крестный.
Минуло ровно три года. Пришел к Настасье Алёша Попович рассказывать, что видел он Добрыню убитым в чистом поле, а потом принялся уговаривать стать его женой. Отказала ему Настасья, да под угрозами князя Владимира пришлось согласиться. Сидит Настасья на свадебном пиру, плачет-печалится. А Добрыня тем временем супротив Золотой Орды бьется. Так бы и не узнал ни о чем, если бы не прилетели два голубя да не начали толковать, что в Киеве деется. Вернулся Добрыня, пришел в княжий терем в коморошьем платье, бросил в чарку свой перстень обручальный, подал жене любимой — по той примете она его узнала и обрадовалась. А Алёшу Поповича только мольбами княгини удалось в живых оставить.
Добрыня и Василий Казимирович. Собрал князь Владимир пир да и начал спрашивать, кто из добрых молодцев, удалых богатырей не побоится ехать в землю половецкую, чтобы свезти хану Батуру дань за 12 лет. Расхвастался тут молодой витязь Василий Казимирович, а уже выйдя из палат княжеских, пригорюнился. И быть бы беде великой, если бы не встретился ему Добрыня Никитич. Выпытал богатырь у друга всю правду и уговорил князя отправить их вдвоем — не платить дань, а требовать. Трижды испытывал друзей Батур — и трижды Добрыня принимал удар на себя. А под конец последнего испытания — битвы смертной — призвал Батур все войско татарское, но пришел на помощь Добрыне Василий Казимирович. Одолели богатыри татар и повезли в Киев дань богатую.
Поделиться ссылкой
Упоминание в летописях
Летопись Малаховского монастыря
В одной из глав этой летописи говорится, что Добрыня Никитич был рожден в городе Муроме, в семье богатого князя Никиты.
Также в этой летописи отмечается, что Добрыня был княжеским послом и грозной силой на полях битв.
- Авторы летописи упоминают, что Добрыня был известен своей храбростью и мужеством;
- В ней также приводятся описания его подвигов и боевых свершений на защите родины.
Летопись Полоцкого государства
В данной летописи говорится о том, что Добрыня Никитич участвовал в битвах с половцами на реке Калке. Он был одним из главных воинов в этой битве, которая произошла в 1223 году.
Также в летописи приводятся описания о том, как Добрыня отличился в битве при Коломне, отбивал нападения крымских татар на Ростов и Муром.
- Авторы летописи называют его «дивным богатырем» и отмечают, что он был примером для многих воинов того времени;
- В летописи также говорится, что Добрыня был известен своей честностью, добротой и милосердием.
Интересные факты
Интересные, необычные факты создания картины:
- Во время работы над картиной Васнецов создал не менее 15 этюдов маслом. Среди них «Портрет витязя в кольчуге», «Абрамцево», «Лошади».
- Если бы не знаток и любитель живописи Третьяков, работа над богатырями длилась бы еще долго. Васнецов дописывал детали, что-то изменял и добавлял. Как-то раз в гости к нему заглянул владелец картинной галереи Третьяков. Он и убедил художника в том, что работа завершена.
- Картина отражает замысел автора и не могла бы быть действительностью. Все три героя жили в разные эпохи.
- В былинах Добрыня Никитич одного возраста с Алешей Поповичем. А на картине он изображен зрелым человеком. Объяснить это можно тем, что героя автор писал с себя.
- Историки и исследователи творчества Васнецова считают, что одежда и вооружение героев должно быть другим. Правильнее было бы изобразить богатырей в кольчугах и в шлемах в форме вытянутой шапочки.
На картине Васнецова воины и защитники русской земли будто прошли сквозь года и века, чтобы убрать врага подальше от границ Родины
И не важно, что встретиться богатыри могли только на холсте
Родом с Рязанской земли
Федор Буслаев, один из самых известных филологов прошлого, в своих трудах верно заметил:
Действительно, Добрыня считается самым интеллигентным из былинных богатырей. И образован он был, и прекрасно воспитан, и пел, и на гуслях играл, и даже в шахматы. К тому же в речах был разумен, сдержан и тактичен. А о том, что богатырь имел рязанские корни даже в былине ясно читается:
Знаменитый отечественный фольклорист Владимир Пропп в своём фундаментальном исследовании «Русский героический эпос» подчеркивает:
Это значит, во-первых, что события, воспетые в былине, народ относит к глубокой древности, когда Рязань еще была не городом, а селом. Во-вторых, точная локализация указывает на то, что события этой песни трактуются как действительно имевшие место. Они приурочиваются не к каким-нибудь фантастическим землям, о которых певец имеет весьма смутное представление, а к родной земле, к хорошо знакомой ему Рязани».
Исторические источники о месте рождения
Повесть временных лет
Одним из самых ранних источников, упоминающих Добрыню Никитича, является «Повесть временных лет». В ней говорится, что Добрыня родился в Конотопе, на юго-востоке Киевской Руси, на территории нынешней Украины.
Сказание о Мамаевом сражении
В «Сказании о Мамаевом сражении» также упоминается место рождения Добрыни Никитича. Согласно этому источнику, Добрыня родился в Благовещенске, где его отец, Никита, был приказчиком при князе.
Некоторые ученые считают, что различия в указании места рождения могут быть связаны с территориальными изменениями в России и Украине, произошедшими за многие века. Также возможно, что эти различия могут быть связаны с легендарным характером героя и соответствующими литературными традициями тех времен.
Не смотря на расхождения в исторических источниках, Добрыня Никитич остается одним из самых популярных героев русских сказок, и его имя стало символом доблести и мужества.
Шиловские сказания
— Местные сказания о Добрыне несколько отличаются от тех, к которым мы привыкли…
— Если брать общеизвестные былины, то Добрыня в них боролся со змеем, у нас же он борется с мифической Чамкой. О ней в народе говорили, что сверху она как обычная баба, волосы у нее длинные, зеленоватые, а внизу как ящерица, и конечности трехпалые — это то, что мы можем узнать о ней из фольклора. По описанию похожа на русалку, но жила она не в воде. Впрочем, и у Пушкина «русалка на ветвях сидит…»
По преданиям, Добрыня стал бороться с Чамкой, и она его уже одолевала, но он помолился Божьей Матери и победил. За это он получил чудесный меч. Так он стал сильным богатырем. А тут татары затеяли войну… Обе стороны договорились, мол, зачем много народу губить, пусть сначала богатыри поборются. Вышел Добрыня, а татары выставили щупленького, маленького противника, Добрыня возьми да и скажи — я таких и тридцать поборю. Татары обрадовались, а деваться некуда — уже сказано, пришлось Добрыне бороться с 30 противниками. А пока шла борьба, их лазутчик подменил меч, и последний татарин убил Добрыню. Но, как говорят, меч они с собой не забрали. По одним источникам его опустили в Оку, по другим — вернули Чамке, а та опустила его в Тырницу… Так что где его искать, сказать трудно.
— Сейчас, похоже, в сознании многих образ Добрыни начинает ассоциироваться с Рязанской землей…
— Мы стараемся, чтобы было так. Надо бережно относиться к истории. У нас очень много героев, которыми стоит гордиться. Евпатий Коловрат, Авдотья Рязаночка… Это же, как сейчас принято говорить, настоящие бренды земли Рязанской.
Победа над Тугариным змеем
Какие три подвига Алеши Поповича известны лучше всего? Один из них — это победа над Тугариным змеем. Уже в 19 столетии ученые догадывались, кого именно так называли, а в 20 веке это предположение озвучил историк В. Ф. Миллер. Итак, «Тугарын змей» — это хан половцев по имени Тугоркан, принадлежавший династии Шураканидов. Это означало «змея» на его родном языке.
Согласно былинам, Тугарин змей был непобедимым чудищем, обладающим невиданной силой. Только Алеша Попович решился сразиться с ним в чистом поле. По преданиям, чудище было окружено огненными змеями, а его конь обладал бумажными крыльями. Перед началом боя Алеша помолился, чтобы на землю пролился дождь. Его крылья намокли, после чего Тугарин не смог летать. На земле же он не обладал такой огромной силой, что обеспечило Алеше победу в поединке.
Добрынин курган
Много славных подвигов совершил Добрыня, но всему есть конец…
Согласно Тверской летописи, в битве с монголо-татарами на реке Калке (или Калкаце) в 1223 году погибло много русских воинов. В этом сражении нашли свою смерть 72 богатыря, в том числе Добрыня Рязанич Злат Пояс (Добрыня Никитич) и Александр Попович Ростовский (реальный прототип Алёши Поповича):
Похоронен знаменитый богатырь был, по старинным преданиям, на Рязанской земле в нынешнем Шиловском районе. Место это называлось «Добрынин курган» и находилось оно недалеко от устья Пары со стороны поселка Прибрежный в местечке под названием Дубки.
Мемориал «Добрынин курган», установленный в память былинного богатыря Добрыни Никитича (Добрыни Рязанича Злат Пояс) в Шиловском районе вблизи от места захоронения русских воинов 11 — 13 вв.
О кургане близ села Шилово писал еще знаток местной старины Николай Любомудров в 70-х годах 19-го века. В научном архиве Рязанского кремля есть запись от 1930 года, составленная шиловским краеведом Клёновым, в которой он описывает курганы в местечке Дубки и рассказывает о раскопках, произведенных местными крестьянами в 20-х годах прошлого века. Крестьяне расчищали место для сельскохозяйственных работ и разровняли в том числе «Добрынин курган», в котором было обнаружено захоронение русского воина в шлеме, кольчуге, с мечом и поясом с золотыми накладками. Судьба этих находок, к сожалению, неизвестна.
Мемориал «Добрынин курган», установленный в память былинного богатыря Добрыни Никитича (Добрыни Рязанича Злат Пояс) в Шиловском районе вблизи от места захоронения русских воинов 11 — 13 вв.
Всё это сочли в Шилово косвенными доказательствами того, что именно здесь был похоронен Добрыня Рязанич Злат Пояс. По этой причине около пгт Шилово в 2012 году и был воздвигнут мемориал «Добрынин курган». Его эскиз разработал местный художник Михаил Оськин. По задумке автора форма стелы напоминает с одной стороны фигуру могучего дружинника, а с другой – стены русского храма. Внутри заключен православный крест, как будто выступающий из синевы бесконечного неба. Он призван напоминать о силе русского духа и его неуязвимости перед лицом беспощадного врага.
Историко-культурный фестиваль «Слава Добрыни» около мемориала «Добрынин курган».
Ежегодно в Шиловском районе Рязанской области у мемориала проводится историко-культурный фестиваль «Слава Добрыни», посвященный легендарному земляку.
Наследие Добрыни Никитича в современности
Современное наследие Добрыни Никитича можно увидеть в различных сферах нашей жизни. Его образ является символом смелости, доблести и патриотизма. Во многих книгах, фильмах и компьютерных играх Добрыня Никитич стал главным героем, воплощающим все лучшие качества настоящего воина.
Благодаря своей популярности, Добрыня Никитич стал образцом для подражания и источником вдохновения молодежи. Его имя стало названием для улиц, площадей и других объектов инфраструктуры, что подчеркивает его значение в русской истории.
Не только в культурной сфере, но и в образовании Добрыня Никитич оказал свое влияние. Большое количество учебных заведений открыло курсы искусств, посвященные Добрыне Никитичу и древнерусской культуре. Это позволяет сохранить и передать новому поколению наследие и историю этого великого героя.
Наследие Добрыни Никитича также прочно укоренилось в различных традициях и праздниках. Например, День России – государственный праздник, отмечаемый 12 июня, символизирует объединение русского народа и его героическое прошлое. В этот день по всей стране проходят праздничные мероприятия, посвященные историческим личностям, включая и Добрыню Никитича.
Таким образом, наследие Добрыни Никитича продолжает жить и вдохновлять людей на преодоление трудностей, сохранение и преумножение исторического и культурного наследия. Его образ служит напоминанием о том, что герои не только существуют в сказках, но и могут быть воплощены в реальной жизни каждым из нас.