1 i-я группа показателей объем перевозки грузов

Общие сведения о транспорте презентация

Коэффициент технической готовности парка (КТГ)

Характеризует степень готовности автомобилей для выполнения перевозок. Он может определять готовность парка за один день или другой отрезок времени.
Коэффициент технической готовности за один день определяют по формуле: 

где: Аи — количество исправных автомобилей; Ас — списочное количество автомобилей.

Пример. Парк насчитывает 17 списочных автомобилей, а технически исправных 15. Определить КТГ.

Решение. КТГ = 15:17 = 0,88.

Калькулятор

Коэффициент технической готовности за какой-либо период (неделю, месяц) вычисляют по формуле:

где: АДи — количество автомобиле-дней исправных автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Пример.
В парке числится 310 автомобилей. Требуется определить его КТГ за 5 дней, если известно, что в первый день технически исправных автомобилей было 240, во второй — 247, в третий — 248, в четвертый — 250 и в пятый — 255.
Решение.

  1. Определяем количество автомобиле-дней списочных автомобилей:310 X 5 = 1550.
  2. Находим количество автомобиле-дней исправных автомобилей:240 + 247 + 248 + 250 + 255 = 1240.
  3. Подсчитываем коэффициент технической готовности:КТГ = 1240:1550 = 0,80.

Повышение эффективности пассажирских перевозок

Повышение эффективности пассажирских автобусных перевозок достигается решением комплекса следующих организационных и экономических задач:

— систематическое
изучение пассажиропотоков на автобусных маршрутах;

— разработка на основе
материалов обследований пассажиропотоков рациональных маршрутных схем,
предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления
существующих маршрутов;

— выбор типа и
определение количества подвижного состава на маршруте;

— составление
расписания движения автобусов и графика их выпуска на линию; нормирование
скоростей движения автобусов;

— координация работы
автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта;

— направление движения
автотранспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения;

— снижение
себестоимости перевозок;

— недопущение
недобросовестной конкуренции в сфере пассажирских перевозок;

— своевременность
принятия тарифов, сбалансированная ценовая политика;

— подбор
квалифицированных кадров;

— улучшение качества дорог.

Организация работы пригородного
и городского пассажирского транспорта должна быть направлена на повышение
эффективности его работы в сочетании соблюдения интересов государства,
муниципалитета, транспортных предприятий и всех слоев населения. С решением этих
задач будет обеспечено устойчивое функционирование городского и регионального
пассажирского автотранспорта, являющегося одним из условий повышения уровня
жизни населения региона.

Просмотров 12 157

Актуальные показатели

Чтобы понять, какие статистические данные существуют по перевозкам груза и пассажирским перевозкам на различных видах средств передвижения – автомобильном, водном, воздушном, железнодорожном, необходимо обратиться к тем цифрам, которые предлагает Министерство транспорта РФ и Федеральная служба государственной статистики. Причем все данные по грузам и пассажирам следует рассматривать в динамике, так как только в этом случае можно реально оценить изменения.

Воздушные перевозки

По авиационному виду существуют следующие данные:

  • В 2000 году было перевезено 54 млрд пассажиро-километров.
  • В 2005 году этот показатель вырос до 85,8.
  • В 2010 показатель составил уже 147,1.
  • В 2015 цифра достигла отметки в 226,8 пассажиро-километров.
  • А в 2018 году пассажиропоток остановился на отметке в 286,9.

Как видно из вышеуказанных цифр, работа аэропортов в России в 2019 году существенно увеличилась, так как количество пассажиров, которые стали пользоваться их услугами существенно выросла. Так, почти за 20 лет эта цифра возросла более чем в 5 раз.

Такси

Развитие автомобильного пассажирского транспорта в России представлено в том числе и перевозками на такси. Естественно, что этот показатель развивался неравномерно. В больших мегаполисах услугами частного извоза пользуются большее количество граждан. Тогда как в небольших городках количество такси выросло незначительно.

Статистические данные аналитического центра при правительстве Российской Федерации представляются следующие цифры по исследованию рынка такси:

  • В общем, в Российской Федерации на конец 1 полугодия 2019 года действуют 441.000 разрешений на осуществление данного вида деятельности.
  • Интересно, что в 2018 году цифра была не существенно ниже и составляла всего лишь 429.000 подобных лицензии.
  • А вот в 2017 году этот показатель был выше и составлял 467.000 лицензий на осуществление деятельности таксоизвоза.

Поэтому за 3 года можно отметить снижение действующих лицензий в этой сфере извоза приблизительно на 5%.

Если говорить по регионам, то за эти 3 года показатели увеличили только:

  • Южный федеральный округ – с 52.000 до 62.000 лицензий.
  • Центральный федеральный округ со 158.000 до 174.000.
  • Все остальные регионы продемонстрировали снижение активности в этой сфере деятельности.

Железная дорога

Что касается железнодорожного пассажирского транспорта, то статистические данные здесь выглядят следующим образом:

  • В 2000 году объем составляет 167,1 миллиарда пассажиро-километров.
  • В 2002 году снизился до 152,9.
  • В 2004 году начал расти и составил 164,3.
  • В 2006 достиг 177,8 млрд пассажиро-километров.
  • В 2008 немного упал – 175,9 млрд пассажиро-километров.
  • В 2010 составил 138,9.
  • В 2012 – 144,6.
  • В 2014 – 130.
  • В 2016 еще меньше – 124,6.
  • В 2018 году составил 129,5 миллиарда пассажиро-километров.

Как видно, железнодорожный вид за все 18 лет испытывал постоянные колебания в количестве перевозимых пассажиров, но отслеживая общую тенденцию, стоит отметить, что все равно за 18 лет он упал приблизительно на 23%.

Автобусы

Количество перевозимых пассажиров автобусами выглядит следующим образом:

  • 2000 год – 173,7 млрд пасс. км.
  • 2005 год – 142,3.
  • 2010 год – 140,6.
  • 2015 год – 126,3.
  • 2018 год – 122,5 млрд пасс. км.

В этой области пассажирских перевозок автотранспортом в виде автобусов показатели постоянно снижались и также уменьшились за отчетный период в 18 лет приблизительно на 25%.

Водный транспорт

Если рассматривать пассажирский водный (речной) транспорт, то статистика здесь выглядит следующим образом:

  • В 2000 году количество перевозок 1 млрд пасс.км.
  • Затем эта цифра постоянно росла и достигла своего минимума в 0,5 млрд пасс.км. с 2014 по 2015 год включительно.
  • В 2018 году показатель вырос всего до 0,6 млрд пасс.км., но так и не дотянулся до уровня 2000 года.

Описание групп показателей качества перевозок

На данный момент показатели качества формуют следующие три основные группы в соответствии с характеризуемыми ими свойствами грузовых перевозок:

  1. Показатели своевременности выполнения перевозки — представлены показателями, которые характеризуют соблюдение назначенного срока перевозки груза, регулярность прибытия груза и срочность перевозки груза.
  2. Показатели сохранности перевозимых грузов, которые состоят из показателей перевозки грузов без потерь, без повреждений, без пропажи, без загрязнения.
  3. Экономические показатели — это показатели, которые характеризуют общие или элементные затраты, обусловленные выполнением перевозки в целом или отдельных работ, направленных на доставку груза.

Показатели грузовой перевозки к назначенному сроку характеризуют свойства перевозки, которые обусловлены точностью прибытия груза к заранее установленному моменту времени. Таковыми, например, являются отклонение прибытий груза от назначенного срока и его превышение.

Показатели регулярности прибытия груза характеризуют свойства перевозки, которые обусловлены частотой поступлений груза за заранее установленный отрезок времени. Таковыми, например, являются среднее и минимальное число прибытий груза за единицу времени, время между поступлениями груза.

Показатели срочности грузовой перевозки характеризуют свойства перевозки, которые обусловлены временем нахождения груза в движении или скоростью его перемещения. Таковыми, например, являются нормативное, среднее и максимально допустимое время перевозки груза.

Показатели грузовой перевозки без потерь направлены на оценку сохранения одинаковой массы груза во время перевозки. Данные показатели (например, удельные потери груза и их стоимость), в первую очередь, должны использоваться в отношении насыпных, навалочных и скоропортящихся грузов.

Показатели грузовой перевозки без повреждений направлены на оценку обеспечения во время перевозки сохраняемости и пригодности для использования грузов. Показатели этой группы (например, средний ущерб от повреждений груза) в основном предназначены для готовой продукции бытового и производственно-технического назначения.

Показатели грузовой перевозки без пропажи (например, доля пропажи грузов при перевозке) направлены на оценку сохранения одинакового числа мест груза во время перевозки. Показатели грузовой перевозки без загрязнений (например, доля посторонних примесей в грузе) направлены на оценку сохранения чистоты перевозимого груза.

Помимо всего прочего, при оценке уровня качества грузовых перевозок в условиях рыночной экономики нужно учитывать экономические показатели. С их помощью можно получить представление об эффективности грузовых перевозок. С этой целью могут быть использованы такие показатели, как удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта, удельные полные расходы на доставку груза, затраты на выполнение складских и погрузочно-разгрузочных работ, удельный вес транспортных издержек в себестоимости продукции (товара).

Таким образом, в настоящее время разработана целая система показателей качества грузовых перевозок. Они используются как самими грузоперевозчиками, так и их клиентами — грузовладельцами. Главное предназначение этих показателей состоит в повышении качества грузовых перевозок, что должно за собой повлечь повышение общей экономической эффективности для всех участников экономического процесса (это найдет отражение в показателях прибыли, издержек, потраченного времени и т. п.).

Коэффициент — использование — пробег

Коэффициент использования пробега представляет собой отношение полезного пробега ( с грузом или пассажирами) к общему пробегу за тот же период.  

Коэффициент использования пробега представляет собой отношение пробега с грузом ( для автобусов и легковых автомобилей с пассажирами) ко всему пробегу автомобиля.  

Коэффициент использования пробега Р в автобусных парках близок к единице.  

Коэффициент использования пробега зависит от: взаиморасположения автотранспортных предприятий, грузообразующих и грузопогло-щающих пунктов; направления грузопотоков ( наличия грузопотоков, позволяющих использовать порожние пробеги подвижного состава); структуры грузопотоков ( несмотря на наличие встречных грузопотоков, порожний пробег подвижного состава не может быть использован из-за несовместимости грузов: нельзя перевозить, например, на одном и том же подвижном составе в одну сторону нефтепродукты в бочках, а в другую — пищевые продукты); состава автомобильного парка ( например, пробег подвижного состава со специализированными кузовами может быть, как правило, использован только в одном направлении), качества оперативного суточного планирования работы подвижного состава.  

Коэффициент использования пробега определяется отношением пробега с грузом за сутки к общему количеству пройденных километров.  

Коэффициент использования пробега представляет собой отношение полезного пробега ( с грузом или пассажирами) к общему пробегу за тот же период.  

Коэффициент использования пробега определяют делением пробега с грузом или пассажирами на общий пробег. Для грузовых автомобилей этот коэффициент зависит от размещения погрузочно-разгрузочных пунктов и организации работы на линии.  

Коэффициент использования пробега повышают путем улучшения организации диспетчерской службы, разработки рациональных маршрутов, смены водителей на линии, развития грузовых автостанций и других мер сокращения пробегов автомобиля без груза.  

Коэффициент использования пробега повышают путем улучшения организации диспетчерской службы, разработки постоянных маршрутов, смены шоферов на линии, развития грузовых автостанций и других мер сокращения пробегов автомобиля без груза.  

Коэффициент использования пробега характеризует степень использования автомобиля с грузом и без груза.  

Коэффициент использования пробега зависит от качества планирования и руководства церевозочным процессом.  

Коэффициент использования пробега представляет собой отношение пробега с грузом ( для автобусов и легковых автомобилей — с пассажирами) ко всему пробегу автомобиля.  

Коэффициент использования пробега автомобиля равен отношению пробега автомобиля с грузом к общему пробегу автомобиля за определенный период времени.  

Коэффициент использования пробега автомобилей увеличился с 0.5 до 0.92. Все это позволяет резко увеличить производительность подвижного со стэва и высвободить значительное количество автомобилей для других перевозок.  

Коэффициентом использования пробега называется отношение пробега автомобиля с грузом или пассажирами к общему пробегу. Он может быть подсчитан как для одного автомобиля, так и для всего автотранспортного предприятия, за день или за определенный период.  

Слайд 14Показатели технического нормированияТехнические нормы выражаются в виде определенной системы показателей: суточные

количественные показатели — план погрузки, норма выгрузки, прием и сдача поездов

и вагонов по стыковым пунктам, норма сдачи порожних вагонов по регулировочному заданию, размеры движения поездов по участкам, работа вагонного парка и вагоно-километры пробега вагонов; качественные показатели — оборот вагона, скорости движения поездов и т.д.; показатели обеспечения плана перевозок — рабочий парк вагонов в целом и по категориям, эксплуатируемый парк локомотивов по видам тяги, резервы вагонного и локомотивного парков, лимиты топливно-энергетических ресурсов; расчетные показатели — число отправленных по техническим станциям транзитных вагонов; число технических станций, проходимых вагоном за время оборота; вагонное плечо; коэффициент местной работы; доля простоя вагонов в порожнем состоянии на станциях погрузки-выгрузки. Технические нормы эксплуатационной работы устанавливаются по общему рабочему парку вагонов и его категориям, а также по роду подвижного состава.

Группы показателей работы транспорта

Любой вид транспорта располагает своей собственной системой показателей, которая сложилась исторически и отражает его уникальность и неповторимость, учитывает технико-экономические и другие особенности. Однако многие показатели являются общими для всех видов транспорта. Условно их можно разделить на следующие группы:

показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы

— объем перевозок грузов и пассажиров.

— грузо- и пассажирооборот,

— приведенный грузооборот,

— объем отправления,

— объем прибытия

показатели материально — технической базы

— протяженность путей сообщения,

— густота сети,

— суммарная грузоподъемность или тоннаж транспортных единиц,

— суммарная энергетическая мощность активных транспортных единиц,

— пропускная и провозная способность элементов транспортной сети

3. показатели эксплуатационной работы

— средняя грузонапряженность,

— средняя дальность перевозок,

— скорость доставки грузов,

— использование грузоподъемности подвижного состава,

— время оборота подвижного состава,

— среднесуточный пробег подвижного состава

4. показатели экономической эффективности и финансовые

— себестоимость перевозок,

— производительность труда,

— фондоотдача,

— фондоемкость,

— доходы,

— расходы,

— прибыль,

— рентабельность

Некоторые показатели 1-3 групп будут рассмотрены ниже, а показатели 4 группы рассматриваются в дисциплине «Экономика отрасли».

Динамика и структура

Как видно, в России имеются пассажирские и грузовые перевозки всеми видами транспортных средств. Но, учитывая особенности географии, развиты они неравномерно. Так, например, деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта в некоторых регионах из-за суровых климатических условий в зимний период затруднена. Это же касается и автомобильного транспорта в условиях Крайнего Севера.

Если рассматривать, какой вид транспорта перевозит наибольшее количество пассажиров в стране, то это однозначно железнодорожный. На втором месте идет автобусный. Но здесь стоит учесть, что функционирует он на коротких расстояниях, совершая преимущественно междугородние перевозки, как правило, в пределах 1 области.

По своей динамике, как видно из статистики, развивается исключительно авиационный воздушный транспорт, который нарастил более, чем в 4 раза количество перевозимых пассажиров. Все же остальные сферы показали спад, причем весьма существенный, до 5 раз.

Показатели транспортной инфраструктуры

Грузо- и пассажиронапряженность (ε) — характеристика степе­ни загрузки работой определенного участка транспортной сети (т-км/км):

где LЭКСПЛ длина эксплуатационной сети, на которой осуществ­ляются перевозки. Грузо- и пассажиронапряженность — очень важный показатель, дающий основу для определения возможностей повышения про­пускной и провозной способностей сети. Если значение этого по­казателя велико то это означает, что идет интенсивная эксплуатация (использова­ние) участка сети. Чрезмерное увеличение значения данного по­казателя лишает сеть резерва по пропуску дополнительных транс­портных средств, а следовательно, усложняет работу транспорта на данном участке. В таких ситуациях возможна или необходима реконструкция сети путем строительства дополни­тельных участков в том же направлении, расширения дорог и других мероприятий. Малое значение данного показателя говорит о неэффективности использования участка сети, что может служить основанием для закрытия данного направления. Железнодорожный транспорт России работает с большой груз и пассажиронапряженностью, достигающей величины 15,5 миллионов приведенных т-км/км (для сравнения: на автомобильном транспорте этот показатель составляет 0,8 млн приведенных т-км/км), что не позволяет некоторым железным дорогам пропускать поезда с повышенной скоростью из-за отсутствия резервов по пропускной способности. Объединение грузовой и пассажирской работы в их абсолютных величинах несколько неправомерно, поэтому применяют понятие приведенной продукции с использованием коэффициента приведения грузовой работы к пассажирской. Один из основных показателей транспортной инфраструктуры это плотность (густота) транспортной сети. Плотность транспортной сети – это основная характеристика, определяющая состояние транспортной инфраструктуры. Протяженность путей сообщения на определенной территории, измеряется в км/кв. км. Плотность транспортной

сети (P) отражает транспортную обеспеченность территории и определяется отношением протяженности сети путей сообщения (L) к площади территории на которой распологаются эти пути сообщения (S).

Lэ – протяженность эксплуатационной линии; S – площадь территории.

При определенной плотности транспортного пространства напряженность транспортного процесса зависит от пропускной способности транспортной инфраструктуры, то есть количества транспортных средств, которые перемещаются через определенную область транспортной инфраструктуры в единицу времени, ед./ч.

Показатель транспортной обеспеченности населения от­ражает уровень транспортного обслуживания хозяйственных объектов и населения.

Транспортная обеспеченность населения на 10000 человек

Lэ – протяженность путей сообщений определенного региона; H – численность населения региона.

Чем выше показатель транспортной обеспеченности, тем выше обеспеченность

транспортной инфраструктуры для населения.

Государственное регулирование инфраструктуры транспорта направлено на

обеспечение безопасной, эффективной, качественной деятельности всех видов транспорта. Это регулирование предполагает сочетание Административных, экономических методов воздействия на субъекты транспортного процесса, неотъемлемой частью которого является транспортная инфраструктура.

Организация системы государственного регулирования и государственной поддержки деятельности предприятий транспортной инфраструктуры предполагает создание управляющих структур, распределение между ними функций и полномочий и определение порядка их взаимодействия на федеральном и региональном уровнях.

На федеральном уровне система государственного регулирования транспорта представлена Министерством транспорта, Федеральными Агентствами (по ви —

дам транспорта), Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и региональными органами. Регулирование деятельности предприятий в регионах осуществляется местными органами, неадминистративными хозяйственно-финансовыми структурами и координационными органами.

Управление транспортной инфраструктурой предполагает:

— развитие на единых базовых принципах правовых основ транспортной деятельности;

— координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта;

— согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной инфраструктуры и координацию транспортных властей регионов;

— регулирование межвидовой конкуренции;

— согласование интересов и объединение усилий государственных органов.

Скорость транспорта

Различают три вида скорости транспорта: скорость доставки (сообщения), техническую и эксплуатационную скорость.
Техническая скорость – средняя скорость движения подвижного состава за промежуток времени, определяется конструктивными особенностями транспортного средства.

Эксплуатационная скорость – средняя скорость движения подвижного состава с учетом остановок, связанных с технологией организации транспортно-логистического процесса (учитывает время на погрузку, разгрузку, сортировку, маневровые работы и другие транспортные операции).

Скорость доставки (скорость сообщения) – это средняя скорость перемещения груза или пассажиров из начального пункта отправления до конечного пункта назначения. Этот вид скорости учитывает все плановые и внеплановые остановки и простои транспорта, а также время операций по погрузке и разгрузке. Понятие применяется не только для одновидовых, но и для смешанных перевозок.

Таким образом, скорость доставки зависит не только от конструктивной скорости подвижного состава, но и от эффективности организации транспортно-логистического процесса, в том числе в смешанном сообщении.

Если за 1 принять скорость доставки груза железнодорожным транспортом, то для прочих видов транспорта она будет в следующих пределах:

  • авиационный транспорт – от 1,5 до 3;
  • автомобильный транспорт – от 1,8 до 2;
  • водный транспорт – от 0,6 до 0,7.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

мероприятия в области транспорта порождают внетранспортный эффект, который проявляется не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе. Соответственно, оптимальная система показателей эффективности грузовых автомобильных перевозок позволит объективно оценить и в дальнейшем повысить эффективность как отдельного транспортного предприятия, так и транспортной отрасли в целом, что в итоге отразится на результатах функционирования всего народного хозяйства;

полученные результаты могут быть использованы при анализе, диагностике эффективности грузовых автомобильных перевозок, при управлении перевозочным процессом. В зависимости от целей и масштабов исследования можно опираться на ту или иную из предложенных классификаций (подходов);

Эффективность является мерой как экономичности, так и результативности использования ресурсов — труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации и т.д. — при производстве товаров и услуг, удовлетворяющих запросам и требованиям потребителей. Ее изучение может стимулировать улучшение текущей деятельности предприятия, внедрение и функционирование системы контрольных показателей которая поможет повысить производительность труда на 5-10% без внедрения дополнительных организационных изменений. Таким образом, правильно подобранная система показателей эффективности помогает устанавливать реалистичные цели и контрольные точки для диагностики результатов деятельности в процессе развития транспортного предприятия. Исследование произведено под руководством к.э.н. Стринковской А.С.

Список литературы

Горев, А.Э. Грузовые автомобильные перевозки : учеб, пособие / А.Э. Горев. — 5-е изд., испр. -М.: Академия, 2008. -288 с.

Стринковская А.С. Диагностический анализ результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий в условиях нестабильной бизнес-среды // Архитектура, строительство, транспорт : Материалы Международной научн о- практической конференции (к 85-летибю ФГБОУ ВПО « СибАДИ»), — Электр, дан. — Омск. СибАДИ. 2015.

Стринковская А.С., Григорьева А.А. Рынок грузовых автотранспортных услуг: проблемы, тенденции //Архитектура, строительство, транспорт : Материалы Международной научно-практической конференции (к 85-летибю ФГБОУ ВПО « СибАДИ»), — Электр, дан. — Омск, СибАДИ, 2015.

Туревский, И.С. Автомобильные перевозки: учеб, пособие / И.С. Туревский. — М.: ИНФРА-М. 2009.-224 с.

УДК 336.2

Предыдущая     Оглавление     Следующая

Количество показов: 3329

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: