«без святителя петра не было бы возвышения москвы»

Святой: максим (митрополит киевский)

Предыстория

К середине XII века на Руси на смену периоду относительного единства пришёл период феодальной раздробленности. Древнерусское государствофактически распалось на отдельные земли, в большинстве из которых утвердились отдельные ветви династии Рюриковичей. Наиболее влиятельными из русских княжеств были Владимиро-Суздальское, Волынское (до 1199 существовало отдельно от Галицкого княжества), Смоленское и Черниговское. Соперничество между этими четырьмя регионами во многом определяло ход всех княжеских междоусобиц.

Миниатюра из Радзивилловской летописи. На миниатюре, в частности, изображено пленение жены киевского князя Мстислава Изяславича, Агнешки Болеславовны.

Тем не менее, Киев оставался столицей Руси и считался общим владением княжеского рода. Занять его стремились все сильные князья. Киевское княжество с этого времени стало именоваться «Русской землей» в узком смысле слова и собственной династии оно не имело: все его столы занимались князьями, приходившими из других земель. Тот, кто контролировал Киев, получал титул «великого князя», и мог претендовать на главенство в династии Рюриковичей. При этом даже с учётом уменьшения реального политического влияния Киевская земля оставалась одним из наиболее развитых и густонаселенных регионов Руси. Поскольку в Киеве жил митрополит и находились главные храмы и монастыри, он являлся неоспоримым культурным и религиозным центром всей Руси.

Наступление раздробленности являлось закономерным процессом. Её положительной стороной стало появление и динамичное развитие новых региональных центров при одновременном сохранении общерусских религиозных, культурных и династических связей. А отрицательной — нарастающие усобицы, которые вели к ослаблению оборонного потенциала и ожесточению нравов.

В ходе борьбы за киевское княжение против Изяслава Давыдовича черниговского Мстислав Изяславич дважды одерживал победы и занимал Киев, но оба раза отдавал его своему дяде Ростиславу Мстиславичу по праву старшинства. Время великого княжения Ростислава (1161—1167) стало временем ослабления междоусобной борьбы, в том числе благодаря его уступкам (им были признаны права потомства Святополка Изяславича на Туровское княжество, а Поросье после короткого конфликта передано Мстиславу. После смерти Ростислава (14 марта 1167) на киевский престол, по своему положению семейного старшинства, могли претендовать Святослав Всеволодович, Владимир Мстиславич и Андрей Боголюбский. Однако киевские бояре пригласили на княжение Мстислава Изяславича, князя Волынской земли. Ему принадлежала слава победителя половецких ханов, он активно помогал своему дяде Ростиславу удержать за собой Киев и был по сути его соправителем. А потому, заручившись поддержкой Ярослава Галицкого и мобилизовав небольшую дружину, Мстислав Изяславич легко овладел городом.

Большим достижением Мстислава Изяславича на великокняжеском столе стала успешная борьба с половцами. В 1168 году киевский князь возглавил масштабный поход, в котором объединённые силы черниговских, волынских, переяславских и других князей, разгромили половецкие кочевья над Орелью и Снопородом и забрали много пленных и скота. Была организована также охрана торговых караванов, которые ходили Залозным, Солёным и Греческим шляхами, где их перенимали половцы. Летописец с восторгом описывает эти походы: «вложил Бог хорошую мысль в сердце Мстиславу».

Однако у Мстислава возник конфликт за уделы Киевской земли с Ростиславичами, к которым примкнули младшие (северские) Ольговичи, а возглавил коалицию владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский, который до того не проявлял особого интереса к киевским делам.

В 1168 году ставший новгородским князем Роман Мстиславич провёл походы на Полоцкую землю (войска не дошли 30 вёрст до Полоцка) и в Смоленскую землю под Торопец. Возможно, неправильно оценив стратегическую обстановку, Мстислав послал Михаила Юрьевича с частью дружины и чёрными клобуками в Новгород на помощь Роману (поход на Новгород Андрей Боголюбский предпринял следующей зимой). Но по дороге Михаил из-за измены чёрных клобуков был перехвачен Рюриком и Давыдом Ростиславичами возле Мозыря и взят в плен.

Дальнейшие события

Киевский престол был передан младшему брату Андрея Боголюбского — Глебу Юрьевичу Переяславскому. В 1170 году Боголюбский послал войска под руководством своего сына Мстислава со смолянами, рязанцами и муромцами на Новгород, где ещё княжил сын изгнанного из Киева князя, Роман Мстиславич. Формальной причиной послужил спор за «Двинскую пошлину», которую получал Новгород от финно-угорских племен и которую с 1169 года двинцы начали платить Суздалю. 22 февраля 1170 года союзники окружили город, однако Новгород выстоял. Тогда Андрей Боголюбский применил экономическую блокаду против Новгорода, и через полгода новгородцы попросили мира и князя на престол.

Между тем Мстислав, собрав войска, в начале 1170 года пошёл на Киев. Глеб Юрьевич, не имея сил защищаться и поддержки местного

Михаил Фартух «Москали разрушают Киев». Иллюстрация к учебнику «История для детей школьного возраста». Польша, Львов. 1934 год. Изображены события 1169 года.

населения, отошёл в Переяславль и послал к половцам за помощью, а его соперник вошёл в город. Однако и пребывание Мстислава в Киеве оказалось коротким. В очередной раз оставив великокняжеский стол и направляясь на Волынь за новыми войсками, Мстислав заболел и умер (1170). Вскоре умер и Глеб (1171; предположительно, был отравлен, как и его отец Юрий Долгорукий). По распоряжению Боголюбского киевский стол занял Роман Ростиславич, но после отказа расследовать смерть Глеба был отослан Андреем обратно в Смоленск. Однако младшие братья Романа не собирались подчиняться указам Андрея, заявив ему: «Мы до сих пор почитали тебя как отца; но если ты прислал к нам с такими речами, не как к князю, но как к подручнику, то делай, что задумал, а Бог нас рассудит».

Пытаясь вновь подчинить себе Киев, Боголюбский послал туда огромное войско. В течение 9 недель оно безуспешно осаждало Вышгород, в котором укрылся Мстислав Ростиславич, и в ночь на 19 декабря 1173 года было разбито подошедшей армией под руководством луцкого князя Ярослава Изяславича.

В 1174 году Андрей был убит в результате боярского заговора. На владимирский стол после войны между родственниками Андрея взошёл Всеволод Большое Гнездо. К концу века он добился положения неформального лидера среди всех русских князей, но не предпринимал попыток лично сесть в Киеве, предпочитая быть арбитром в спорах за него между южнорусскими князьями.

Литература

  • Макарий, митр. История Русской Церкви.
  • Лохвицкий, «Очерк церковной организации в древней Руси,» Русский Вестник, 1857.
  • Голубинский, История Русской Церкви.
  • Неволин, Образование управления в России от Иоанна III до Петра Великого, (Собрание Сочинений).
  • Сергеевич, В. И., Русские юридические древности, т. II, вып. 2.
  • Каптерев, Светские архиерейские чиновники в древней Руси.
  • Знаменский, Руководство к русской церковной истории.
  • Розанов, История московского епархиального управления.
  • Кедров, Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого.
  • Суворов, Н. С., Курс церковного права, Ярославль, 1890.

Деяния митрополита Максима

Именно митрополиту Максиму принадлежит создание действующей сегодня системы православных постов. Он стал основателем Рождественского, Успенского и Петрова постов, а также разъяснил, как правильно соблюдать постные дни по средам и пятницам.

Митрополит активно пропагандировал венчанные браки, о которых во времена татаро-монгольских нашествий русские люди начали забывать.

При Максиме шла борьба за Владимир между Михаилом Ярославичем Тверским и Юрием Даниловичем Московским. Митрополитом была поддержана кандидатура князя из Твери, который в итоге и получил Владимир.

Максима не стало в конце 1305 года. Местом его упокоения был выбран Успенский собор во Владимире. Надгробная стена оформлена Максимовой иконой Богородицы, написанной в тот год, когда у митрополита случилось пророческое видение.

Впоследствии Русская православная церковь канонизировала Максима. Дни его памяти отмечают 23 июня и 6 декабря.

Переехав во Владимир, митрополит завершил процесс, начатый в 12-м столетии Андреем Боголюбским. Государственным и православным центром Руси стал северо-восток.

По каким причинам митрополит Максим решил покинуть Киев?

В те времена Русь находилась в состоянии междоусобиц, в которых участвовали и монгольские захватчики. Они контролировали политику русских князей, поэтому митрополиту приходилось посещать разные регионы и примирять княжества.

В золотоордынской ставке уважали православную церковь, которая не платила хану дань. В тот период по всей Руси активно строились монастыри.

По политическим причинам Максим решил перенести митрополичью кафедру из Киева в другой город. В работах историка Соловьева говорится, что таким решительным шагом Максим дал понять, что Юг перестал главенствовать на Руси, а северные княжества упрочили свою политическую роль, отобранную ими у Киева. Правда, в одной из летописей сказано, что основной причиной переезда Максима стало разорение города монгольским войском под командованием хана Тохты.

Экономика

Ос­но­вой эко­но­мич. раз­ви­тия К. к. являлось па­шен­ное зем­ле­де­лие (гл. обр. в фор­ме дву­по­лья и трёх­по­лья), при этом с с. х-вом бы­ло тес­но свя­за­но и на­се­ле­ние го­ро­дов. Осн. зер­но­вые куль­ту­ры, вы­ра­щи­вав­шие­ся на тер­ри­то­рии К. к., – рожь, пше­ни­ца, яч­мень, овёс, про­со и гре­чи­ха; из бо­бо­вых куль­тур – го­рох, ви­ка, че­че­ви­ца и бо­бы; из тех­нич. куль­тур – лён, ко­но­п­ля и ры­жик. Раз­ви­ва­лось так­же ско­то­вод­ст­во и пти­це­вод­ст­во: в К. к. раз­во­ди­ли ко­ров, овец, коз и сви­ней; кур, гу­сей и уток. Дос­та­точ­но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли ого­род­ни­че­ст­во и са­до­вод­ст­во. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным про­мыс­лом в К. к. яв­ля­лось ры­бо­лов­ст­во. Из-за по­сто­ян­ных ме­ж­ду­кня­жес­ких кон­флик­тов и уча­ще­ния по­ло­вец­ких на­бе­гов с се­ре­ди­ны (а осо­бен­но с по­след­ней тре­ти) 12 в. на­чал­ся по­сте­пен­ный от­ток сель­ско­го на­се­ле­ния из К. к. (напр., из По­ро­сья), пре­ж­де все­го в Сев.-Вост. Русь, Ря­зан­ское и Му­ром­ское кня­же­ст­ва.

Боль­шин­ст­во го­ро­дов К. к. вплоть до кон. 1230-х гг. яв­ля­лись круп­ны­ми цен­тра­ми ре­мес­ла; на его тер­ри­то­рии про­из­во­дил­ся прак­ти­че­ски весь спектр др.-рус. ре­мес­лен­ных из­де­лий. Вы­со­ко­го раз­ви­тия дос­тиг­ли гон­чар­ное, ли­тей­ное (из­го­тов­ле­ние мед­ных кре­стов-эн­кол­пио­нов, ико­нок и др.), эмаль­ер­ное, кос­то­рез­ное, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щее и кам­не­об­ра­ба­ты­ваю­щее про­из­вод­ст­ва, иск-во чер­ни. До сер. 13 в. Ки­ев яв­лял­ся един­ст­вен­ным цен­тром стек­ло­де­лия на Ру­си (по­су­да, окон­ные стёк­ла, ук­ра­ше­ния, гл. обр. бу­сы и брас­ле­ты). В не­ко­то­рых го­ро­дах К. к. про­из-во ба­зи­ро­ва­лось на ис­поль­зо­ва­нии ме­ст­ных по­лез­ных ис­ко­пае­мых: напр., в г. Ов­руч – до­бы­ча и об­ра­бот­ка при­род­но­го крас­но­го (ро­зо­во­го) ши­фе­ра, из­го­тов­ле­ние ши­фер­ных пряс­лиц; в г. Го­ро­деск – про­из-во же­ле­за и т. д.

По тер­ри­то­рии К. к. про­хо­ди­ли круп­ней­шие тор­го­вые пу­ти, свя­зы­вав­шие его как с другими рус. кня­же­ст­ва­ми, так и с иностр. го­су­дар­ст­ва­ми, в т. ч. днеп­ров­ский уча­сток пу­ти «из ва­ряг в гре­ки», су­хо­пут­ные до­ро­ги Ки­ев – Га­лич – Кра­ков – Пра­га – Ре­генс­бург; Ки­ев – Луцк – Вла­ди­мир-Во­лын­ский – Люб­лин; Со­ля­ной и За­лоз­ный пу­ти.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕФрона:
    • — Василенко, Ник., «Митрополиты русские»
    • — Василенко, Ник., «Митрополиты юго-западной Руси»

  Название русской земли, на которую распространялась духовная власть Киевских владык, в разное время приводилось в их титулах как «Россия,» «Руссия,» «Русь.»

  Бурега, В. В., «Присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату: Как это было,» 6 августа 2008, , Цит. по: Полонська-Василенко, Н., Iсторiя України: У 2 т., т. 2: Вiд середини XVII столiття до 1923 року, Київ, 1992, 194.

  Алатарцева, Ирина, сост., «Святитель Петр Могила. Из «Летописи Голосеевской пустыни»,» портал Русское воскресение,

  В 1155-1158 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях.

  Рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156, признан не во всех епархиях

  Имена Дионисия и Гавриила начиная с XV-XVI вв. встречаются в списках митрополитов между Никифором и Матфеем Оба древнейших каталога митрополитов имеют новгородское происхождение: один восходит к 20-м годам XV в. и знает только Дионисия; второй датируется серединой XV в. и включает уже и имя Гавриила. Не говоря об оправданности паузы между смертью Никифора II и поставлением Матфея, традицию, донесшую до нас оба имени, надо признать недостоверной

Возникновение имени Дионисия между Никифором II и Матфеем очень легко объяснить, если принять во внимание метод составления каталога: составитель попросту выискивал имя следующего митрополита в различных летописях. И вот в одной из них он обнаружил под 1210 годом митрополита Дионисия (см

Типографскую летопись: ПСРЛ. Пг 1921 Т. 24. С. 85), где он упомянут в том же контексте, что и Матфей в других летописях; следовательно, упоминание Дионисия объясняется ошибкой переписчика. Сложнее объяснить появление имени Гавриила во втором каталоге, но и здесь причина кроется в дополнениях, внесенных составителем каталога, не удовлетворившегося данными летописей и расширившего список за счет имен, которые он нашел в других документах. В одном из них ему, должно быть, и встретилось имя какого-то митрополита Гавриила (такое имя носил, например, третий галич-ский митрополит в первой половине XIV в.). Ясно, что составитель легко мог принять галичского митрополита за киевского, хотя и не совсем понятно, почему в каталоге он отнесен ко времени, примерно на сто лет более раннему. Возможно, в середине XV в. последовательность митрополитов XIV в. была настолько хорошо известна что составителю пришлось искать свободное место для Гавриила в предыдущем столетии. — Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко —

  По другим данным — с 1200.

Ход осады и штурм

Сбор всех сил состоялся в Вышгороде. 9 марта 1169 года в «Фёдоровы недели» войско подошло к Киеву. Союзники Мстислава Изяславича помощь не прислали, а у него самого не было достаточно сил для полевого сражения. На третий день осады защитники предложили Мстиславу покинуть город, поскольку победить в таком противостоянии не представлялось возможным. Князь вырвался из города и уехал на Волынь. После этого осаждающие войска вошли в город и подвергли его страшному разгрому. В летописи он описан так:

Взятие Киева воспринималось современниками как нечто беспрецедентное: «егоже не было никогдаже», писал суздальский летописец.

Последствия

Связь между киевским княжением и статусом самого сильного князя отныне стала необязательной. В последующее время старшие суздальские и волынские князья предпочитали передавать Киев своим второстепенным родственникам, а черниговские и смоленские — чаще правили лично, в том числе в соправительстве («дуумвирате» 1181—1194). Особенно острой борьба за Киев была в первое десятилетие XIII века (2 января 1203 года город подвергся второму разгрому, на этот раз от рук смоленского князя Рюрика Ростиславича) и середине 1230-х. Киев продолжал выполнять роль координационного центра совместных общерусских походов, из них особенно крупные: в 1183 году против половцев (Битва на реке Орели) и в 1223 году против монголов (Битва на реке Калке). Тем не менее, реальное значение города неуклонно снижалось. Накануне и первое время после монгольского нашествия в Киеве уже не было князей, и управление осуществлялось наместниками.

Ссылки

  • на сайте Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
Предшественник:Кирилл III Митрополит Киевский и всея Руси
(1283—5 декабря1305)
Преемник:Пётр

Предстоятели Русской церкви

Митрополиты Киевские (988—1461): Михаил • Леонтий • Феофилакт • Иоанн I • Феопемпт • Кирилл • Иларион Русин • Ефрем • Георгий • Иоанн II • Иоанн III • Николай • Никифор I • Никита • Михаил II • Климент Смолятич • Константин I • Феодор • Иоанн IV • Константин II • Михаил III • Никифор II • Матфей • Кирилл II • Иосиф • Кирилл III • Кафедра в Москве (1283—1461): Максим • Петр • Феогност • Алексий Московский • Киприан • Михаил(н) • Пимен • Дионисий • Фотий • Герасим • Исидор • Иона

Митрополиты Московские (1461—1589): Феодосий • Филипп I • Геронтий • Зосима • Симон • Варлаам • Даниил • Иоасаф • Макарий • Афанасий • Герман(н) • Филипп II • Кирилл • Антоний • Дионисий • Иов

Первый патриарший период (1589—1721): Иов • Игнатий • Гермоген • Ефрем (Хвостов)(м) • Иона (Архангельский)(м) • Филарет • Иоасаф I • Иосиф • Никон • Иона Сысоевич(м) • Иоасаф II • Питирим • Иоаким • Адриан • Стефан Яворский(м)

Синодальный период (1721—1917)

Второй патриарший период (с 1917): Тихон • Петр (Полянский)(м) • Сергий • Алексий I • Пимен • Филарет (Денисенко)(м) • Алексий II • Кирилл

Епископы Владимирские и Суздальские

Владимирские и Суздальские (1214—1227): Симон • Суздальские, Владимирские и Переславль-Залесские (1227—1274): Митрофан • Кирилл • Евфросин • Кирилл • Владимирские, Суздальские и Нижегородские (1274—1325): Серапион Печерский • Феодор • Иаков • Симеон • Максим • Петр • Суздальские (1330—1373): Даниил • Иоанн • Нафанаил • Алексий (Бяконт) • Суздальские, Нижегородские и Городецкие (1374—1401): Дионисий • Евфросин • Нафанаил • Суздальские и Тарусские (1406—1661): Митрофан • Григорий • Филипп • Евфимий • Феодор • Нифонт • Симеон (Стремоухов-Безбородый) • Геннадий (Богоявленский) • Ферапонт • Иона (Собина) • Трифон (Ступишин) • Афанасий (Палецкий) • Елевферий • Пафнутий • Савватий • Григорий • Варлаам • Иов • Галактион • Герасим • Арсений Элассонский • Иосиф Курцевич • Серапион • Софроний • Иосиф • Филарет • Стефан • Суздальские и Юрьевские (1666—1786): Стефан • Маркелл • Павел (Моравский) • Иларион Суздальский • Ефрем (Янкович) • Игнатий (Смола) • Варлаам (Леницкий) • Иоаким • Гавриил (Русской) • Афанасий Грек • Вениамин (Фальковский) • Симон (Тихомиров) • Порфирий (Крайский) • Сильвестр (Гловатский) • Геннадий (Драницын) • Тихон (Якубовский) • Владимирские и Яропальские (1748—1762): Платон (Петрункевич) • Антоний (Багратиони) • Владимирские и Муромские (1763—1788): Павел (Гребневский) • Иероним (Фармаковский) • Виктор (Онисимов) • Суздальские и Владимирские (1788—1799): Виктор (Онисимов) • Владимирские и Суздальские (1799—1917): Виктор (Онисимов) • Ксенофонт (Троепольский) • Парфений (Чертков) • Иустин (Михайлов) • Феофан (Говоров) • Антоний (Павлинский) • Феогност (Лебедев) • Сергий (Спасский) • Никон (Софийский) • Николай (Налимов) • Алексий (Дородницын) • Евгений (Мерцалов)Владимирские и Шуйские (1917—1922): Сергий (Страгородский) • Владимирские и Суздальские (с 1922): Корнилий (Соболев) • Николай (Добронравов) • Дамиан (Воскресенский) • Нифонт (Фомин)Макарий (Звездов)Павел (Гальковский)Гурий (Степанов)Павел (Борисовский) • Иннокентий (Летяев) • Сергий (Гришин) • Филипп (Гумилевский) • Феодор (Яцковский) • Хрисогон (Ивановский) • Алексий (Сергеев) • Онисим (Фестинатов) • Иоанн (Вендланд) • Николай (Кутепов) • Владимир (Котляров) • Серапион (Фадеев) • Валентин (Мищук) • Евлогий (Смирнов)

Церковная деятельность

1295 год — во Владимире низвел с епископской кафедры Иакова и поставил Симона.

1300 год — в Новгороде посвятил во епископа святого Феоктиста.

1301 год — прибыл в Константинополь на патриарший Собор, где епископ сарский Феогност предложил для решения вопросы о нуждах Русской Церкви.

Митрополит Максим установил правило о постах, назначив, кроме Великого поста, Апостольский, Успенский и Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятницы.

Особым попечением святого митрополита было утверждение законного брака:

Скончался митрополит Максим 6 декабря 1305 года во Владимире на Клязьме.

Митрополит был погребён в Успенском Владимирском соборе. Над местом погребения святителя была устроена позолоченная сень, на которой было написано золотыми буквами:

На стене над гробом святого была установлена Максимовская икона Божией Матери, написанная в 1299 году по видению митрополиту Максиму.

Явление Богородицы Максиму во сне и святой дар от Девы Марии

Согласно житию митрополита Максима, во Владимире ему приснился вещий сон о Богородице, похвалившей главу РПЦ за переезд в Ее град. Божья Матерь выразила особое покровительство митрополиту, одарив его омофором (платом, изображающимся на иконописных образах Девы Марии). Когда Максим проснулся, то увидел, что его руки держат тот самый омофор от Богородицы.

По велению владимирского князя Андрея Александровича омофор стали хранить в специально изготовленном для него золотом ковчеге. Святыню перенесли в Успенский собор, где она находилась до 1411 года, пока Талыч со своим отрядом не разграбил церковь. Существует предание, что соборному ключарю Патрикею удалось спрятать святыню в тайник, о котором монголо-татары не знали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: