Доклад добрыня никитич 5 класс сообщение

Добрыня никитич. история богатыря русского: былины и реальность

Рязанский княжич

Согласно эпосу, Добрыня родилась в Рязани в то время, когда Рязань была известна как село. Многие исследователи считают, что этот герой был княжеским родом. Его отец Никита Романович был «князем без многого», он умер в возрасте 60 лет, оставив после себя молодую жену и ребенка. Мать Амельфа Тимофеевна дала Добрыне хорошее образование. В науках он шел быстрее сверстников, в 12 лет (в некоторых вариантах — 15) овладел боевой мудростью. Владимир Пропп писал:

Люди, создавшие такого героя, четко понимали себя как высокообразованный народ. Киевская Русь пережила расцвет культуры в XI-XII веках; в Новгороде в XI-XIV вв почти все население, включая женщин, было грамотным. В то время в Западной Европе даже не все монархи могли похвастаться умением писать и читать.

Если считать дату рождения героя по дате основания Рязани, то она перенесет нас в XI век: в летописи Старая Рязань впервые упоминается под 1096 годом, но историки считают, что поселение возникло на 30-35 лет раньше что. Но была и настоящая Добрыня в истории.

Он жил в 10 веке и приходился дядей князю Владимиру I Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал своего племянника, когда тот ушел княжить в Новгород в 970 году. В 978 году Владимир организовал убийство своего старшего брата Ярополка и взошел на киевский престол, и, по мнению историков, Добрыня стояла за этим актом. Он также убедил Владимира жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде. Таким же сватом эпоса «Князь Владимир Красное Солнышко» был герой Добрыня. Эпическая Добрыня победила Змея с помощью «греческой земной шапки» — византийского монашеского головного убора. Этнограф Всеволод Миллер усмотрел в этом параллель с крещением Руси: настоящий правитель Добрыня участвовал в насильственном крещении Новгорода.

В XIII веке в Норвегии была записана сага Берна о Тидреке, а в южной Германии появилась героическая поэма Ортнид. В этих памятниках германской эпопеи упоминается русский князь, военачальник Илиас Кениг фон Риузен — Илиас, русский король. Вероятно, именно так, по мнению европейцев, слились в одно целое фигуры двух героев — Добрыни Никитича и Ильи Муромца.

Добрыня и Алёша

Не было Добрыни дома 12 лет. Стал захаживать к Насте Алёша Попович, рассказал ей, что видел умершим Добрыню, предложил девице за него замуж пойти. Свадьбу играли шумную. Пришёл ко двору скоморох, его пустили на торжество. Тот так красиво играл на гуслях, что народ плакал от удовольствия. Тогда Настасья предложила бокал вина скомороху, тот выпил а в бокале оставил кольцо именное. Расплакалась Настасья и заявила, что муж её не рядом с ней сидит, а на гуслях играет. Так Алёша Попович остался без Настеньки, а Добрыня до старости с красавицей женой. Вот какие подвиги совершил Добрыня Никитич, исходя из русских былин. Возможно, сейчас эти подвиги кажутся смешными, но тогда люди верили в нечистую силу, в ведьм и чудовищ, потому и победить их мог только настоящий герой, наделённый смелостью, отвагой, смекалкой и волшебной силой матушки-природы.

Тем и интересен народный фольклор, что все истории сочинялись простыми людьми, все эмоции шли от души, благодаря чему герои получались колоритные, необычные и в то же время очень мудрые. Несмотря на то, что истории давние, придуманные простыми людьми, они надолго сохранились в истории и дошли до наших дней. Даже в современном обществе былины о богатырях все так же популярны, они получили второе дыхание, на их основе сняты мультики и сказки.

С детстве нам всем известно о русских богатырях. О них нам рассказывали, потом мы смотрели мультфильмы, а потом и сами уже смогли читать в книжках. И о том, что былинных богатырей на Руси было трое, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, мы знаем. Так же, из статьи о Илье Муромце , мы знаем, что Илья Иванович был вполне реальным человеком, с непростой и, порой, запутанной судьбой.

Хотелось бы узнать и об остальных богатырях.

В этой статье рассказ пойдет о Добрыне Никитиче.

Но сначала немного былин.

Интернет

Добрыня и Змей (былина)

Былины в Федеральной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор»

Добрыня Малкович — Большая биографическая энциклопедия

Земляк Добрыня

Освоение Сибири шло во многом за счет промысловой и переселенческой инициативы жителей русского Севера, о чем свидетельствует, в частности, исследования говора сибиряков.

 «Повесть временных лет» сообщает, что в 945 г. по совету младшей дружины, завидовавшей одежде и оружию воинов княжеского воеводы Свенельда, Игорь отправился к древлянам и пытался взять с них дань дважды. Однако, после первой выплаты дани, древляне заперлись в городе Искоростене и после веча под предводительством своего князя Мала разбили дружину Игоря. Сам киевский князь погиб. По версии византийских хронистов, был принесен в жертву лесным божествам, которым поклонялись жители лесов — древляне. Игорь, привязанный к двум наклоненным деревьям, был разорван на части. По древней племенной традиции князю победителю принадлежало все достояние побежденного князя: его жена, дети, имущество и управляемые территории. Поэтому Мал «посватолся» к Ольге, но киевская княгиня решила мстить за мужа Она трижды уничтожала посольства знатных древлян, а после двинулась походом на «Дерева». Итогом ее войны с древлянами оказалась, не только победа над восставшими, что устраняло опасность распада государства Русь, но и важнейшее внутреннее преобразование — регламентация налогов (дани) в Русском государстве.

 Лют Свенельдич был убит на охоте в «Деревах» по приказу князя Олега Святославича, которому отец в 970 г. пожаловал в управление Древлянскую землю. Это убийство стало одной из причин войны Олега Святославича с его старшим братом киевским князем Ярополком Святославичем. Причем побуждал Ярополка к войне его воевода Свенельд, отец погибшего Люта. В ходе войны Олег погиб при обороне своей «столицы» города Овруча. Ярополк присоединил «Дерева» к своему княжению.

 Села Будятичи и Низкиничи существуют и ныне. Это населенные пункт в Иванчевском районе Волынской области на Украине. В Х в. примерно в 20 верстах от названных сел киевский князь Владимир Святославич основал город Владимир на Волыни.

 Татищев В. История российская. – М., 2003. Т. 2. С. 38.; Диба Ю. Історично-географічний контекст літописного повідомлення про народження князя Володимира Святославовича: Локалізація Будятиного села // Княжа доба. Історія і культура. Львів: Інститут українознавства ім. І. Крип`якевича НАН України. — Вип. VI. — С. 37-70.

 Сруб, попущенный в землю. Чаще всего в порубах устраивали тюрьму.

Перун и христианство на Руси

С вершины Старокиевской горы не только по легенде пошла земля русская, в X веке здесь начинается новая эпоха Руси христианской, на месте древнего пантеона с главным покровителем княжеств — Перуном. Отсюда же в 988 году Перун был стащен, бит батогами и уничтожен.

С этого времени христианство получило статус единой и официальной русской религии. Это было лишь началом крещения Руси, а сам процесс смены религии иносказательно представлен в былине «Добрыня и Змей».

Победа над змеем то есть над язычеством — Перуном, в народных преданиях самый значительный подвиг богатыря, самый яркий эпизод его легендарной биографии.

Змей, иногда Змей Горыныч, хорошо известный всем по сказкам и былинам, на самом деле не просто огнедышащая рептилия-мутант, у нее есть все черты которыми характеризуется бог славянского пантеона — Перун. Кровь и огонь были его естественными атрибутами, а люди приносили жертвы разного достоинства: от горстки зерен до целого быка. Оттого и Змей Горыныч полыхал огнем, то похищал людей, то требовал дани, то поглощал несчастных.

Итак, борьба со змеем Перуном, это отражение событий государственной важности, но чем же языческий идол не устраивал Владимира, почему руками Добрыни князь истреблял всякую память о былом божестве?

Однако отказ от прежних богов и новый чуждый вектор развития дались непросто населению Руси. Сопротивление народа христианству было упорным, а подавление протестных настроений жестоким.

Памятник Микешина иллюстрирует эпизод крещения Руси, вот он, князь Владимир Красно Солнышко, тут же и идол Перуна, который будет сброшен в реку.

Вот он, переломный момент жизни нашего героя — всего несколько лет назад он сам устраивал здесь капища Перуна, а теперь должен разрушить его и покарать волхвов. Раз уж исполнителем, а, может быть, и вдохновителем новой государственной идеи был наш герой-воин и политик Добрыня, то здесь он окончательно отрекся от веры предков во время службы своему князя и молодому государству.

Современный Новгород

Это одно из памятных мест Новгорода, северо-восточная часть Новгородского Кремля, где сохраняются в руинированном виде остатки церкви, посвященной святому равноапостольному князю Владимиру.

Эта каменная церковь, скорее всего, стоит на месте своей предшественницы первой деревянной церкви, которая была возведена буквально в первые десятилетия после крещения Руси и была посвящена событиям, связанным с появлением здесь воеводы Добрыни и крещением Новгорода по велению киевского великого князя Владимира. Можно с большой долей убежденности утверждать, что именно в этом месте на берегу Волхова и происходило крещение новгородцев.

Иоакимовская летопись рассказывает, что новгородцы после знаменитой сцены взятия города и крещения мячом и огнем, крестили, мужчин выше моста по течению, а женщин ниже моста по течению.

Тот самый автор летописи Иоаким Корсунянин стал первым епископом в Новгороде в 989 году, он лично участвовал в свержении идолов и заложил в центре города тринадцатиглавый деревянный собор. Чуть позже собор стал каменным, таким, каким мы видим его и сейчас. По византийской традиции храм был освящен в честь Софии — премудрости божией, воцарившейся после крещения Руси.

Казалось бы, это эпохальное событие могло стать достойным финалом деятельности нашего героя, но и былины, и летописи оставили еще одну загадку для потомков.

Эпические герои не умирают, всегда есть шанс продолжить их историю, выпустив сиквел об очередном подвиге, так как никакой специальной былины о смерти Добрыни Никитича нет. В сказаниях он вечно живой, хотя и проходит путь от юности к зрелости, но реальный Добрыня Никитич должен был когда-то умереть. Но когда, где и как, ответов на эти вопросы нет ни в былинах, ни сказаниях, о деталях его смерти существуют лишь предположения.

Последнее упоминание о богатыре связано с его походом с дружиной на Булгарию, возможно, этот путь и стал окончательным для реального героя. В таком случае, курган под Рязанью действительно может быть местом его упокоения, но память народа о нем жива, и потому остров Добрыня плывет по реке времени в будущее, туда, куда уходят все герои нашей земли.

27.09.2020 13:06

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Жёны богатырей

Во многих былинах есть женские персонажи. Это и жёны богатырей, и их любовницы, и злодейки, которые богатырям противостоят. Иногда противостоят сами жёны: богатыри вообще редко счастливы в браке. Часто женщины в русском героическом эпосе и сами обладают недюжинной силой. Таких героинь называют богатыршами или «полени́цами удалыми» (правописание может различаться: «поляница», «паленица», «паляница»).

Богатырши и другие женщины русского эпоса

Имя
Статус

Особенности
Василиса Микулична Дочь Микулы Селяниновича, жена Ставра Годиновича Поленица; сильная и смелая. Спасает мужа из заточения.
Настасья Микулична Дочь Микулы Селяниновича, жена Добрыни Никитича, невеста Алёши Поповича Поленица; побеждает Добрыню и выходит за него замуж. Во время его долгого отсутствия чуть не становится женой Алёши.
Златыгорка Любовница Ильи Муромца Родила от Ильи сына Сокольника, который впоследствии сражался с отцом.
Настасья Королевична Жена Дуная Ивановича Поленица; погибает, соревнуясь с мужем в меткости стрельбы.
Плёнка Поморская Жена Святогора, любовница Ильи Муромца Выступает в качестве искусительницы, соблазняет Илью.
Забава Путятична Племянница князя Владимира Её похитил Змей Горыныч и спас Добрыня Никитич.
Авдотья Лебедь Белая Жена Михайло Потыка Оборачивается лебедем. Предаёт мужа.
Княгиня Апраксия Жена князя Владимира Литовская королевна, выданная замуж силой. Склонна к изменам.
Елена Петровна Сестра братьев Петровичей-Збродовичей, жена Алёши Поповича Братья порывались убить её за роман с Алёшей, но витязь вовремя взял Елену в жены.
Маринка Кайдаловна Любовница Тугарина Змея Колдунья, приворожила Добрыню, насилу отделался.

Образ женщины в былине

В былинах встречаются героини разных типов. Реже это пассивные героини, которых нужных спасти, например, Забава Путятична. Личность её не особенно важна. Строго говоря, её можно заменить на какой-нибудь ценный предмет, и сюжет былины от этого мало изменится.

Чаще женщины в русском эпосе активны и не уступают в силе богатырям. Иногда и превосходят: так, жена Добрыни Никитича Настасья Микулична побеждает его и сама принимает решение взять богатыря в мужья. Василиса Микулична вызволяет мужа Ставра Годиновича из заточения (именно он здесь пассивный герой, мирно ждущий спасения). История Василисы Микуличны многим запомнилась благодаря одноимённому советскому мультфильму 1975 г.


Соломко С. С. «Василиса Микулична», 1917 г. (Wikimedia Commons)

Есть в былинах и женщины-враги: например, колдунья Маринка Кайдаловна, мстившая Добрыне, и дочь Соловья-разбойника Настасья Соловишна. Они хоть и противостоят богатырям, но тоже демонстрируют своего рода смелость, неукротимость, неистовство. Например, Настасья Соловишна, пытаясь остановить Илью Муромца, бросает ему в голову тяжеленную доску.

Биография и сюжет

История жизни Добрыни Никитич и ее подвигов фрагментарно описана в летописном памятнике «Повесть временных лет» и в устных легендах, дошедших до наших дней. Герой родился в столице Древлян под именем Искоростень, впоследствии сожженной княгиней Ольгой, или в Рязани. Десятилетняя Добрыня вместе со своей сестрой Малушей попали в плен и поместили во дворец киевской княгини, где дети служили слугами.

В детстве будущий воин провел с деревянным мечом в руках и научился виртуозно обращаться с оружием, что продемонстрировал в юности на дуэли с воином. Юношу призвали в княжескую дружину. С рождением Владимира к герою добавились обязанности воспитателя и наставника.

Герой сыграл огромную роль в судьбе князя: Добрыня Никитич уговорил новгородских послов просить Владимира правителем, собрал чемпионов варяжского владычества на землях Руси, встал во главе армии в боях с чужаками врагами, они участвовали в крещении государства, убеждая людей принять новую веру и, одним словом, и силу.

Эпических историй, в которых упоминается Добрыня Никитич, насчитывается около пятидесяти, а главный герой змеебоевого героя фигурирует в шести легендах. Обладатель невероятной физической силы, отважный воин, мудрый дипломат и советник, вежливый и обходительный государственный деятель — так представлен герой в древнерусском эпосе. Добрыня знала 12 языков и даже говорила с птицами; Завидный плотник, гуслар и певец.

Самый популярный эпос «Добрыня Никитич и змей Горыныч» рассказывает о трехдневном сражении героя с огнедышащим существом. Исчерпав свои силы, Добрыня вдруг услышал голос с небес, предсказывающий победу. И с новой силой воин начал сражаться со Змеем, в конце концов повалив врага на землю

Основная идея авторов легенды заключается в том, что важно не сдаваться, когда все возможности и возможности уже исчерпаны, чтобы иметь возможность сопротивляться, сопротивляться и побеждать. В эпосе воспевается сила духа и моральная выносливость героя

В легендах Добрыня исполняет различные обязанности князя. То спасает от беды племянницу Забаву Путятичну, то дочь Марфиду или сестру Марью Дивовну, то собирает дань с подконтрольных ему земель. Более того, другие солдаты отказываются от таких сложных заданий. В легенде «Добрыня и Дунай — сваты» герой женит подопечную царицу поляков Апраксу.

А в «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» тестируйте образ дипломата на переговорах с татарским ханом: Россия обязана данью 12 лет, но герой устроил показательное шоу — он сразился с силачом из татар, затем запугал хана так что он сам согласился отдать дань уважения России.

В народных легендах нашлось место любовной линии. Добрыня Никитич женился на иностранке Настасье Микулишне — Полянице, дочери крепкого крестьянина Микулы Сельяниновича. Говорят, девушка с Кавказа. Знакомство будущих супругов получилось, мягко говоря, необычным: женщина-герой впервые вступила в бой с русским воином.

В семейной жизни Добрыня пережила измены. Однажды он бросился «ненадолго» (на 12 лет) по делам, а когда вернулся, верующие собирались жениться на Алеше Поповиче. Дело в том, что Настасья получила от Алеши ложное известие о смерти мужа, а Владимир подлил масла в огонь, послужив сватом молодого жениха. Однако Добрыня вернулась домой в разгар свадьбы и перевернула праздник с ног на голову. Позже сварливых героев помирил Илья Муромец.

В эпосе с любовью описана и его лошадь. Значительный по силе жеребец легко нес на себе воина, отличался не меньшим мужеством, верностью и воинственным характером. За свою жизнь конь много топтал копытами злых змей.

Подробности гибели Добрыни, наместника князя Владимира, неизвестны. Но в эпосе Добрыня Никитич погиб в 1223 году, как и положено славному воину, в кровопролитном сражении. Произошло это в битве при Калке. Похоронили героя на кургане, который называется Добрынин.

Добрыня и Маринка

Служил Добрыня у князя девять лет, на десятый год решил погулять по городу, пострелять из лука. Вот увидел он голубей, которые миловались на окне у красивого домика, выстрелил, да промазал. Разбилось окошко. В том тереме жила Маринка со Змеем Горынычем. Она приворожила Добрыню и тот сам к ней в дом пришёл. Маринка обернула в зверя Добрыню. Полгода никто о нём не слышал. Однажды у князя на вечере похваляться стала Маринка, что добрых молодцев обращает в зверей. Мать Добрынюшки разрыдалась, обратилась к кумушке Аннушке, та и сама слыхала слова похвальбы. Набросилась Аннушка на Маринку, бранила её, наносила увечья, а затем обратилась Маринка голубушкой и улетела. Прилетела она к Добрыне, села на плечо и попросила за вызволение взять её в жены. Согласился Добрыня с условием, что даст как жене ей поучение. Превратила она его вновь в добра молодца и сама девицею обратилась. Поженились они в чистом поле, вернулись в терем к ней. Нет ни иконки у неё в доме ни свечки божеской, так давай её Добрыня обучать молитвам. Затем в ход пошло оружие Добрыни Никитича. Отрубил он Марине руку, за то, что та ей Змея Горыныча обнимала, затем отрубил ей ноги, за то, что на них она к нему подходила, затем нос и губы, за то, что ими она с ним говорила и целовала. Так и пришёл конец волшебнице.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — краткая справка

Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена Настасья, дочь Микулы Селяниновича.Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочие, часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

***

Сюжета героических былин

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю).

14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну)16. Добрыня и Маринка17. Добрыня и Настасья18. Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены»)19. Добрыня и Василий КазимировичПо некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками (особенно популярны № 15, 18, 19, 24). Сюжеты № 16 и 17 известны в единичных записях.Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае Ивановиче (№ 23 и 24 по составленному Азбелевым указателю).23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем24. Дунай Иванович — сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

***

ХАРАКТЕР ДОБРЫНИ НИКИТИЧА

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью.Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря.В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира — Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, — его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чём свидетельствует новгородское предание о змияке.Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыне Никитиче в отъезде — не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл в репертуар скоморохов.Былина о Марине — переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке. Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это — песнь о добром молодце и реке Смородине. Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае.

Кратко

Происхождение: княжеское или купеческое, РязаньОтец: Никита РомановичМать: Амелфа ТимофеевнаСупруга: Настасья Микулишна

С использованием материалов — https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%E1%F0%FB%ED%FF_%CD%E8%EA%E8%F2%E8%F7

О ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

  О СРАВНЕНИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Биография Добрыни Никитича: где родился, там и сгодился

Он был отважным и умелым воином, но при этом всегда мог согласиться на компромисс, когда это было возможно, а также отличился разносторонностью своих интересов и умений. Добрыня умел плавать и пахать, ловить рыбу и плести для этого неводы, в праздники он играл на гуслях и пел красивым глубоким голосом, мог поспать в цель из лука с большого расстояния. В общем, талантами он точно обделен не был, а главное, что отличает его от остальных персонажей – умение договариваться и находить действительно выгодные для всех решения, вместо того, чтобы сразу же идти на «лобовое столкновение». Считается, что русский богатырь Добрыня Никитич жил при киевском князе Владимире и даже находился у него на службе, в качестве дружинника.

Важно

Если судить из летописей, то про богатыря Добрыню Никитича можно говорить, как про исторического, причем вполне реального, персонажа. Иногда его самого в рассказах величают княжеским титулом, а порой зовут племянником великого князя Владимира Красна Солнышка. Это наталкивает на мысли о том, что он принадлежал к числу членов княжеского семейства. По всей видимости, речь идет о настоящем дяде великого князя, брате его матушки Малуши, воеводе Добрыне, сыне Малка Любечанина Мстислава Лютого Свенельдича.

Краткая характеристика русского былинного богатыря

Разбираясь, чем известен русский богатырь Добрыня Никитич, не помешает выяснить, что годы его, наполненной подвигами и свершениями, жизни попадают как раз на середину и конец десятого века. Считается, что изначально Добрыня был воспитателем, наставником Владимира, приставлен был к молодому княжичу, в качестве учителя и главного помощника, а кроме того, близкого доверенного лица, доверять которому можно было безоговорочно. Он был важным человеком при дворе, руководил военными операциями и походами, помогал Владимиру во всем, при этом сыграл ключевую роль в захвате и женитьбе его на Рогнеде, дочке Рогволода Полоцкого.

Согласно легендам, он выполнял самые важные и ответственные поручения Владимира и справлялся с ними так, как нужно, был прекрасно образован, свободно читал по-византийски, знал несколько языков. Он слыл прекрасным дипломатом и умел решать любые дела полюбовно и даже когда оставленная дома во время военного похода супруга решила вдруг выйти замуж за его соратника, не стал поднимать панику, а спокойно приехал и вразумил обоих.

Сведения о происхождении

Наиболее вероятной считается версия, что Добрыня Никитич на самом деле был дядей Владимира по материнской линии. Согласно летописям, отчество Никитич появилось гораздо позже уже в былинах, так как отца воеводы звали Малко или Мал. Многие исследователи вообще считают, что по происхождению Добрыня был далеко не русичем, а самым настоящим евреем, что долгие годы замалчивалось, как нелицеприятный и не стоящий подробного анализа фейк. Вполне возможно, что родина родителей будущего великого богатыря находилась на Волыни, так как у Мала именно там было несколько деревень, среди которых были Низкиничи (откуда и мнимое отчество Никитич-Низкинич, уроженец Низкиничей?), Будятичи и Калусов, который ныне уже называется Гряды. Выяснить, где родился богатырь Добрыня Никитич на самом деле, сегодня не представляется возможным.

Но есть и иные теории происхождения знаменитого богатыря. В некоторых источниках его называют Добрыней Резанским или Резановичем, что многие воспринимают, как явный намек на происхождение из Рязани. Но все не так просто, ведь существовал известный род с такой фамилией, которые проживали в окрестностях Владимира-Волынского. Именно Резановичам принадлежала деревня Будятина весть в пятнадцатом веке. Вполне возможно, оттуда и «уши растут». Есть и третья версия, будто маленький Добрынюшка родился в городе Искоростене (ныне Коростень Житомирской области).

В возрасте десяти годков, его самого, а также юную его сестрицу взяли в плен, после чего они были помещены в княжеские палаты, где оба выполняли обязанности прислуги. Воспитывающийся таким образом вместе с юными княжичами Добрыня вскоре научился всем премудростям, он умело держал в руках большой меч, обладал большой ловкостью и сноровкой, метко стрелял из лука. За особое старание и прилежание подросший юноша был записан в дружинники и приставлен к Владимиру, в качестве наставника. Так Добрыня Никитич стал богатырем и отправился в свой долгий путь подвигов и побед.

Биография

Добрыня Никитич был славным богатырем Древней Руси. Его раннее детство прошло в плену у киевской княгини, однако он с детства увлекался владением оружием.

В юношестве  вступил в княжескую дружину и стал наставником юного Владимира. Он сыграл важную роль в объединении русских земель под властью Владимира. Принимал участие во многих сражениях и был мудрым советником князя.

Одна из самых известных былин повествует о трехдневной битве  с огнедышащим Змеем Горынычем. Хотя силы богатыря истощались, он не сдавался благодаря голосу с небес, предрекающему ему победу.

Выполнял важные поручения князя, в том числе спасал близких от опасностей. Однажды он женился на иностранке Настасье Микулишне. Их брак испытал предательство жены, но после вмешательства Ильи Муромца супруги помирились.

Последним подвигом  стало участие в кровопролитном сражении под Калкой, где он и погиб как достойный воин. Богатырь был похоронен на кургане, названном в его честь.

Родина и семья

Точное место рождения  неизвестно. Предполагают, что он родился либо в  Искоростене в земле древлянской, либо в городе Рязани. В десятилетнем возрасте вместе со своей сестрой он попал в плен и был отвезен в Киев, где служил при дворе княгини.

Здесь мальчик рос смелым и сильным, увлекался борьбой и метанием дротиков. Когда пришло время, его заметил князь Владимир и принял на службу в дружину.

Женой Добрыни  является Настасья, дочь силача Микулы Селяниновича. Потомки стали известными боярами в Киевской Руси.

Его сын Константин был новгородским посадником. Он помог князю Ярославу Мудрому занять киевский престол. Однако Ярослав затем арестовал и убил Константина.

Сын Константина Остромир стал новгородским посадником при великом князе Изяславе. Он заказал Остромирово Евангелие. Потомки  прославились как воеводы и бояре Киевской Руси.

Подвиги

В былинах описано немало подвигов. Он сражался с змеем Горынычем в тяжелейшей трехдневной битве и одержал над ним победу. Спасал от опасностей племянницу Забаву Путятичну, дочь Марфиду.

Многое сделал  для объединения русских княжеств под властью князя Владимира. Он убеждал новгородцев призвать Владимира в князья. В войнах был начальником войска и вдохновлял дружину своим примером мужества.

Характеристика

Его рост был необычайный для того времени — порядка 3 аршин (214 см). Богатырская фигура объемом и мощью не вязалась со званием «человек».

Внешность  также соответствовала его богатырской силе. У него была широкая грудь и широкие плечи, мускулистые руки и ноги. Лицо богатыря отличалось мужественной красотой и выражением решимости в чертах.

Его огромная физическая мощь и рост поражали воображение людей. Это отражалось в описаниях  как воплощения высшей силы и непобедимого воина.

Физические данные и внешность делали его под стать самым значительным и дерзким подвигам, которые приписывались ему в былинах и сказаниях. Богатырская внешность способствовала образу непревзойдённого русского защитника.

Версия происхождения имени:

От слова «добро». Добрыня означает «тот, кто приносит добро». Это соответствует положительному, героическому образу  в былинах. Он защищает земли Руси и помогает людям.

Таким образом, в любом случае имя связано с понятиями доброты, храбрости и героизма — всем тем, за что известен легендарный богатырь в русском фольклоре. Само название подчеркивает его положительный, светлый характер.

Исторический прототип

Вероятным историческим прототипом Добрыни Никитича считается новгородский посадник XI века по имени Добрыня Малкович.

Малкович жил во времена княжения в Новгороде Ярослава Мудрого. Он занимал должность посадника, которая была на тот момент высшей после князя. Служил Ярославу верой и правдой, помогал утвердить его власть в Новгороде. Когда в 1016 году Ярослав занял киевский престол, Добрыня поддержал его в этом.

В «Повести временных лет» упоминаются потомки Добрыни Малковича — его сын Константин и внуки Остромир и Вышата. Это свидетельствует о его высоком социальном положении.

Время жизни этого исторического Добрыни — начало XI века — совпадает с приблизительной датировкой основных былин о Добрыне Никитиче.

Также не исключено, что образ Добрыни в былинах соединил в себе черты нескольких легендарных богатырей того периода. Но Малкович, безусловно, послужил одним из прообразов героя русского эпоса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: