Сасанидское возрождение — Сасанидская держава
В 331—330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.
Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам — грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».
В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи — державы Сасанидов, династии, к которой принадлежал победитель.
Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.
При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн — знак божественного покровительства.
Столицей Персии стал город Ктесифон, построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов — Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.
При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей — как шерстяных, так и льняных и шёлковых.
Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов — более четырёх веков. В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру — ислам. В 633—651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.
История Персидской империи
Персидская империя просуществовала с 6 века до н.э. до завоевания Александра Македонского в 4 веке до н.э. За два с половиной столетия Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. После падения греческого господства, персидская держава возродилась при двух местных династиях — Аршакидах и Сасанидах. Они удерживали власть более семи веков и были великими противниками Рима и Византии, пока в 7 веке н.э. не были покорены исламскими завоевателями.
См. также
Государства
20.01.2024, 20:21 16Какие были династии в России?
Государства
18.02.2024, 21:52Что нельзя фотографировать в Дубае?
Государства
15.02.2024, 13:42 11Какая связь между монголами и казахами?
Древняя Персия — в каких годах существовала?
Первая Персидская империя, или Ахеменидская держава, была основана Киром II Великим в 6 веке до н.э. и существовала до 330 года до н.э. Ее историю можно условно разделить на три этапа. После падения Ахеменидов, Персидская империя была восстановлена в Сасанидской державе в 226 году и просуществовала до 651 года, когда была покорена арабским Халифатом.
Великая держава Ахеменидов
Основателем Ахеменидского государства был Кир II Великий, который в 550 году до н.э. одержал победу над Мидийским царством. Столицей Персии стал город Персеполь.
Великая Персидская империя продолжила свое расширение, захватывая территории Элама, Мидийские страны, Гирканию, Парфию, Армению и другие регионы.
Камбиз II стал правителем Персидской империи после смерти Кира II. Он продолжал расширять владения Персии и успешно воевал с другими государствами, включая Египет.
Дарий I и Ксеркс I были следующими правителями Ахеменидской державы, которые продолжали ее расцвет и укрепляли влияние Персии в регионе.
Особенности Ахеменидской державы
Ахеменидская держава славилась своей организацией и централизованностью. Она включала множество народов и культур и управлялась мощным административным аппаратом.
Сатрапии, которые были руководимыми сатрапами, обеспечивали контроль над территориями и сбор налогов. Ахеменидская держава также обладала мощной армией, которая позволяла ей захватывать новые земли и подчинять народы.
Одной из важных особенностей Персидской империи была ее толерантность к различным религиям и культурам. Власть Персии не принуждала подчиненные народы к принятию персидской культуры или религии, что способствовало стабильности и единству империи.
См. также
Государства
10.02.2024, 23:12 12Почему в ЮАР белое население?
Государства
18.01.2024, 16:29 17Какая страна не входит в состав Великобритании?
Государства
12.02.2024, 03:17 11В чем США занимает первое место?
Загадочное прошлое Ирана
Название страны является современной формой слова «ариана», которое переводится как «страна ариев». И действительно, с первого тысячелетия до нашей эры племена ариев заселили практически все земли современного Ирана. Часть этого племени переселилась в Северную Индию, а часть ушла в северные степи, назвавшись скифами, сарматами.
Позднее в Западном Иране образовались сильные царства. Одним из таких иранских образований стала Мидия. Ее впоследствии и захватило войско Кира Второго. Именно он объединил в своей империи иранцев и повел их завоевывать мир.
Как живет современная Персия (какая сейчас страна, стало понятно)?
Образование персидской державы
После крупного восстания в 612 году до н. э. Ассирийская держава распалась, и на ее территории было образовано три крупных государства:
-
Нововавилонское царство
, объединившее в себе Палестину, Сирию и Финикию. Его столицей был город Вавилон. -
Лидийское царство
— так называемая «золотая земля» между Эгейским, Средиземным и Черным морями. Столица — город Сарды. -
Мидийское царство
, располагавшееся на высоком Иранском нагорье в восточной части Междуречья. Столицей Мидии был город Эктобаны.
Природно-климатические условия этого региона были весьма суровыми, поскольку большая часть нагорья находилась под властью знойных пустынь и степей. В состав Мидии входили различные иранские племена, которые постоянно сражались за свою независимость. Наиболее активными среди них были племена персов, живших на побережье Персидского залива.
Образование великого Персидского государства берет свое начало в 550 году до н. э., когда персидский правитель Кир II объединил племена персов и поднял их на восстание против мидян. Противостояние, длившееся три года, закончилось падением Мидийского царства. Покорив древнее государство, Кир II провозгласил себя царем Персидской державы.
Правители Лидии и Вавилона не смогли объединиться против персов, и также оказались побежденными.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Рис. 1. Кир II.
Никому прежде не удавалось одержать так много громких побед. Кир Великий стал правителем столь обширного государства, каким никто и никогда ранее не обладал. Его империя занимала огромную территорию, от границ с Индией на востоке и до Средиземного моря на западных окраинах. Столицей Персидской державы стал город Персеполь.
Мощь Персидского царства еще больше укрепилась, когда в 525 году до н. э. сын Кира II Камбиз возглавил военные походы и захватил Египет.
Завоевательские походы Кира
Укрепив свою новую державу, Кир начал завоевательские походы во все стороны своего королевства. Вскоре он присоединил к Персидскому государству:
- Элам.
- Вавилонию.
- Армению.
- Лидию.
- Малоазийские и ионийские города.
- Киликию.
Из греческих и прочих источников мы узнаем, что у Кира был следующий подход относительно завоеванных территорий: если где-то местный правитель соглашался сдаться без сопротивления, то он оставлял этого правителя на своем месте и довольствовался лишь сбором дани. В других же случаях он мог назначить на верховную должность сына бывшего правителя ии кого-то из местной аристократии. В частности, так он поступил с Вавилонией, где сын воюющего против него царя стал наместником Кира. Кир также давал свободу вероисповедания, чем склонял к себе разные народы.
После завоеваний больших территорий на западе, повелитель отправил послов на восток своей державы, где обитали кочевники-массагеты, с требованием поклониться ему. Однако получил отказ и в походе против них ахеменидские солдаты потерпели поражение, а сам Кир был убит, и его гробница находится в Пасаргадах.
Вавилон — символ персидского владычества
В 539 году до нашей эры Кир Великий вошел в Вавилон как мирный завоеватель. Захват Вавилона, одного из старейших и важнейших городов Месопотамии, закрепил за Персией статус доминирующей державы на Ближнем Востоке.
После победы над армией царя Набонида в битве при Описе войска Кира достигли города. Вавилон был слишком силен для длительной осады. В то время как Вавилон отмечал важный праздник, персы отклонили Евфрат, чтобы пробить стены.
И Кир, и Дарий уважали престиж Вавилона, позволяя городу сохранять свою культуру и обычаи. Оба царя посещали важные религиозные праздники Вавилона и очень серьезно относились к своему титулу царя Вавилона. Вавилон оставался важным административным центром и местом искусства и обучения.
Кир и Дарий санкционировали грандиозные строительные проекты, особенно в пользу могущественного духовенства Мардука, бога-покровителя города. Но когда Вавилон восстал против высоких налогов во время правления Ксеркса, он сурово наказал город, якобы разрушив священную статую Мардука.
Когда Александр поставил империю Ахеменидов на колени, Вавилон стал одним из его самых ценных завоеваний. Он приказал городу не причинять вреда, и тот продолжал процветать.
Правление Кира II
Считается, что в значительной степени древняя персидская держава стала формироваться именно при нем. В ходе военного противостояния с Мидией это государство потерпело поражение, после чего само было присоединено персами. Кир принял на себя титул мидийского правителя, хотя фактически политически эта страна вошла в состав персидского государства.
После этого оно продолжало присоединять страны, которые раньше были признавали власть мидян. Среди них была, например, древняя страна Элам. После этих событий Персия стала крупным государством, которое заявляло о себе на международной арене. Его соседи начали вставать в коалицию между собой для совместного противодействия.
Цари Персии из династии Ахеменидов
В русской исторической традиции ахеменидских царей принято называть греческими вариантами их имён. В списке помимо этих общепринятых эллинизированных форм приведены оригинальные персидские имена.
- Ахемен — Хахаманиш (Haxāmaniš) . —675 до н. э.
- Теисп — Джишпиш (Jišpiš) 675—640 до н. э.
- Кир I — Куруш I (Kuruš I) 640—580 до н. э.
- Камбиз I — Камбуджия I (Kambujiya I) 580—559 до н. э.
- Кир II — Куруш II (Kuruš II) 559—530 до н. э., основатель Персидской империи, убит Массагетами в бою
- Камбиз II — Камбуджия II (Kambujiya II) 530—522 до н. э., покончил жизнь самоубийством
- Дарий I — Дараявахуш I (Dārayavahuš I) 522—486 до н. э.
- Ксеркс I — Хашаярша I (Xašayārša I) 486—464 до н. э.
- Артаксеркс I — Артахшатра I (Artaxšaçrā I) 464—424 до н. э.
- Ксеркс II — Хашаярша II (Xšayārša II) 424 до н. э.
- Согдиан — Согдъяна (Sogdyāna) 6 месяцев 423 до н. э.
- Дарий II — Дараявахуш II (Dārayavahuš II) 423—404 до н. э.
- Артаксеркс II — Артахшатра II (Artaxšaçrā II) 404-358 до н. э.
- Артаксеркс III — Артахшатра III (Artaxšaçrā III) 358—337 до н. э.
- Артаксеркс IV — Артахшатра IV (Artaxšaçrā IV) 337-335 до н. э.
- Дарий III — Дараявахуш II (Dārayavahuš II) 335—330 до н. э., убит Бессом, занявшим его место
- Артаксеркс V Бесс — Артахшатра V (Artaxšaçrā V) 330—329 до н. э., распят.
С 329 года до н. э. Персидская империя перестала существовать, была завоевана Александром III Великим (Македонским).
Образование персидской державы
Согласно имеющимся сведениям источников, первые упоминания о персидских племенах относятся к началу I тысячелетия до нашей эры. Тогда этот народ еще находился в родоплеменном строе, его отдельные племена еще не объединялись. Персы в те столетия находились в политической и экономической зависимости от Ассирии, платили ей дань. Именно из ассирийских надписей ученые получили первые сведения о персах.
В VII столетии до нашей эры они уже объединяли свои племена под властью правителей из Ахеменидов. Поэтому с этого времени обычно начинают период персидской государственности. При их правителе Кире I (с 646 года до нашей эры) была расширена подконтрольная персам территория. Однако еще в конце VII – начале VI столетия до нашей эры они выплачивали дань уже другому государству –Мидии.
Следует обозначить, какие государства в те времена имели наибольшее влияние в регионе, с кем пришлось столкнуться персам. В передней Азии было две крупных страны – Мидия и Вавилония. Они вели между собой немало войн. Возвышение мидийского государства произошло при Киаксаре, но считается, что оно было внутреннее непрочно. Пока оно противостояло Вавилону, персы организовывались. В 553 году до нашей эры они восстали против мидян. Это произошло при их правителе Кире II.
«Персидская империя (держава Ахеменидов)»
Персидская империя (держава Ахеменидов) — древнее государство, существовавшее в VI—IV веках до н. э. на территории Передней Азии и северо-восточной Африки, созданное персидской династией Ахеменидов. К концу VI века до нашей эры границы Ахеменидской державы простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге до Закавказья на севере. Население империи составляло от 25 до 50 млн человек, что соответствовало половине населения Земли в V—IV вв. до нашей эры.
Персы — одно из ираноязычных племён, пришедших в Иран через Кавказ или Среднюю Азию около XV века до н. э.. В конце IX века до н. э. группа персидских племён находилась у границ Элама, широко расселившись затем в Кермане и Фарсе.
Основателем персидской династии Ахеменидов является Кир II Великий (559-529 гг. до н.э.). Он победил своего деда Астиага, правителя Мидии, и объединил два царства (550 г. дон.э.). А также захватил Лидийское царство и Вавилон. Его сын Камбиз II покорил Египет и принял титул «царя Египта».
Самым могущественный царь Дарий I (522-485 гт. до н.э.) установил справедливый свод законов, разделил царство на области (сатрапии) во главе с сатрапом; а также упорядочил сбор налогов. При нем была построена сеть дорог, соединявших все районы Персии, включая знаменитую Царскую дорогу.
Дарий III не смог отстоять независимость Персии. Александр Македонский покоряет персов и на их территории создает свою империю.
Государственной религией персов был зороастризм — одна из древнейших пророческих религий, сложившаяся на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени — Зороастр), полученного им от бога Ахура-Мазды. Прежде всего зороастризм придает значение ритуалам и церемониям. Главная цель обрядов — борьба со всякой нечистотой, материальной и духовной. В некоторых ритуалах очищения могут участвовать собаки и птицы. Считается, что эти животные обладают способностью своим присутствием и взглядом изгонять злых духов. Священный огонь играет исключительно важную роль в зороастризме, так как огонь — образ бога на земле.
Хронология событий империи
- 550 до н. э. — захват Мидии.
- 549 — 548 до н. э. — персам подчинились Парфия, Гиркания, и, вероятно, Армения.
- 547 до н. э. — Кир II разбил лидийские войска, под предводительством Крёза. В результате Лидия, Ликия и Иония становятся провинциями империи.
- 539 до н. э. — вавилонские войска были разбиты персами. Вавилон стал одной из резиденций персидского царя. Кир II принимает титул «царь Вавилона, царь стран». Первым персидским наместником Вавилона становится его сын Камбиз II.
- 525 до н. э. — около египетского города Пелусий произошла крупная битва межу персидскими и египетскими войсками. В результате этой битвы египтяне были разбиты. Камбиз II был официально признан царём Египта и принял титул «царь Египта, царь стран».
- 482 до н. э. — в Вавилоне подавили восстание персидской армией. Вылитая из 12 талантов чистого золота статуя идола Бэла-Мардука вывозится персами из Вавилона и переплавляется. Ликвидируют автономию Вавилонии.
- 480 до н. э. — вторжение в Грецию армий Ксеркса. Эта кампания известна, прежде всего, битвами у Фермопил, Саламина и Платеи, показавших превосходство греческого военного искусства и героизм воинов Эллады. Например, эти события легли в основу кинофильма «300 спартанцев».
- 404 до н. э. — отделение Египта от Персидской империи и восстановление независимости с коренными фараонами XXIX династии (404—343 до н. э.).
- 401—400 до н. э. — династическая борьба в Персидской империи.
- 334 до н. э. — македонский царь Александр Великий вторгся в пределы государства Ахеменидов. В результате царь Дарий III стал терпеть поражения.
- 331 до н.э. — решающая битва при Гавгамелах, после которой Персидская держава прекратила своё существование. В результате страны и народы бывшей империи покорились Александру Македонскому.
Это конспект по теме «Персидская империя (держава Ахеменидов)». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Древний Египет. Основы государства
- Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.
Персидское царство в конце дней
В Талмуде приводится символический рассказ о том, как в конце дней Творец мира показывает всем народам свиток Торы и говорит: «Тот, кто искал Истину в Торе, пусть придет и получит награду». Сначала перед Ним предстает ангел-покровитель (малах) Рима и рассказывает о своих достижениях, но получает ответ: «Все, что вы создавали, старались вы для себя». Ангел уходит пристыженный.
После этого появляется малах Персии и говорит: «Много мостов мы построили; много укрепленных городов захватили и вели множество оборонительных войн, защищая империю. И все для того, чтобы еврейский народ мог заниматься Торой». В ответ на это звучат слова Вс-вышнего: «Все, что вы делали, вы делали для себя. Строили мосты, чтобы взимать пошлины; захватывали города, чтобы наложить дань для вашего императора; а что касается оборонительных войн — победа в них зависит от Меня». Ушел пристыженный и малах персов (Авода зара, 2Б).
Почему персы не получили награды, ведь — как справедливо полагал малах Персии — его царство, в отличии от Рима, не разрушало, а строило Храм? Ответ состоит в том, что, несмотря на это, они занимались идолопоклонством, не признали над собой власти Вс-вышнего.
И другой вопрос задается в Талмуде: почему в рассказе упомянуты только Рим и Персия? Ответ: потому что (духовные корни) этих империй просуществуют до прихода Машиаха (Авода зара, 2Б).
Идолопоклонство персов носило особый характер. Они, в отличии, например, от вавилонян, не преклонялись перед истуканами из золота и серебра. По их представлениям, в мире происходит постоянная борьба между добром и злом — богом света и добра и богом тьмы и зла. Люди должны стремиться к добру, помогать «доброму» богу своим поведением. В Талмуде встречаются указания на положительные качества персов — скромность в поведении и одежде, воспитанность (Брахот, 8Б; Шабат, 94Б; Эрувин, 29Б).
Привлекательность персов, унаследованная ими от их родоначальника Яфета, была опасной для евреев. В отличии от самого Яфета, персы не «сидели в шатрах Шема» (как это было заповедано им Свыше) — не учили Тору у еврейских мудрецов. Они не смогли постигнуть Единства Творца, их сознание осталось расщепленным, они не видели связи между добром и злом, материальным и духовным (отсюда, возможно, и происходит и название «Парас»: от слов «прусот» — «куски», «лифрос» — «разрезать» — ср. Мидраш Раба, Эстер, 1).
Еще в пророчестве Иешаяу было высказано опасение, что религия персов привлечет к себе евреев, слабых духом, и они забудут духовные ценности своего народа. Иешаяу учил евреев свято верить в Единство Б-га, который создает свет и тень, добро и зло. И даже то, что кажется человеку злом, тоже происходит по воле Всевышнего и не осознается как добро лишь в силу человеческого несовершенства. Находясь в изгнании в Персидском царстве, евреи вспоминали слова пророка и не поддались влиянию персов (см. об этом в книге р.Ойербаха «История еврейского народа»).
Однако «дух» персидского сознания — его расщепленность, непонимание Единства мира — сохранился до нашего времени. Не случайно Талмуд говорит о том, что Персидское царство (его духовный источник) будет существовать до времен Машиаха. Не так давно высказывалась идея, основанная на трудах Маараля — о том, что продолжением древней Персии в каком-то смысле является арабский мир. Наряду с царством Рима-Эдома (западной цивилизацией), он находится в настоящее время «у власти».
С приходом Машиаха человечество преодолеет расщепленность своего сознания и в полной мере осознает Единство Бога.
Ранняя история Мидии
В конце II — начале I тысячелетия до н. э. в Северном Иране появляются ираноязычные племена, которые с IX в. под названием мидян начинают упоминаться в ассирийских надписях. Но население наиболее развитых земледельческих областей Северо-Заиадного Ирана в то время не было ещё ираноязычным. Ассирийцы в своих военных походах захватывали здесь большое число квалифицированных ремесленников в качестве военнопленных и использовали их на строительных работах. В VIII в. до н. э. ассирийцы проникают дальше на восток и ведут грабительские походы против мидийских племён, большинство которых было ещё кочевыми и полукочевыми.
В период временного упадка Ассирии, в начале VIII в. до н. э., ряд походов на территории современного Южного Азербайджана и Иранского Курдистана совершали и урартские цари; однако им не удалось прочно закрепиться в районах южнее озера Урмия. В VIII в. местные племена были здесь объединены довольно значительным царством Мана, которое успешно отражало попытки как Урарту, так и Ассирии овладеть приурмийским районом.
Часть ираноязычных мидийских племён начинает оседать в районах к востоку от гор Загра уже с начала I тысячелетия до н. э. другие племена оставались кочевниками и полукочевниками. Потребности самообороны против ассирийских войск содействовали оформлению в Мидии племенного союза. Согласно преданию, сохранившемуся у древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.), объединителем мидийских племён являлся некий Дейок, которого под именем Дайаукку упоминают и ассирийские анналы (летописи) в конце VIII в. до н. э., сообщающие о захвате его в плен.
Ассирийские источники рисуют Мидию разделённой на множество мелких и мельчайших территорий с различным по своему этническому составу населением. На этих территориях, повидимому, начинает уже возникать классовое общество, хотя племенные связи ещё долго продолжают сохранять своё значение. Во главе этих территорий стояли царьки и вожди, между которыми часто происходили столкновения. Одним из таких владетелей, подчинённых к тому же царству Мана, был и Дайаукку. Однако единство племенного союза сохранялось, и при случае мидийские племена могли выступать довольно сплочённо; определённые вожди возглавляли в таком случае весь союз племён.
В течение VIII в. Ассирии удалось формально подчинить себе почти всю Мидию, однако её попытки собирать дань (преимущественно лошадьми) наталкивались на ожесточённое сопротивление мидян. Около 673 г. в Мидии вспыхнуло большое восстание, поддержанное скифами. Киммерийцы, как полагают некоторые исследователи, во главе со своим вождём Теушпой, упоминаемым ассирийскими анналами, также примкнули к мидийскому племенному союзу. Одного из вождей мидийского восстания, Каштарити, большинство исследователей отождествляет с Фраортом, который, по Геродоту, подчинил также персидские племена и племена на северо-востоке Ирана. Мидии удалось добиться независимости.
Ассирийской державе пришлось искать союзников против мидян в лице скифских племён. Вскоре после 640 г., когда ассирийцы разгромили Эламское царство, Кир I, царёк персов, прислал дары ассирийскому царю, стремясь, вероятно, стать независимым от мидян; зависимость персов от Ассирии в то время могла быть только номинальной и для персов отнюдь не обременительной.
В связи с начавшимся ослаблением Ассирии усилился натиск мидян на запад. Однако поражение, которое нанесли мидянам скифы, бывшие в это время союзниками Ассирии, отсрочило на несколько лет гибель Ассирии. При преемнике Фраорта Киаксаре (по-ирански — Хувахштра, 625—585) мидийское наступление на Ассирию возобновилось.
К этому времени дальнейший рост имущественного неравенства, увеличение числа рабов обусловили превращение мидийского племенного союза в рабовладельческое государство. Царь Мидии Киаксар, перестроив мидийское племенное ополчение в организованное войско и опираясь на союз с Вавилонией, в 615—605 гг. окончательно уничтожил Ассирийскую державу. Он подчинил Ману, Урарту, разбил скифов; ему покорились и персидские племена.