Философия эпохи просвещения

Французская философия эпохи просвещения

Особенности просвещенского материализма Франции XVIII века

Английский деизм нашел продолжение во французском материализме XVIII века. Целостная последовательность французского направления выводит просвещение из стесненных рамок английского пострелигиозного деизма, направляется к физическим особенностям материального мира. Философы Франции поворачивают неминуемое развитие общества к широким народным массам. Полностью исключают божественное присутствие, опираются на материю, которая, как считали мылслители является сущностью самого существования. Мыслители представляли субстанцию не только собирательным образным понятием, но и мельчайшими частицами, из которых состоят все тела.

Французские просветители представляли наш мир бесконечным, вечным независимо от пространства и времени.

Материя для них представлялась двигающейся субстанцией, что отображало ее исключительную индивидуальность. Именно движение служило основой развития материального существования.

Философ Дидро определил взаимосвязь эволюционного прогресса с многообразием биологических видов, одним из которых является человек. Природу человеческого мышления мыслитель отводил высокоорганизованному, усовершенствованному свойству материи. Исследовательские открытия мыслитель пытался донести до городских народных масс, ради чего «загорелся» идеей энциклопедизма (создания толкового словаря), который бы доходчиво ознакомил людей с закономерностями природных явлений.

Французские материалисты доказывали действенность природных законов, исключали эволюционную случайность. Подобный механистический детерминизм привел ученых к необъективному фатализму, где все неизбежно, заранее предопределено судьбой и попытки человека исправить данность безнадежны (Дидро не соглашался с такой концепцией). Позже потомки отметили идеалистически-однобокий недостаток направления, который являлся пережитком того времени.

Важную роль успешности философы отводили силе воли, сознания просвещенной личности. Примером для многих выступала императрица Екатерина II, которая своим новаторским, цивилизованным подходом внесла просвещение в массы, доказала значимость образования, сочетаемое с психологическим складом ума.

Вольтер, основываясь на абсолютном научном познании, считал человека «разумным механизмом», который не имеет души, но обладает интеллектом и инстинктивным чувством.

Французский материализм отличался механистическим характером. Можно было говорить только о механике развития, а не о самой основательной индустриальной эволюции, как таковой. Но именно философское просветительское направление Франции к ней привело.

Что такое эпоха Просвещения

Период Средневековья закончился с началом эпохи Нового времени, которая принесла с собой изменения в культуру, религию, научную мысль и повседневность европейцев. Великие географические открытия, Реформация церкви, складывание единых централизованных государств – способствовали научной революции XVII века, в результате которой наука преодолела свою зависимость от религии.

Благодаря бурному развитию точных и естественных наук, к началу XVIII века в европейском обществе утвердилась уверенность в том, что познавать окружающую действительность человеку помогают наука и разум, но не вероучения священнослужителей и цитаты из Библии. Началась эпоха Просвещения, которая занимает в европейской истории период с начала XVIII до первой половины XIX века.

Отличительные особенности эпохи Просвещения:

  • Освобождение человеческого разума от религиозного фанатизма, средневекового невежества.
  • Осуждение феодального режима.
  • Разработка концепции правового государства.
  • Повышение в европейском обществе уровня грамотности, образования, интенсивное развитие естественных и точных наук.
  • Распространение теории естественных прав человека.
  • Критика монархизма.
  • Стремление к секуляризации — конфискации церковных богатств и земель в пользу государства.
  • Зарождение политики просвещенного абсолютизма.

Запоминаем новые слова!

Правовое государство – государство, деятельность которого полностью подчинена правовым нормам. В таком государстве соблюдать закон обязаны все, начиная от представителей верховной власти и заканчивая рядовыми гражданами, таким образом, закон превыше всего. Главной задачей для правового государства является защита прав и свобод собственных граждан, в том числе, и от произвола властей.

Естественные права человека – это неписанные права, которыми естественным образом наделяется каждый, с момента его рождения. К таким правам сегодня относят право на жизнь, безопасность, благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, личную неприкосновенность, равенство и свободу.

Просвещенный абсолютизм — это политика европейских монархов второй половины XVIII века, основанная на идеях просветителей:

  • необходимость ограничения абсолютной власти монарха рядом реформ, заботящихся о всеобщем благосостоянии;
  • необходимость создания светского государства, то есть государства, свободного от контроля религии;
  • необходимость отхода от феодальных порядков и натурального типа хозяйства в пользу развития рыночных отношений;
  • устранение некоторых сословных привилегий;
  • защита со стороны государства права на частную собственность;
  • необходимость государственной заботы о низших классах.

История возникновения

Прежде чем дать характеристику данному направлению, важно определиться с его определением. Эпоха просвещения – это один из значимых периодов в развитии культуры конца XVII- середины XVIII веков

Он тесно связан с совершенством и развитием социальной, философской и научной мысли. Его основами являются философия, которая ставит на вершину всего разум, — рационализм и течение, в котором отсутствуют какие-либо религиозные запреты на нахождение истины, – свободомыслие.

История просвещения началась ещё в далеком XVII веке в Англии. Но затем охватила и близлежащие территории – Францию, Россию, Германию. Затем это направление проникло и в ряд других европейских стран. Но, несмотря на то, что прародителем классицизма считается Англия, огромный вклад в его развитие внесла Франция. Именно французские философы и просветители предали направлению облик, известный сейчас. Его идеи и принципы нашли свое отражение в Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина Франции. Также благодаря его влиянию произошли некоторые изменения в социальной сфере Америки и Европы – было отменено рабство, законодательная система стала более гуманной, ослабилась власть церкви на разные стороны жизни, пошатнулось влияние аристократии.

Что касается временных рамок эпохи просвещения, о них точно сказать сложно. Некоторые историки полагают, что это направление сформировалось в XVII веке. Другие считают, что только лишь в середине XVIII века. Такая же ситуация наблюдается и с завершением эпохи – либо 1778 год (смерть величайшего французского философа Вольтера), либо 1800-1815 года (старт Наполеоновских войн).

Главной идеей направления принято считать философское выражение сенсуализма – «tabula rasa», то есть «чистая доска». Человек рождается без какого-либо индивидуального умственного наполнения или генетически обусловленных возможностей и склонностей, зато в течение всей своей жизни он старается накопить как можно больше опыта, знаний, умений, и именно этот приобретенный со временем «рисунок» на чистой доске составляет нравственные и интеллектуальные особенности каждого из нас. Данное словосочетание часто можно встретить в работах Джона Локка, например, «Опыт о человеческом разуме».

Зарождение общественного мнения

Эпоха Просвещения вводит понятие «общественная польза», служащее оценкой всех обсуждаемых реформ. В обществе возрастает недовольство властью. Если в XVII в. идеи, выдвигаемые философами, обсуждались в узком кругу посвящённых (в Европе их насчитывалось несколько сотен человек), то в XVIII в. информация распространяется достаточно быстро через газеты, путешествия и личную переписку. Во Франции королевская власть усиливает цензуру, но отвергнутые ею произведения печатаются за границей, чаще всего в Англии и Голландии.

Произведения Монтескьё, Вольтера, Дидро, Руссо и других просветителей не только читаются, по и активно обсуждаются в клубах, кафе и салонах. Салоны посещаются не только аристократами, но и учёными, философами, артистами, художниками, всемирно известными людьми. В салонах беседуют об искусстве, науке, политике, обсуждают передовые идеи.

Благодаря новым формам общения между людьми формируется и выражается общественное мнение. Общественное мнение, осуждающее абсолютную монархию, сыграло значительную роль в развитии революции во Франции.

Эпоха просвещения в России

Как уже было сказано ранее, эпоха просвещения не обошла стороной и Россию. Глобальные перемены начались с правления Петра Великого. Именно он приказал обучать население, совершенствовать науку, выпускать газеты и журналы. Благодаря этим преобразованиям, уже через некоторое время страна вступила в этап европеизации. После смерти Петра I и неоднократной смены власти дело продолжила уже Екатерина II, которая последовала за идеями великих французских философов.

Психология русского просвещения весьма отличается от зарубежной. Несмотря на обилие зарубежных идей, некоторые русские мыслители и философы старались внести что-то новое, добавить «свое», но в то же время не выходить за рамки уже принятого канона. К ним, например, можно отнести А.С. Кайсарова, В.В. Попугаева и многих других. Также большой вклад внес и А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.). После публикации известной работы «Путешествие из Петербурга в Москву», где автор открыто критикует крепостничество, его приговаривают к смертной казни и отправляют в ссылку в Сибирь.

Представители

  • М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) – российский ученый, историк, естествоиспытатель. Именно он был новатором в образовательной среде, дополнил список обязательных предметов, начал читать лекции на русском языке, вместе с И.И. Шуваловым основал Московский Государственный Университет. Старался воспитывать в людях идею патриотизма и желание делать Россию лучше, умнее и прогрессивнее.
  • А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.) – писатель, философ, поэт. Он выступал противником крепостничества и самодержавия, старался найти варианты освобождения крестьян и грезил об обществе, в котором не будет угнетения рабочего класса. Также идеи Радищева помогли в переходе от дворянского, декабристского правозащитного движения к революционному всенародному порыву.
  • Г.С. Сковорода (1722 – 1794 гг.) – российский и украинский философ, писатель, поэт. Считается первым самобытным мыслителем России. Был основателем русской религиозной философии. Внес невероятно весомый вклад в восточнославянскую культуру.

Охарактеризовать эпоху просвещения в России можно словом «новый» — новые правила, законы, образование, искусство. Новая жизнь! А вот к основным чертам или особенностям можно отнести:

Запоздалое начало перемен, ведь просвещение в России началось лишь со второй половины XVIII века.
Большое внимание уделяется судьбе и чувствам маленького человека (Классический пример — «Бедная Лиза» Карамзина), а также истории и её развитию («История государства российского» того же Карамзина).
Преобладают идеи о космосе, как основе всего.
На первый план выходит социальная проблематика: крестьянский вопрос, дикость нравов, повальное невежество, нищета.

Эпоха просвещения больше всего повлияла на литературу, которая воспела патриотизм и чувство нравственного долга по отношению к стране. Культ служения родине стал излюбленной темой в рамках высоких жанров.

Примеры произведений

  1. комедия (Д.И. Фонвизин «Недоросль»),
  2. трагедия (А.П. Сумароков «Дмитрий Самозванец»),
  3. ода (М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны»),
  4. элегия (Г.Р. Державин «Море») и т.п.

Смешивались направления, например, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» дали о себе знать классицизм и реализм.

В конце XVIII века начинает зарождаться сентиментализм, которому присуще уделять внимаю простому человеку и его чувствам. Главное произведение этого направления – «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.

Развитие искусства слова повлекло за собой становление самобытной русской лирики, что в дальнейшем приведет к расцвету Золотого века русской поэзии.

В этой статье мы подробно охарактеризовали поздний классицизм – просвещение. Надеемся, что эта эпоха стала вам более понятной!

Список использованной литературы.

https://works.doklad.ru/view/LvoR57JXzpw.html

https://fil.wikireading.ru/12069

https://infopedia.su/18xac4b.html

https://studme.org/37208/filosofiya/frantsuzskoe_prosveschenie

https://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/sotsialnaja-filosofija/filosofija-epohi-prosveschenija/

  • Концепция управления Эмерсона Генри.
  • Фазы жизненного цикла проекта и их краткое содержание
  • Мотивация — от теории к практике (Понятие и сущность мотивации)
  • Основные понятия и сущность корпоративного управления..
  • Нейронные сети (базовые понятия искусственного нейрона)
  • Методика обучения двигательным действиям (Основные понятия и термины методики обучения двигательным действиям )
  • Технология электронной подписи..
  • Защита государственной тайны (Особенности защиты государственной тайны)
  • КАК РАБОТАЕТ ХОЛОДИЛЬНИК
  • Анализ объекта графического дизайна
  • Формы занятий физическими упражнениями
  • Понятие “здоровье”, его содержание и критерии

Направления искусства

Художественная эпоха культуры проявилась в просветительском классицизме и романтизме. О том, в чем это воплотилось, кратко информируется в таблице:

Направление художественной культуры Краткая характеристика
Живопись Появление разнообразных стилей
Театр Театральная деятельность переживала золотой век развития
Художественная литература Наступило торжество буржуазной культуры
Музыка Произошел толчок к появлению будущей современной музыки

Развитие живописи

С наступлением XVIII века в живописи начал развиваться стиль рококо. В его основе лежала асимметричность, насмешливость и игривость. Персонажами для авторов являлись представители античной мифологии. К ним относились Венера, нимфы, Диана.

Подобным творчеством занимался француз Франсуа Буше. Он являлся художником короля. В своем творчестве он брался за создание театральных декораций и картин. Примером может служить полотно «Триумф Венеры».

Англичанин Томас Гейнсборо занимался написанием портретов, которые отличались поэтичностью и утонченностью.

Среди итальянцев выделялся Джованни Тьеполо, который занимался изготовлением гравюр и фресок.

Франческо Гварди и Антонио Каналетто оставили после себя множество картин с изображением городских пейзажей.

Театральная деятельность

Театральное искусство в этот период достигло пика своего расцвета. В Англии стали знаменитыми произведения драматурга Ричарда Шеридана «Соперники» и «Школа злословия».

В Венеции работало одновременно 7 театров. Здесь писал свои работы Карло Гольдони, которых у него насчитывалось 267 единиц. Высокую оценку его творчества давал Вольтер.

Однако наиболее известным произведением в Эпоху Просвещения была комедия «Женитьба Фигаро», написанная французом Бомарше. В ней звучала критика царствующей во Франции династии Бурбонов. Буквально сразу после первых постановок пьесы во Франции произошла революция, и старый режим, был свергнут.

По сообщениям из Германии выдающимися драматургами эпохи были Иоганн Гёте и Фридрих Шиллер. Первого из них называли универсальным гением. Среди его произведений были пьесы «Фауст» и «Эгмонт». Шиллер тоже оставил множество сочинений.

Художественная литература

В литературе Эпохи Просвещения появился новый литературный жанр — роман. Феодальную идеологию сменила буржуазная культура. Стали издаваться работы философов и экономистов. Этот жанр вышел из просветительской публицистики.

К писателям Эпохи Просвещения относятся:

  1. Джонатан Свифт. В числе его работ присутствует знаменитое произведение «Приключение Гулливера». В нем идет вскрытие пороков существующего общества.
  2. Монтескье. Среди его произведений стоит отметить «Персидские письма».

Новый музыкальный язык

Именно в эту эпоху сложился современный музыкальный язык. Его основоположником стал композитор Иоганн Бах, который умел писать произведения практически во всех жанрах. Единственным исключением для него была опера. Множество сонат и сюит написал Георг Гендель. При этом ему давалась и оперная музыка.

В XVIII веке развитие получила венская школа. Ее представителями были Моцарт, Гайдн, Бетховен. Их произведения в настоящее время исполняются академическими оркестрами. Многие из этих работ основываются на песнях и танцах.

При этом великий классик Бетховен часто работал над героическими сюжетами. Он писал произведения для скрипки и фортепиано. В его жизни присутствовал серьезный кризис, когда он лишился слуха. Однако композитор пережил эту потерю и в будущем написал еще множество симфонических трудов.

↑лШЯКХ Н МЕНАУНДХЛНЯРХ ОПЕНАПЮГНБЮМХЪ НАЫЕЯРБЮ МЮ НЯМНБЕ ПЮГСЛЮ

я РНВЙХ ГПЕМХЪ ЛМНЦХУ оПНЯБЕРХРЕКЕИ, ХЛЕММН ПЮГСЛ ДХЙРСЕР, МЮ ЙЮЙХУ НЯМНБЮУ ДНКФМН АШРЭ ОПЕНАПЮГНБЮМН НАЫЕЯРБН. оПЕФДЕ БЯЕЦН, ЕЦН ГЮЙНМШ ДНКФМШ АШРЭ ОПХБЕДЕМШ Б ЯННРБЕРЯРБХЕ Я ГЮЙНМЮЛХ ЕЯРЕЯРБЕММШЛХ. гЮРЕЛ МЕНАУНДХЛН ОПНЮМЮКХГХПНБЮРЭ, ЙЮЙХЕ ОНГХРХБМШЕ ГЮЙНМШ АСДСР МЮХАНКЕЕ ЯННРБЕРЯРБНБЮРЭ ДЮММНЛС ЙНМЙПЕРМНЛС НАЫЕЯРБС, ЙНМЙПЕРМНЛС ЦНЯСДЮПЯРБС Б ГЮБХЯХЛНЯРХ НР РНЦН, ЙЮЙСЧ РЕППХРНПХЧ НМН ГЮМХЛЮЕР, Б ЙЮЙНИ ЙКХЛЮРХВЕЯЙНИ ГНМЕ МЮУНДХРЯЪ, ЙЮЙХЕ МПЮБШ Х НАШВЮХ УЮПЮЙРЕПМШ ДКЪ МЮЯЕКЪЧЫЕЦН ЕЦН МЮПНДЮ. х МЮЙНМЕЖ, МСФМН ОПНБЕЯРХ ЯЮЛХ ОПЕНАПЮГНБЮМХЪ, ОПХВ╦Л ОСР╦Л ПЕТНПЛШ, Ю МЕ ПЕБНКЧЖХХ.

оПХ ЩРНЛ ОПЕНАПЮГНБЮМХЧ НАЫЕЯРБЮ ДНКФМН ОПЕДЬЕЯРБНБЮРЭ ОПЕНАПЮГНБЮМХЕ ЯЮЛНЦН ВЕКНБЕЙЮ: ЕЦН БНЯОХРЮМХЕ, НАПЮГНБЮМХЕ Х ОПНЯБЕЫЕМХЕ. щРН ОПНЖЕЯЯ ЛЕДКЕММШИ, ОНЯРЕОЕММШИ, НДМЮЙН, ЙЮЙ ЙЮФЕРЯЪ ТХКНЯНТЮЛ, НМ СФЕ ХДЕР. лШЯКХ Н ОНЬЮЦНБШУ, ОНЯРЕОЕММШУ ОПЕНАПЮГНБЮМХЪУ ОПХБНДХКХ ОПНЯБЕРХРЕКЕИ Й ХДЕЕ ОПНЦПЕЯЯЮ.

Идеи и теории философов эпохи просвещения

Эпоха просвещения, также известная как Возрождение, была периодом в Европе, в котором происходили значительные изменения в образе мышления, философии и научных исследованиях. Философы эпохи просвещения высказывали новые идеи, основанные на разуме, логике и наблюдении, отрицая догматизм и примат церкви.

Одной из главных идей эпохи просвещения было понимание, что все проблемы и вопросы могут быть решены через использование разума и рационального мышления. Философы этого периода отрицали господство церкви и верили в возможность достижения истины и знания через наблюдение и эксперимент.

Философы эпохи просвещения выдвигали новые теории относительно природы человека, общества и государства. Например, Джон Локк аргументировал, что человеческий разум является чистой доской, на которой опыт написал все знания, и что правительство должно быть ограничено ичто они обязаны служить народу. Монтескье разработал теорию о разделении властей и балансе между ними для обеспечения свободы и предотвращения тирании.

Другой важной идеей было прекращение веры в чудеса и сверхъестественные силы. Философы признавали, что природа и человеческое общество регулируются определенными законами и закономерностями, которые можно понять и объяснить

К примеру, Вольтер отрицал мистицизм и сторонился религии, а пропагандировал свободу мысли и веру в разум.

Философ Идеи и теории
Джон Локк Человеческий разум как чистая доска, правительство ограничено и должно служить народу
Монтескье Разделение властей и баланс для обеспечения свободы и предотвращения тирании
Вольтер Отрицание мистицизма, сторонничество свободы мысли и разума

Философы эпохи просвещения стали основными источниками новых интеллектуальных идей и теорий, которые оказали значительное влияние на развитие науки, культуры и социальных структур. Их работы стали отправной точкой для дальнейших исследований и привели к движению Возрождения и научной революции.

Научные достижения эпохи просвещения

Эпоха просвещения, также известная как Век Разума, произвела значительное влияние на развитие науки и знания в Европе. Ученые и философы того времени стремились к расширению знаний и применению рационального мышления для объяснения окружающего мира. Благодаря этому движению были достигнуты значительные научные достижения, которые оказали влияние на многие сферы человеческой деятельности.

Одним из главных научных достижений эпохи просвещения было развитие естественных наук, таких как физика, химия и астрономия. Благодаря работе ученых, таких как Исаак Ньютон и Галилео Галилей, стали возможными новые открытия и теории, которые способствовали пониманию природы и законов ее функционирования.

Однако просвещение не ограничивалось только естественными науками. Оно также способствовало прогрессу в области медицины, психологии и философии. Ученые, такие как Жан Жак Руссо и Иммануил Кант, развили новые идеи и концепции, которые повлияли на понимание человека и его места в мире.

Научный прогресс эпохи просвещения не ограничивался только теоретическими разработками. Это время также было свидетелем развития практических наук, таких как медицина, сельское хозяйство и техника. Ученые и изобретатели, такие как Хумфри Дэйви и Джеймс Уатт, внесли значительный вклад в улучшение жизни обычных людей благодаря развитию новых технологий.

Основным принципом эпохи просвещения было стремление к самообразованию и распространению знаний. Были созданы академии и университеты, где молодые люди получали образование и обучались наукам

Важность образования и знаний стала основой просветительского движения, которое продолжает оказывать влияние и по сей день

Таким образом, научные достижения эпохи просвещения оказали глубокое влияние на развитие науки и знания в Европе. Это время стало поворотным моментом в истории, когда рациональное мышление и увлечение наукой стали приоритетом. Благодаря научному прогрессу и распространению знаний, эпоха просвещения стала фундаментом для будущих научных и культурных достижений.

Периодизация по Г. Мэю

Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII веков, от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привёл к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке — Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической.

Общие задачи просветителей

Течение Эпохи просвещения для каждого народа имело свои особенности и различия, но истоки движения и основные принципы были идентичны, независимо от национальности.

Борьба с феодализмом

Просвещение ознаменовывает переход общества от феодализма к капитализму и, сопряженными с этими изменениями, выступлениями буржуазии и народных масс против феодализма. Критика феодального строя, системой сословных привилегий и неравенства была краеугольным камнем просветительской концепции. Философы просвещения проповедовали политическую свободу и гражданское равенство. Считая феодализм «неразумным», они противопоставляли ему рационалистические теории морали, общества и религии.

Мыслители просвещения отрицали божественное происхождение феодально-абсолютистского государства, аргументируя его теорией общественного договора. Согласно этому, государство представлялось как социальный институт, который возник в результате заключения соглашения между людьми. Эта теория позволяла народу лишать государя власти, если он нарушает условия соглашения. Окончательный и решающий удар феодальному устройству нанесла Французская буржуазная революция, которая опиралась на идеи просвещения.

Борьба против церкви

С началом просветительского движения начался радикальный пересмотр идей и догм официального христианства и церкви. Абсолютная вера в человеческий разум подорвала авторитет и позиции церкви.

«Естественная» религия разума, к которой причисляли себя просветители, стала называться деизмом, что в переводе с латинского означит «Бог». Последователи деизма признавали существование Бога, но отрицали сверхъестественную природу религиозных воззрений.

К тому времени позиции католической церкви были уже ослаблены под давлением протестантской критики и, в значительной степени, в результате научно-технического прогресса. Духовенство не было готово к таким потрясениям эпохи, и немалая часть церковных служителей поддержала идеи просветителей.

Идеальная модель общества

Просветители выступали не только против феодального устройства, но и против монархического правления. Некоторые мыслители рассчитывали на «просвещенного монарха», независимого от феодального сословия, другая часть представляла интересы простого населения и выступала за народный суверенитет и переход к демократическому правлению. Обе тенденции имели сходные представления об идеальном обществе, среди них:

  • равная ценность каждой личности, независимо от происхождения;
  • гуманизм и человеколюбие, служение всех людей на благо общества;
  • отказ от любых форм принуждения;
  • свобода вероисповедания;
  • единство морального закона для всех;
  • отказ от теологии из интерпретации исторического процесса;
  • осмысление средних веков в резко негативном ключе;
  • подражание идеалам античности.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: