Средневековые символы: знаки зверя

Геральдика: значение символов животных

Исторические корни геральдики и ее развитие в Европе

Геральдика — это система символов, используемая для идентификации особей и организаций. Ее корни уходят в глубокую историю, когда символы и знаки использовались для опознавания сил и групп воинов.

Геральдика в современном понимании начала развиваться в средние века в Европе. Основными направлениями ее развития стали Франция, Италия, Англия и Германия. В этих странах гербовую систему использовали для определения родства, военного звания и принадлежности к определенному государству.

Основными элементами геральдики являются щит, на котором изображается герб, и его составляющие части: фигуры, металлы, цвета и эмблемы.

Фигуры в геральдике представляют собой различные геометрические формы, такие как кресты, полосы, треугольники и т. д. Эти формы могут быть различных цветов и располагаться на щите в определенном порядке.

Металлы и цвета используются для обозначения определенных значений. Например, серебряный (белый) цвет обозначает чистоту и истину, а золотой (желтый) — благородство и роскошь.

Эмблемы, такие как корона, шлем и гербовая накладка, могут быть добавлены к гербу, чтобы указать на исторический или социальный статус семьи или организации.

Со временем геральдика стала все более элитарной и детализированной. Отличительные знаки использовались только аристократическими семьями и высокопоставленными лицами

Важно отметить, что несоблюдение правил геральдического кодекса могло считаться оскорблением и быть предметом судебного разбирательства

Сегодня геральдика используется в гербах и флагах различных государств и городов, а также в геральдическом искусстве

Она сохраняет свою значимость и является важной частью идентичности и культуры различных обществ

Геральдика: история и основные символы

Геральдика – это система графических обозначений, которая развилась в Средневековой Европе и используется для идентификации родовых или государственных группировок. Однако, истоки геральдики уходят глубоко в древность, во времена Египетского государства и Древней Греции.

Основными символами в геральдике являются гербы. Герб представляет собой графическое изображение, состоящее из различных элементов: щита, шлема, шлемового украшения, любовника и других деталей.

  • Щит: представляет собой центральную часть герба и на нем изображаются основные символы и цвета. Щит может иметь различную форму – прямоугольную, ромбическую, овальную или другую.
  • Шлем: расположен над щитом и обычно символизирует рыцарское звание или родовую принадлежность. Шлем может иметь разное украшение – перья, шляпы и т.д.
  • Шлемовое украшение: размещается над шлемом и добавляет индивидуальность гербу. Часто используются животные, такие как лошади, львы или орлы.
  • Любовник: это вертикальная полоска на гербе, которая разделяет его на две части. Линия может быть прямой или поникающей, она также может иметь дополнительные украшения.

Геральдические символы имеют определенное значение. Например, лев символизирует храбрость и силу, орел – власть и гордость, дуб – мощь и стойкость. В гербах также могут присутствовать геометрические фигуры, такие как кресты, звезды или сердца, которые также несут свой символический смысл.

Геральдика использовалась и до сих пор используется в различных сферах жизни, начиная от государственных гербов, и заканчивая гербами отдельных семей

Она является важной частью истории и культуры многих стран

Типы геральдических львов

Восстающий Rampant Обыкновенная геральдическая поза льва — в профиль, так что видны одно его ухо и один глаз. Он представляется стоящим на задних лапах, а передними бросающимся вправо; окровавленный язык выходит из пасти, хвост же его поднят кверху и концом падает на спину. Такой лев называется восстающим (фр. rampant), однако так как для льва такая позиция является нормальной, при описании этот термин может опускаться.
Шествующий или идущий Passant Шествующий или идущий лев изображается опирающимся на три лапы, а переднюю правую лапу вытянувшим вперёд и немного вверх. Такой лев называется леопардовым или леопардоподобным львом (фр. lion léopardé).
Шествующий, смотрящий впрям Passant Guardant Шествующий лев, голова которого повёрнута в сторону зрителя, называется леопардом. Подробнее см. раздел лев и леопард.
Восстающий, смотрящий впрям Rampant Guardant Восстающий лев с головой, повёрнутой в сторону зрителя, называется львиным леопардом (фр. léopard lioné).
Стоящий Statant Если лев не является ни восстающим, ни шествующим, а стоит на всех четырёх лапах, его называют стоя́щим.
Стоящий, смотрящий впрям Statant Guardant Стоящий лев с головой, повёрнутой в сторону зрителя, называется стоящим леопардом.
Прыгающий Salient Прыгающим называется лев, изображённый с сомкнутыми задними лапами и вытянутыми вверх и вперёд передними лапами .
Сидящий Sejant Сидящим называется лев с поджатыми задними лапами, опирающийся на вытянутые передние лапы. Если у льва поднята правая передняя лапа, то он называется сидящим с поднятой правой лапой. Сидящий лев, туловище и голова которого повёрнуты в сторону зрителя, называется сидящим впрям. Сидящий впрям лев может изображаться с поднятыми передними лапами, и в этом случае описывается особо.
Восстающе-сидящий Sejant erect Сидящий лев с верхними лапами, расположенными как у восстающего льва, называется восстающе-сидящим.
Отдыхающий Couchant Сидящий лев с вытянутыми вперёд передними лапами, на которые он опирается, называется отдыхающим.
Спящий Dormant Спящим называется отдыхающий лев с головой, положенной на передние лапы .
Обернувшийся Regardant Лев с повёрнутой назад головой называется обернувшимся.

Обернувшимся может быть как восстающий, так и шествующий лев .

Вооружённый коронованный лев с раздвоенным хвостом в малом гербе Чехии Вооружённый, смирный и коронованный лев

Вооружённым (фр. arme) называется лев, у которого когти и зубы не того цвета, каким окрашено все тело, а также высунут язык. Животное без зубов, когтей и высунутого языка называют смирным или безоружным (фр. morne). Лев, голова которого увенчана короной, называется коронованным (фр. couronne).

Рождающийся, вырастающий и выходящий лев

Рождающимся или возникающим (фр. naissant) называется лев, у которого видна только верхняя часть тела. Если такой лев касается снизу верхней части какой-либо фигуры, края щита или поля, то он называется вырастающим. Фигура льва, изображенная по пояс и появляющаяся справа или слева называется выходящим (фр. issant).

Противопоставленный и противоидущий лев

Два восстающих льва, обращённых к друг другу, называются противопоставленными или борющимися. Если львы повёрнуты друг к другу спинами, они называются противопоставленными обращёнными. Разнонаправленные шествующие львы называют противоидущими, причём львы могут быть расположены как в столб, так и в пояс. В случае расположения в пояс, противостоящие львы расположены хвостами друг к другу.

Голова льва и типы хвоста

Иногда в гербах изображается только голова льва. Голова с шеей называется оторванной (с клочьями шерсти по нижнему краю) или отрезанной (с прямым нижним краем). В зависимости от типа хвоста лев может быть двухвостый, с раздвоенным, с завязанным,с поджатым или с драконьим хвостом. Лев, лишённый хвоста, называется бесхвостым (фр. diffame) или опозоренным.

Расчленённый лев и лев с поноской во рту

В случае, если лев изображён с отделёнными от тела головой, нижними частями лап и хвостом он называется расчленённым. Восстающий лев, держащий в зубах палку, называется с поноской во рту.

Двуглавый, двутелый и трёхтелый лев

Восстающий лев с двумя головами, каждая из которых на собственной шее, называется двуглавым. Лев с одной повёрнутой в сторону зрителя головой, но с двумя противопоставленными телами, называется двутелым. Бывает также и трёхтелый лев, изображающийся наподобие вилообразного креста, сочленением которого является повёрнутая впрям львиная голова.

Герб США: масонские символы и одобрение Всевышнего

На самом деле, герба у США, по сути, и нет. Есть так называемая Большая печать, которая и выполняет функцию государственной эмблемы. Причем, у нее есть две стороны. На лицевой изображен белоголовый орлан — хищная птица и эндемик Северной Америки, который у аборигенов считался священным. Он держит щит в одиночестве, что означает: в борьбе с врагами страна рассчитывает только на себя.

В одной лапе орлан зажал оливковую ветвь — символ мира, в другой — стрелы — готовность к войне. Впрочем, голова птицы повернута в сторону ветви, что означает — страна стремится к миру, но в случае необходимости сумеет постоять за себя. В клюве орлана — лента с надписью на латыни: «E PLURIBUS UNIM», что в переводе: «Из многих — единое». Это напоминание о том, что государство состоит из нескольких штатов. Над головой птицы — облако с 13 звездами, которое символизирует то, что держава из 13 штатов сумеет занять почетное место среди мировых стран, как яркое созвездие на небе.


Большая печать США

На обратной стороне печали изображена усеченная пирамида, на вершине которой — треугольник с раскрытым глазом — око. И то, и другое относится к масонским символам. Око у масонов символизировало Великого Архитектора Вселенной, который наблюдает за трудами «вольных каменщиков», то есть Бога. А вот пирамида — древнеегипетский символ общества. То, что она усечена, вероятно, означает, что государство еще находится в процессе развития.

Око находится над пирамидой неслучайно — это знак постоянного божественного контроля за людьми. И, кажется, не только контроля, но и одобрения — вверху красуется надпись: «ANNUIT COEPTIS», что в переводе с латыни: «Оно благосклонно к нашим начинаниям». Внизу — другая надпись: «NOVUS ORDO SECLORUM»: «Новый порядок навеки». На первом ярусе пирамиды — римские цифры: MDCCLXXYI, то есть 1776 — год провозглашения независимости от Англии.

Распространение[править | править код]


Миниатюра Жана Фуке из «Часослова Симона де Вари» c портретом заказчика, 1455 год


Герцог Рене II Лотарингский. Миниатюра из рукописи Пьера де Бларру, 1500 год

В скором времени после зарождения геральдики она распространилась на всё средневековое общество. Хотя первоначально гербы использовали только крупные сеньоры, уже к 1180 году, а, возможно, и ранее они стали использоваться знатными дамами, в конце века появились первые городские гербы, к 1200 году появляются гербы духовных лиц, ещё до 1220 года — патрициев и буржуа, к 1230 году — ремесленников, в 1240 году — цехов, в конце века — гражданских и монашеских общин. В Нормандии, Фландрии и Южной Англии ранняя геральдика получила наибольшее распространение — здесь гербами владели даже некоторые крестьяне. К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах, потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей.

Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей.

Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров, бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть до, по крайней мере, XVI века. Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Участвующих в турнире рыцарей представляли глашатаи — герольды, от названия которых в XIX веке и произошло название науки о гербах. Оглашение герба выступающего на турнире рыцаря привело к становлению специального геральдического языка, характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряженными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба, как щитодержатели.

Примерно с конца XII века гербы стали приписывать и фантастическим персонажам, а также реальным людям, никогда гербы не носившим. Например, были сочинены гербы для Адама, Христа, ветхозаветных пророков, деятелей эпохи античности и многих других.

Геральдика возникла практически одновременно сразу в нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном, в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет, а затем в Азию, Африку и Австралию.

Вплоть до середины XVII века интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала шириться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы, криптонимы, значки и девизы. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе не знатным лицам. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы, которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии.

В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). В 1705 году по указу императора Петра I в Амстердаме была напечатана книга «Символы и эмблемата», содержащая более 800 образцов и послужившая впоследствии примером для создания многих российских гербов. В 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5000 гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.

Верблюды

Верблюды часто изображаются вдвоем или встроенными в детали герба. Зайца, рысь, лису, змею, волка, козла, орла и рыб также можно встретить в сочетании с верблюдами на гербах.

Интересно отметить, что верблюды часто ассоциируются с пустыней и путешествиями по пескам. Они являются символом героя-исследователя и представляют путешествие и открытие новых миров.

Верблюды в геральдике также могут быть использованы в качестве героического символа и символа поклонения и веры. Их изображения могут быть нарисованы в стоиких и гордых позах, выражающих гордость и одушевленность.

Обычно верблюды в геральдике изображаются с поднятой головой и часто снабжены веревками, украшениями или другими атрибутами, чтобы подчеркнуть их функцию в качестве основного пассажира в путешествиях.

Львы

Львы в геральдике обычно изображаются стоящими на задних лапах, с передними лапами поднятыми. В некоторых случаях они могут быть изображены с различными атрибутами, такими как корона или меч. Часто львы различных гербов имеют свои уникальные особенности и характеристики.

Левы также могут встречаться в составе геральдических фигур, таких как щит, гербовая накидка или шлем. Они могут быть изображены как главный элемент геральдического изображения или как часть геральдического комплекса.

В геральдике существуют различные львы, каждый из которых имеет свое значение. Например, лев, который изображается с золотой гривой и четырьмя грозами на лапах, символизирует неповторимость и непоколебимость. Рыбы, рысь, лиса, волк, змея и орел также могут встречаться в геральдике вместе с львами и иметь свое значение и символику.

Позитивное значение льва

В сравнении с другими геральдическими животными, лев имеет более благородные характеристики. Например, козел и лиса обычно ассоциируются с коварством и хитростью, орел символизирует мощь и величие, рыбы ассоциируются с богатством и изобилием, зайц и рысь обычно ассоциируются с быстротой и ловкостью, а волк обычно ассоциируется с жестокостью и хищностью.

Лев в геральдике может быть изображен в разных позах и раскрасках, но его положение и стояние важны для его интерпретации. Например, изображение льва на задних лапах с развернутой головой назад обычно ассоциируется с боевым гневом и агрессией, в то время как изображение льва с одной передней лапой поднятой обычно ассоциируется с защитой и воинственностью.

В целом, лев в геральдике имеет позитивное значение и является одним из самых известных и распространенных символов силы и благородства.

Негативное значение льва

В геральдике лев может иметь и негативное значение, несмотря на то, что в целом он символизирует силу и мощь. Иногда лев может переносить более агрессивный и опасный смысл.

Возможные негативные значения льва в геральдике:

  • Лев может быть изображен с гнилыми рыбами в пасти, что олицетворяет разложение и порчу.
  • Лев может быть изображен с мертвым зайцем или другой жертвой, что символизирует силу и жестокость.
  • Лев может быть изображен как агрессивное и опасное животное, нападающее на других геральдических существ, таких как орел, волк, лиса, козел или змея.

Все эти атрибуты и изображения позволяют льву приобретать негативное значение в геральдике, указывая на его непредсказуемость, силу и опасность.

У истоков геральдики

Непосредственными предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Например, у славян — «рубежи», «знамена», «метки», у тюрков — «тамги». Подобные простейшие знаки в виде палочек, зарубок, элементарных рисунков иногда сохранялись на территории нашей страны вплоть до прошлого века: ремесленники метили свои изделия, крестьяне — сельскохозяйственные орудия, скот и т. п.

Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. В III тысячелетии до н. э. в шумерских государствах уже существовал свой герб — орел с львиной головой; в Египте — змей; в Армении — лев, увенчанный короной. Имели гербы и города Древней Греции: например, на гербе Афин была изображена сова, Родоса — роза, Самоса — павлин, Коринфа — крылатый конь. Гербом Византийской империи был двуглавый орел*.

*(См.: Арсеньев Ю. В. Геральдика, с. 5; Лакиер А. Русская геральдика, кн. 1, с. 19; Введенський А., Дядиченко В., Стрельський В. Допомiжнi iсторичнi дисциплiни, с. 151.)

Древний мир оставил после себя многочисленные памятники литературы, искусства, архитектуры, рассказывающие и о тогдашней символике. У египтян и персов, греков и римлян символика уже была широко распространена.

Эмблемами пользовались не только страны и города, но и отдельные лица, отличавшиеся от других общественным или имущественным положением.

В произведениях Гомера, Плиния, Вергилия подробно описываются войска, вооружение героев. Отмечается, что многие щиты и шлемы того времени украшены затейливыми символами. У Александра Македонского, скажем, на шлеме был изображен морской конек, а у легендарного Ахиллеса — лев.

Однако эти эмблемы древних были только личными символами людей, которые их избирали; они не переходили по наследству. Отсутствие же наследственности в передаче изображений не позволяет считать такие эмблемы гербами в полном смысле этого слова*.

*(См.: Лакиер А. Русская геральдика, кн. 1, с. 31—32; Арсеньев Ю. В. Геральдика, с. 46; Белинский В. Русский геральдический словарь, вып. 2, с. 88; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. Изд. 2-е, с. 5.)

Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, иногда — философские и политические идеи, значительные исторические события.

До сих пор сохранились возникшие в средние века гербы городов: Флоренции — красная лилия, Парижа — ладья, Лондона — крест и меч и пр. У мусульман для гербов использовались различные геометрические или орнаментальные узоры.

Но главное состоит в том, что гербы появились не на пустом месте. Они должны были пройти долгий путь развития, и действительно прошли его, начиная от древних родовых эмблем, передаваемых из поколения в поколение, из рода в род. Такая эволюция характерна и для нашей страны. Она хорошо прослеживается у сарматов, в древнем Боспорском царстве; характерно это явление и для древнерусских гербов.

Рождение Гербов

Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи
и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало
появлению гербов. В первую очередь — феодализм и крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны. Считается, что гербы
появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие
гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года, заключённом Санчо, инфантом Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта
Беарнского. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности
было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне
возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде).
Несомненные свидетельства существования геральдики появляются только после крестовых походов. Самое раннее такое свидетельство — французский
эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Плантагенета (умер в 1151 году), графа Анжу и Мэна, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где на
лазоревом поле предположительно четыре вздыбленных золотых льва (точное число львов трудно определить из-за положения, в каком нарисован щит).
Граф был зятем Генриха I, короля Англии, правившего в 1100-1135 годах, который, согласно хронике, и пожаловал ему этот герб.

Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми
королевскими династиями Англии.

Zebra

Зебра — символ индивидуализма, свободы и равновесия. Они дикие и свободные, напоминающие нам о том, что мы должны любить свою свободу и не быть связанными чужими правилами. Если вы теряете чувство индивидуальности и самоуважения, зебра — идеальное напоминание о том, что нужно ценить свою уникальность как личности.

Подведение итогов

Эти символические животные помогали нашим предкам бесчисленными способами — от духовного наставника до защиты и мудрости. Некоторые из них служат в качестве предзнаменований, напоминаний, талисманов и чувств. В наши дни многие по-прежнему верят, что у нас есть хотя бы одно тотемное животное, которое служит оберегом, на который можно положиться в поисках удачи и защиты. Верите ли вы в духовных животных или нет, факт остается фактом.животные являются мощными символами универсальных понятий и служат прекрасными метафорами.

Герб Украины: Посейдон и князь Владимир

История его уходит в далекое прошлое — аж в античность. Ведь трезубец пришел к нам именно с тех времен. Древние греки видели в нем символ силы Посейдона, а вот в буддизме в него вкладывают смысл священного управления. К славянам трезубец пришел из язычества — он являл собой символ государственной власти и правление князя Владимира, при котором произошло крещение Руси. А в период Запорожской Сечи этот знак стал национальной эмблемой.

Трактовок трезубца много. Одни сходятся на том, что он олицетворяет собой веру (и святую троицу — Отца, Сына и Святого духа), другие — волю и непокорность. Голубой цвет щита, на котором изображен трезубец — символ мирного неба, золотой цвет олицетворяет пшеничное поле и несет в себе смысл плодородия и достатка.

Сколько миллионов жителей России получат «слабую» вакцину и кто в этом виноват? Хотя в прессе много пишут об исключительно редких «побочках» от вакцин, практика показывает, что бояться надо совсем другого. Самым страшным врагом привитого остается… коронавирус. Даже после вак… naked-science.ru

За щитом изображены казак, лев с приоткрытой пастью и торчащими из нее зубами — символ того, что страна может за себя постоять и намек на «царя зверей» (впрочем, этот символ был эмблемой князя Даниила Галицкого, поэтому лев — и дань истории), пшеница — знак плодородия, калина — символ жизни и огня, несгораемого запала и чистых помыслов украинского народа, корона над гербом — напоминание о бывшей власти великих князей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: