Влияние выразительного чтения на воспитание нравственных чувств учащихся

Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников

Стадии работы над выразительным чтением младших школьников

Процесс формирования навыков выразительного чтения у учащихся младших классов происходит в несколько основных стадий:

  1. На первой стадии, которая проходит в первый год обучения ребенка в школе, развиваются навыки постановки интонации и пауз. Это реализуется вместе с обучением ребенка грамоте и чтению. Дети учатся разделять свою речь и литературные тексты на отдельные высказывания – предложения. Это предполагает обязательные паузы. Также, предложения зачитываются с понижением интонации в его конце. Именно эти два компонента выразительного чтения развиваются с самого начала школьного обучения.
  2. На второй стадии, дети обучаются постановке логического ударение. Это происходит тогда, когда ребенок уже достаточно хорошо читает, владеет интонацией в речи. В этот период, ребенок может прочесть целое предложение и связный текст. Постановка логического ударения предполагает выбор ударного слова в предложении.
  3. Обучение движению голоса по звукам различной высоты, постановка вопросов и восклицаний. Дети читают тексты с вопросительными и восклицательными предложениями, учатся правильно воспроизводить мелодию вопроса и восклицания. Такое произношение гораздо сложнее усваивается детьми, нежели простое повествование. В этой связи, необходимо применять дополнительные упражнения, ориентированные на развитие речевой мелодии ребенка: вопросительной и восклицательной.
  4. Ускорение темпа и ритма речи. Это происходит тогда, когда дети переходят к чтению произведений с нарастанием или скорой сменой событий. В этот же период происходит закрепление навыков постановки логического ударения, интонации, мелодии речи, соблюдение правильного темпа и ритма речи.
  5. Подготовка к чтению простых текстов: самостоятельно и выразительно. На этой стадии, учащиеся обучаются самостоятельно определять последовательность и смысловые связи между всеми частями текста, осмысление поступков его героев. Также, учащиеся составляют план литературного произведения, конспектируя тезисами его основные мысли. Это упрощает его восприятие.
  6. Анализ литературного произведения и его подготовка к самостоятельному выразительному чтению учащимся. Здесь, учащиеся уже полноценно осознают смысл текста и могут полноценно применить все компоненты выразительного чтения для преподнесения текста слушателям.

Работа по формированию навыков выразительного чтения обязательно должна иметь индивидуальную ориентацию т.е. к каждому ребенку должен быть применен особый подход. Это обусловлено тем, что развитие детей неодинаково. Особенно, если учесть, что навыки выразительного чтения неразрывно связаны с познанием и мышлением ребенка. А оно может иметь свои особенности функционирования у каждого дошкольника.

Развитие выразительного чтения, также, невозможно без выработки правильного дыхания. Оно должно быть реберно-диафрагматичным. Детей необходимо обучить дышать так, чтобы чтение носило плавный характер и не прерывалось остановками дыхания. Ребенок должен уметь экономно тратить свои воздушные ресурсы и своевременно их пополнять, делая это незаметно для аудитории слушателей.

Практические задания для развития выразительного чтения

Выразительное чтение – это процесс передачи содержания текста через интонацию, ритм, темп и силу голоса. Для развития навыков выразительного чтения существуют различные практические задания, которые помогут новичкам освоить эту технику и стать более уверенными в ораторском и актерском искусстве.

1. Изучение текста

Перед началом чтения текста необходимо тщательно изучить его

Важно понять содержание, настроение и цель автора. Необходимо определить ключевые фразы и выделить акценты, которые нужно будет подчеркнуть при чтении

2. Расстановка пауз

Соотношение пауз и слов – один из важных аспектов выразительного чтения. Паузы помогают дать слушателям время для осмысления информации и создают напряжение. При чтении текста необходимо правильно расставлять паузы между частями предложений, а также внутри них.

3. Варьирование темпа чтения

Темп чтения – это скорость, с которой мы произносим слова

Варьирование темпа помогает создать эмоциональную окраску текста и привлечь внимание слушателей

Некоторые части текста можно прочитать быстрее, чтобы передать быстроту действия или напряжение, а другие – медленнее, чтобы подчеркнуть важность и значимость информации

4. Использование интонации

Интонация – это изменение высоты и силы голоса при чтении. Она помогает выразить эмоциональное состояние персонажей, передать их настроение и отношение к происходящему. Необходимо уметь использовать различные интонационные модуляции, такие как повышение голоса в конце вопросительного предложения или понижение голоса для выражения сомнения или грусти.

5. Работа над дикцией и произношением

Хорошая дикция и четкое произношение – это основа выразительного чтения

Необходимо уделить внимание правильному произношению звуков, четкости артикуляции и интонационным характеристикам языка. Практические задания на улучшение дикции и произношения могут включать произношение скороговорок, работу над труднопроизносимыми словами и фразами, а также чтение стихотворений на заданный темп и ритм

Такие практические задания помогут развить навыки выразительного чтения и сделать речь более выразительной и убедительной. Они требуют постоянной практики и самоконтроля, но результаты будут заметны уже после нескольких тренировок.

Развитие навыков выразительного чтения через заучивание стихов наизусть

Организация: MКДОУ №230

Населенный пункт: Кировская область, г. Киров

Готовясь к очередному развлечению, празднику, конкурсу все чаще замечаем, что речь наших детей невыразительна, монотонна. Возникает потребность пересмотра подходов для развития навыков выразительности речи дошкольников.

Ведущая идея педагогической деятельности: научить детей передавать исполнительский эмоциональный отклик, отношение к заученному стихотворению.

Цель: развивать навыки выразительного чтения через заучивание стихов наизусть.

Достижение поставленной цели вижу через решение следующих задач:

  • сформировать навыки техники речи, интонационной выразительности,
  • развивать поэтический слух,
  • воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям.

Для решения поставленных задач, мною создана развивающая среда:

  • собрана картотека стихов, скороговорок, загадок, пословиц;
  • в группе есть «Книжный уголок», в котором постоянно обновляются тематические подборки книг разных поэтов и писателей;
  • подобран демонстрационный и наглядный материал для постановки звуков у детей;
  • оформлены альбомы с иллюстрациями к литературным произведениям, портретами поэтов, писателей.

Приемы, используемые для формирования выразительности речи:

  • образец выразительно чтения произведения педагогом,
  • пример выразительно чтения ребенком,
  • характеристика персонажей, помогающая подобрать нужную интонацию,
  • словесные игры, упражнения для формирования навыков выразительного чтения,
  • игры – драматизации, инсценировки,
  • индивидуальное заучивание стихов для выступления перед зрителями.

* Подготовительным этапом в овладении навыками выразительного чтения является:

  • выработка правильного дыхания (задерживание дыхания со счетом, контроль движения диафрагмы: «Замри», «Не дыши», «Засада»),
  • голоса («Произнеси плавно и протяжно звук», «Эхо», «Угадай-ка», «Чей голосок»),
  • дикции (упражнения артикуляционной гимнастики.).

* На следующем этапе работаем:

  • над мелодикой речи («Голос поднимается и спускается с горки», «Дирижеры», «Вопрос-ответ»), тембром («Барабанщики», «Разведчики»),
  • ритмом («Быстро-медленно», «Прохлопай», «Протопай», «Хоровод»),
  • тембровой окраской голоса («Угадай, чей голосок?»),
  • логическим ударением (выделения главных слов в строчке, «Кто твой сосед?»).

Данная работа проводится и в режимные моменты, и во время свободного общения взрослых с детьми, и непосредственно на занятиях.

Результатом работы становится выступление детей на утренниках, конкурсах. Это участие в городском детско–юношеском конкурсе чтецов «Театральная весна 2018», 2 место в районном конкурсе чтецов «Вечной памятью живы» (2018г.), 2 место в районном конкурсе чтецов «Природа – это дом, в котором мы живем»(2017), победа в районном смотр — конкурс детской художественной самодеятельности «Цветик-семицветик», посвященному 70 годовщине Великой Победы (2015г.), победа в конкурсе «Во славу Отечества», проходившем в МКДОУ №230 (2015г.).

В результате работы, я пришла к выводу, что развитие навыков выразительного чтения через заучивание стихов наизусть помогло моим воспитанникам в работе над совершенствованием своей речи, развитию поэтического слуха, воспитанию эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям. Дети стали артистичны, уверенны в себе. Это способствовало хорошей адаптации и успешному обучению в школе.

Опубликовано: 27.04.2018

Ключевые слова в тексте при обучении школьников выразительному чтению

Выделение ключевых слов, на которых следует делать акцент во время художественного чтения, может быть сложным для младших школьников. Чтобы помочь им в этом, произведение нужно разобрать по предложению, в каждой фразе выделяя главные по смыслу слова

Прочитав первое предложение текста, спросите у ребенка: «Какое слово здесь самое важное по смыслу?» и предложите прочесть фразу, поставив на ключевом слове ударение

Умение выделять ключевые слова и понятия в тексте будет полезно также при изучении риторики и искусства публичной речи, ведь этот навык помогает удержать внимание зрителей и четко передать свою мысль, не отвлекаясь на ненужные детали

Упражнения:

1. Интонация конца предложения (.) – голос вниз; интонация вопросительного предложения (?) – голос вверх; интонация восклицательного предложения (!) – голос вверх.
2. Однородные члены предложения: на каждый член предложения падает логическое ударение, после каждого члена предложения – пауза. (Проказница Мартышка,/Осёл,/ Козёл/ да косолапый Мишка / затеяли сыграть квартет.)
3. Интонация выделения – / пауза, голос вверх, пауза /. (Море, / лениво вздыхающее
у берега, / уснуло и неподвижно вдали.) Используется при обособлении.
4. Интонация противопоставления. Первая часть предложения – голос вверх, долгая пауза, к концу второй части голос понижается. (Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.) Противопоставление двух частей достигается логическим ударением на антонимах. (Любишь кататься – люби и саночки возить.)
5. Вводные слова и предложения – ускоренное чтение всего предложения.
6. Обращение: 1) в начале предложения: логическое ударение и пауза (Друзья мои,/ прекрасен наш союз!); 2) в середине предложения – логическое ударение, пауза после обращения (Не шуми ты, рожь, / спелым колосом.); 3) в конце предложения – пауза перед обращением, логическое ударение (Чего тебе надобно, / старче?).
7. Интонация пояснения используется там, где есть знак «двоеточие»: в сложном бессоюзном предложении к концу первого предложения голос понижается, долгая пауза.

Интонацию можно графически изобразить на пунктуационных схемах. Например, интонационная схема при обращении; О, /….

Речевые звенья, логическая пауза

Наша речь всегда разделена остановками (паузами) на группы слов, связанных между собой по мысли – это речевые звенья, а паузы между ними – это логические паузы.

  • Логические паузы отделяют группу подлежащего от сказуемого. (Кислая и очень полезная ягода клюква / растёт на болотах.)
  • Логическая пауза – перед соединительными союзами и , или, да ( и) – даже если нет запятой. (Кислая / и очень полезная ягода клюква.)
  • После точки – всегда длительная пауза.
  • Логические паузы – при обратном порядке слов, инверсии. (Приятна мне / твоя прощальная краса. //)

Неправильно сделанная логическая пауза искажает смысл прочитанного и разрушает эстетическое впечатление. (Дети начальной школы могут так прочитать: «.. .Пришла, / рассыпалась, клоками /, повисла на суках дубов».) Логическая пауза вносит порядок в
речь читающего, приучает его владеть собой и, не торопясь, переходить от одного речевого звена к другому.

Особенности, преимущества и техники

Речитативное чтение — это специфический способ чтения, который акцентирует внимание на воспроизведении текста с особым выразительным интонационным подходом. В отличие от обычного чтения, речитативное чтение требует от читающего умения передавать эмоции и создавать особую атмосферу, воспроизводя текст таким образом, чтобы он звучал живо и привлекал внимание слушателей

Основные особенности речитативного чтения:

Интонация. Речитативное чтение предполагает использование разнообразных интонаций для передачи эмоций и тонких нюансов текста
Читающий должен четко выделять ключевые моменты и акцентировать внимание на них.
Ритм

В речитативном чтении важно соблюдать определенный ритм и темп, чтобы текстом можно было легко и понятно воспринимать.
Выразительность
Чтение должно быть выразительным и запоминающимся. Читающий должен использовать различные интонационные приемы, чтобы передать настроение текста и вызвать соответствующие эмоции у слушателей.

Преимущества речитативного чтения:

  • Привлекательность. Речитативное чтение обладает высокой привлекательностью для слушателей, поскольку позволяет оригинальным образом представить текст и передать его эмоциональную составляющую.
  • Вовлечение аудитории. Речитативное чтение создает атмосферу участия и активного взаимодействия с аудиторией. Слушателям интересно следить за интонационными изменениями и воспринимать текст как живое и динамичное произведение.
  • Развитие навыков коммуникации. Чтение научителям и ученикам речитативному чтению помогает развить навыки коммуникации и выразительности речи. Это особенно полезно при работе над проектами и выступлениями перед большой аудиторией.

Техники речитативного чтения:

  1. Акцентирование ключевых слов и фраз. Подчеркивание главных моментов текста поможет установить формулу чтения.
  2. Использование пауз и темпа. Способы приостановки и акцентирования позволяют добавить выразительности и напряженности в чтение.
  3. Изучение текста перед чтением. Прежде чем начать чтение вслух, полезно подробно изучить текст, выделить ключевые моменты и сделать заметки для себя.
  4. Использование жестов и мимики. Для полного погружения аудитории в историю, читающий может использовать жесты и мимику, чтобы передать эмоции и выразить настроение текста.

Речитативное чтение — это отличный способ придать живость и выразительность обычному тексту. Этот метод чтения позволяет создавать эмоциональные и запоминающиеся исполнения, которые заживо передают смысл и настроение произведений.

Основные принципы выразительного чтения

Выразительное чтение — это искусство передачи смысла и эмоций текста через голос и интонацию. Основной целью выразительного чтения является увлечение аудитории и передача ей полного понимания и эмоционального вовлечения в произведение. В данной статье мы рассмотрим основные принципы выразительного чтения, которые помогут вам овладеть этим умением.

1. Понимание текста

Перед тем, как начать выразительное чтение, необходимо полностью понять содержание и смысл текста. Только когда вы сами в полной мере понимаете происходящее в тексте, вы сможете передать это понимание другим

Важно разобраться в характерах персонажей, взаимоотношениях между ними и основных моментах сюжета

2. Интонация и ритм

Выразительное чтение включает в себя использование различных интонаций и ритмов для передачи эмоций и акцентирования важных моментов текста. Интонация должна быть естественной и соответствовать эмоциональному состоянию персонажей или ситуации. Ритмические паузы и акценты помогают выделить ключевые моменты и подчеркнуть важные слова или фразы.

3. Голосовые характеристики

Выразительное чтение также включает работу с голосом, чтобы передать различные эмоции и характеры персонажей. Голосовые характеристики включают тембр, громкость, скорость речи, паузы и даже акценты. Используйте свой голос, чтобы отразить эмоциональное состояние персонажей и создать атмосферу текста.

4. Физическая выразительность

Физическая выразительность — это использование жестов, мимики и телодвижений для усиления эмоциональной передачи текста. Правильно подобранные жесты и мимика могут помочь аудитории лучше понять эмоциональное состояние персонажей и создать более полную картину происходящего.

5. Практика и самоконтроль

Как и во всех искусствах, выразительное чтение требует практики и самоконтроля. Постоянно работайте над своими навыками, записывайте и переслушивайте свои чтения, анализируйте свои ошибки и улучшайте свои выступления. Будьте внимательны к своему голосу, интонациям и физической выразительности, чтобы постепенно становиться более мастером в этом искусстве.

Следуя этим основным принципам выразительного чтения, вы сможете передать эмоциональное и содержательное значение текста своей аудитории. Не забывайте, что выразительное чтение — это не только навык, но и искусство, которое можно развивать и совершенствовать на протяжении всей жизни.

Применение выразительного чтения в педагогической практике

Выразительное чтение — это методика, которая позволяет развивать навыки голосового искусства и коммуникативные умения у детей. Она активно используется в педагогической практике, так как помогает улучшить понимание прочитанного и развивает речевые способности учащихся.

Применение выразительного чтения в педагогической практике находит свое применение в различных областях обучения, включая литературу, искусство, иностранные языки и коммуникацию. Вот некоторые из основных преимуществ использования этой методики:

1. Развитие навыков коммуникации

Выразительное чтение позволяет учащимся освоить такие навыки коммуникации, как выражение эмоций, использование ритма и интонации, а также умение удерживать внимание аудитории. Это особенно полезно для детей, у которых есть проблемы в общении или для тех, кто хочет улучшить свои навыки выступления перед публикой

2. Улучшение понимания текста

Выразительное чтение помогает учащимся погрузиться в текст и лучше понять его содержание. Через активное использование различных интонаций и выражений, дети могут лучше передать эмоциональную составляющую и смысл произведения. Это помогает им более глубоко вникнуть в прочитанный материал и увидеть его скрытые смыслы.

3. Развитие речи и словарного запаса

Выразительное чтение требует от учащихся использования разнообразной лексики, что помогает расширить их словарный запас. При активном чтении произведений с разными персонажами и ситуациями, дети вынуждены использовать разнообразные слова и выражения, что способствует развитию их речи и коммуникативных навыков.

4. Совмещение с другими областями обучения

Выразительное чтение может быть легко интегрировано в другие области обучения, такие как иностранный язык или искусство. Например, учащиеся могут заниматься чтением произведений на иностранном языке с акцентом на правильное произношение и интонацию. Или же они могут исполнять спектакль, созданный на основе литературного произведения, используя свои навыки выразительного чтения.

Таким образом, применение выразительного чтения в педагогической практике может быть очень эффективным способом развития коммуникационных и речевых умений учащихся. Этот метод помогает им улучшить свою понимание прочитанного текста, развить навыки коммуникации и расширить свой словарный запас. Благодаря своей гибкости, выразительное чтение может быть применено в различных областях обучения, что делает его незаменимым инструментом для педагогов.

Влияние выразительного чтения на развитие речи

Выразительное чтение является одним из важных компонентов развития речи у детей. Оно не только помогает улучшить технику чтения, но и способствует развитию понимания текста, активизации мыслительных процессов и формированию литературного вкуса.

Влияние выразительного чтения на развитие речи проявляется в нескольких аспектах:

1. Развитие интонационных навыков.

Выразительное чтение позволяет детям осознавать и использовать различные интонационные средства, такие как силуэтные и вокальные средства выразительности. Они учатся передавать эмоции, настроение героев и общий смысл текста через изменение интонации и громкости голоса. Это помогает им выражать свои мысли и чувства более точно и эмоционально в повседневной жизни.

2. Развитие словарного запаса.

Выразительное чтение позволяет обогащать словарный запас детей. Чтение литературных произведений различных жанров и стилей знакомит детей с новыми словами и фразами, формирует их понимание значения и контекстуального использования. Это помогает улучшить их коммуникативные навыки и способности к анализу и интерпретации информации.

3. Развитие фантазии и воображения.

Выразительное чтение стимулирует развитие фантазии и воображения у детей. При чтении они строят ментальные образы и визуализируют описываемые события и персонажей, что помогает им в развитии творческого мышления и способности представлять и проникать в мир литературы.

4. Развитие навыков анализа и критического мышления.

Выразительное чтение требует от детей анализировать литературные тексты, выявлять главную идею, составлять логические цепочки, определять отношения между персонажами и событиями. Это способствует развитию их критического мышления, умения аргументировать свои мысли и взгляды.

5. Развитие эмоционального интеллекта.

Выразительное чтение позволяет детям лучше понимать чувства и эмоции героев, сопереживать им и развивать свою эмпатию. Они учатся распознавать и надежно обрабатывать эмоциональную информацию, что помогает им лучше понимать себя и окружающих.

Таким образом, выразительное чтение играет важную роль в развитии речи у детей. Оно помогает развить интонационные навыки, расширить словарный запас, развить фантазию и воображение, научиться анализировать текст и развить эмоциональный интеллект. Все эти навыки и умения являются важными компонентами успешного общения и жизни в обществе.

Техники выразительного чтения

Техники выразительного чтения – это специальные приемы, которые помогают передать эмоциональную окраску текста, акцентировать важные моменты и создать особую атмосферу. Они играют ключевую роль в формировании выразительного чтения и способствуют лучшему пониманию и восприятию прочитанного материала.

1. Изменение темпа чтения

Изменение темпа чтения является одной из основных техник выразительного чтения. Варьируя скорость чтения, читатель может подчеркнуть срочность, напряженность или спокойствие событий в тексте

Быстрое чтение обычно используется для передачи действий, напряженных или волнующих моментов, а медленное чтение помогает подчеркнуть важность или сосредоточенность на определенных деталях

2. Использование интонации

Использование интонации – еще одна важная техника выразительного чтения. При этом читатель изменяет высоту, силу и ритм своего голоса, чтобы передать эмоциональное состояние персонажей, создать атмосферу или подчеркнуть ключевые моменты в тексте. Например, повышение высоты голоса может указывать на радость или возбуждение, а понижение — на грусть или тревогу.

3. Вариация громкости и скорости

Вариация громкости и скорости помогает читателю создать эффект напряжения или притормозить чтение в моменты интриги или важных поворотов сюжета. Читатель может увеличивать громкость голоса, чтобы подчеркнуть важные моменты, или замедлять темп чтения, чтобы подчеркнуть весомость событий. Эти изменения помогают создать эмоциональную связь с текстом и сделать чтение более увлекательным для слушателей.

4. Использование пауз

Использование пауз во время чтения является важным элементом выразительности. Паузы помогают выделить ключевые моменты и дать слушателям время для осмысления информации. Они также помогают создать силуэт текста, разделить длинные предложения на части и подчеркнуть их основные идеи. Паузы могут быть короткими или длинными, в зависимости от замысла автора и эмоционального состояния персонажей.

5. Использование жестов и мимики

Использование жестов и мимики помогает усилить выразительность чтения. Читатель может использовать руки, чтобы обозначить радость, грусть, страх или другие эмоции персонажей в тексте. Мимика лица также может передать эмоциональное состояние персонажей, помочь уловить их характер и создать связь с аудиторией. Жесты и мимика должны быть естественными и отражать содержание и настроение текста.

Эти основные техники выразительного чтения помогут читателю эффективно передавать эмоциональную окраску текста и заинтересовать слушателей. Чтение станет более интересным, наглядным и понятным, позволяя более полно насладиться литературными произведениями и эффективно воспринимать информацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: