Характерные черты драматического произведения
Драма — это жанр литературы, в котором основными элементами являются действие и конфликт, передаваемые через реплики персонажей на сцене. В драматическом произведении характерны следующие черты:
- Действие и конфликт. Главным аспектом драмы является присутствие действия и развитие конфликта между персонажами. Это может быть конфликт между отдельными персонажами или между группами персонажей.
- Диалоги и реплики. Диалоги и реплики являются основным способом передачи информации в драме. Они позволяют читателю или зрителю узнать о чувствах, мыслях, намерениях и взаимодействии персонажей.
- Отсутствие прямой рассказческой формы. В отличие от других жанров литературы, драма не использует прямую рассказческую форму. Вся информация передается через диалоги и реплики персонажей.
- Ограниченность пространства и времени. Драматическое произведение обычно происходит в конкретном месте и в определенный период времени. Это может быть помещение одного дома, городская улица или даже сцена театра.
- Средства выразительности. Чтобы создать эмоциональную и драматическую атмосферу, авторы драматических произведений используют различные средства и приемы, такие как монологи, тишина, паузы или акценты.
- Идея и темы. Драматическое произведение зачастую затрагивает важные и универсальные темы, такие как любовь, смерть, предательство, борьба за власть и др. Автор, через конфликт и действие, стремится вызвать дискуссию и задать вопросы о сущности человеческого существования.
Важно отметить, что драматический жанр может принимать разные формы и стили, от классической трагедии до современной комедии. Каждое драматическое произведение имеет свои уникальные черты, но вышеперечисленные характеристики обычно присутствуют во всех драмах
Драматический конфликт: типы и его значение для сюжета
В литературе существуют различные типы драматического конфликта:
- Человек vs человек: Это самый распространенный тип конфликта, в котором два или более персонажа соперничают или противостоят друг другу. Они могут бороться за одно и то же, иметь различные цели или противоречить друг другу в своих убеждениях.
- Человек vs сам: В этом типе конфликта персонаж сражается со своими внутренними демонами, страхами, сомнениями или противоречиями. Он может бороться с принятием решений или столкнуться с внутренними противоречиями, которые мешают ему достичь своей цели.
- Человек vs окружающая среда: В этом типе конфликта персонаж сталкивается с препятствиями из внешнего мира, такими как природа, общество, технология или другие факторы. Это может быть противоречие между человеком и природой, общественными нормами или социальными ограничениями.
Драматический конфликт имеет важное значение для сюжета драматического произведения. Он создает напряжение, конфронтацию и действие, что делает произведение интересным для зрителей
Конфликт помогает развивать персонажей, выявлять их сильные и слабые стороны, а также пробуждает эмоции и вызывает сопереживание у зрителей.
В зависимости от типа драматического конфликта, сюжет может развиваться по-разному. Например, если конфликт между персонажами остается неразрешенным, это может привести к трагическому концу для одного или нескольких героев. С другой стороны, разрешение конфликта может привести к развитию и преодолению препятствий или к созданию новых проблем и конфликтов.
В итоге, драматический конфликт является важным элементом жанра драмы, который делает произведение захватывающим, эмоциональным и увлекательным для зрителей. Он позволяет погрузиться в мир персонажей, их противоречия и их взаимодействие, раскрывая глубину человеческой природы и условий, в которых они находятся.
Драма — это жанр литературы и искусства
Слово «драма» (от греч. «действие
») употребляется в широком и узком смысле.
Отличительная особенность драмы в литературе – это способность повествовать о действиях, разворачивающихся в настоящем. Так же, как эпос, данный род литературы описывает внешнюю жизнь героев, может захватывать общий философский, политический и социальный контекст.
При этом эпос монологичен или полифоничен, а драма всегда . данный род словесности роднит самовыражения, острота и сжатость сюжета, способность передавать жизнь «здесь и сейчас».
В отличие от трагедии
, которая изображает исключительные личности в особых обстоятельствах, драма рисует типичных, обыкновенных героев в бытовых реалистических ситуациях. Это не означает, что она не может быть трагической, но у этих двух жанров разные родословные и не всегда сопоставимые друг с другом задачи.
Главные персонажи в драме: психологическая глубина и трансформация
Психологическая глубина главных персонажей в драме определяется их внутренним миром, мотивациями, страстями и противоречивыми чертами характера. Авторы драматических произведений стремятся создать глубокие и многогранные персонажи, которые вызывают у читателей или зрителей сильные эмоции и сострадание.
Трансформация главных персонажей является важным элементом драматической сюжетной линии. Она может происходить под воздействием внешних обстоятельств или внутренних конфликтов и проблем. Главные герои в драме переживают эволюцию своих чувств, мыслей и поведения, что делает их более реалистичными и живыми.
Часто в драме показывается трансформация главных персонажей как следствие их непростых жизненных ситуаций или событий, которые вызывают внутренний конфликт и принуждают героев делать сложные выборы. Их трансформация может быть позитивной, когда герой растет и меняется в лучшую сторону, либо негативной – когда герой погружается во внутренний конфликт и деградирует, отступая от своих идеалов и моральных устоев.
Трансформация главных персонажей в драме служит для создания запоминающихся образов и передачи глубоких философских идей. Она помогает показать сложность человеческой натуры и ее способность изменяться под воздействием внутренних и внешних факторов. Такие персонажи оставляют ощутимый след в уме читателя или зрителя и заставляют задуматься о смысле человеческой жизни и нравственности.
Виды драмы
Определение 2
Трагедия – жанр литературно-художественного произведения, предназначенного для постановки на сцене, в котором сюжет приводит героев в трагическому исходу.
В трагедии действительность изображается наиболее заостренно, глубочайшие конфликты реальности вскрываются в предельно насыщенной и напряженной форме. Большая часть трагедий написана стихами, произведения наполнены пафосом, отмечены суровой серьезностью. Жанром, противоположным трагедии, является комедия.
Особое распространение в литературе 18-21 веков получил жанр драмы, постепенно вытеснив трагедию. Драма противопоставляет трагедии преимущественно бытовой сюжет и стилистику, более приближенную к обыденной реальности. С появлением кинематографа драма стала одним из наиболее распространенных его жанров. Как правило, специфически драмы изображают частную жизнь человека, его социальные конфликты. Акцент при этом делается на противоречиях общечеловеческого характера, воплощенных в поступках и поведении конкретных персонажей.
Замечание 1
Драма, по мнению Б. В. Томашевского, вытесняет остальные жанры в 19 веке, при этом гармонируя с эволюцией бытового и психологического романа
Драма в качестве литературного жанра в истории литературы распадается на несколько модификаций. Например, в 17 веке была популярна мещанская драма, в 19 веке – натуралистическая и реалистическая драма, на рубеже 19-20 веков активно развивается символистская драма. В 20 веке популярностью пользуется экспрессионистская, сюрреалистская драма, драма абсурда и т.д. многие драматурги 19-20 веков применяли слово «драма» в качестве обозначения жанра своих сценических произведений.
Комедия – жанр литературного произведения, который характеризуется сатирическим или юмористическим подходом; вид драмы, где специфически разрешается момент борьбы или конфликта антагонистических персонажей.
Замечание 2
Аристотель характеризовал комедию следующим образом: «это подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде»
Первые комедии, дошедшие до наших дней, созданы в Древних Афинах, автором этих комедий является Аристофан.
Различают два вида комедии – комедию характеров и комедию положений.
Комедия характеров – это комедия, где источником смешного являются обстоятельства и события.
В комедии характеров источником смешного является суть нравов, гипертрофированная черта или недостаток, уродливая однобокость. Часто комедия характеров является сатирической, высмеивает все отрицательные человеческие качества.
Драма и высказывание персонажей
В драме решающее значение имеют высказывания персонажей
, которые знаменуют их волевые действия и активное самораскрытие, повествование же (рассказы персонажей о происшедшем ранее, сообщения вестников, введение в пьесу авторского голоса) является подчиненным, а то и вовсе отсутствует; произнесенные действующими лицами слова составляют в тексте сплошную, непрерывную линию. Театрально-драматическая речь имеет адресацию двоякого рода: персонаж-актер вступает в диалог со сценическими партнерами и монологически апеллирует к зрителям (см. ). Монологическое начало речи бытует в драме, во-первых, подспудно, в виде включенных в диалог реплик в сторону, не получающих отклика (таковы высказывания чеховских героев, знаменующие всплеск эмоций разобщенных и одиноких людей); во-вторых, в виде собственно монологов, которые выявляют потаенные переживания действующих лиц и тем самым усиливают драматизм действия, расширяют сферу изображаемого, впрямую выявляют его смысл. Соединяя диалогическую разговорность и монологическую риторичность, речь в драме концентрирует апеллятивно-действенные возможности языка и обретает особую художественную энергию.
На исторически ранних этапах (от античности до Ф.Шиллера и В.Гюго) Д., преимущественно стихотворная, широко опиралась на монологи (излияния души героев в «сценах пафоса», высказывания вестников, реплики в сторону, прямые обращения к публике), что сближало ее с ораторским искусством и лирической поэзией. В 19-20 веках склонность героев традиционно-поэтической драме «витийствовать до полного истощения сил» (Ю.А.Стриндберг) нередко воспринимается отчужденно-иронически, как дань рутине и фальши. В драме 19 века, отмеченной пристальным интересом к частной, семейно-бытовой жизни, господствует разговорно-диалогическое начало (Островский, Чехов), монологическая риторика сводится к минимуму (поздние пьесы Ибсена). В 20 веке монолог вновь активизируется в драме, обратившейся к глубочайшим социально-политическим коллизиям современности (Горький, В.В.Маяковский, Брехт) и универсальным антиномиям бытия (Ануй, Ж.П.Сартр).
Великие драматурги и их вклад в развитие жанра
В истории драмы существует множество великих драматургов, чьи произведения оказали значительное влияние на развитие и формирование этого жанра. Различные эпохи и страны внесли свой вклад в разнообразие драматических произведений, которые до сих пор остаются актуальными и впечатляют публику.
Вильям Шекспир
Один из самых известных и влиятельных драматургов всех времен – Вильям Шекспир, считается отцом английской драмы. Его произведения, такие как «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Очарованный шайтан» и «Отелло», известны своей сильной психологией персонажей, глубокими эмоциями и универсальностью тем, которые до сих пор вызывают интерес у читателей и зрителей.
Мольер
Жан-Батист Поклен де Мольер (Мольер) – французский комедиограф, великий драматург классицизма. Его произведения, например «Тартюф», «Мизантроп» и «Аварии с Лепином», характеризуются сатирой и остротой образов, а также глубоким анализом социальных конфликтов.
Уильям Шекспир
Один из самых известных и влиятельных драматургов всех времен – Вильям Шекспир, считается отцом английской драмы. Его произведения, такие как «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Очарованный шайтан» и «Отелло», известны своей сильной психологией персонажей, глубокими эмоциями и универсальностью тем, которые до сих пор вызывают интерес у читателей и зрителей.
Антон Чехов
Русский драматург Антон Павлович Чехов считается одним из величайших драматургов мира. Его произведения, такие как «Вишневый сад», «Чайка» и «Дядя Ваня», известны своей экспериментальностью, непредсказуемостью сюжета и проникновенными описаниями человеческой психологии.
Бертольт Брехт
Бертольт Брехт – немецкий драматург, режиссер и теоретик театра, который оказал значительное влияние на развитие драматического искусства. Его произведения, такие как «Трехгрошовая опера» и «Жизнь Галилея», характеризуются открытым политическим содержанием, использованием «эффекта остранения» и расставлением схематических образов для активизации мышления зрителя.
Это только небольшая часть великих драматургов и их произведений, которые оказали огромное влияние на развитие драмы как жанра. Каждый из этих талантливых авторов оставил свой след в истории и вдохновил множество поколений будущих драматургов.
Типы драмы
Драматические представления обычно делятся на определенные категории в зависимости от настроения, тона и действий, изображенных в сюжете. Некоторые популярные типы драмы включают:
- Комедия: более светлые тона, комедии предназначены для создания публика смеется и обычно приходит к счастливому концу. Комедии помещают необычных персонажей в необычные ситуации, заставляя их делать и говорить смешные вещи. Комедия также может носить саркастический характер, высмеивая серьезные темы. Есть также несколько поджанров комедии, включая романтическую комедию, сентиментальную комедию, комедию нравов и трагическую комедию – пьесы, в которых персонажи с юмором берут на себя трагедию, доводя серьезные ситуации до хэппи-энда..
- Трагедия: основанные на более темных темах, трагедии изображают серьезные предметы, такие как смерть, катастрофы и человеческие страдания, достойным и заставляющим задуматься. Персонажи трагедий, таких как Гамлет Шекспира, редко наслаждаясь счастливым концом, часто страдают от трагических недостатков характера, которые в конечном итоге приводят к их гибели.
- Фарс: Фарс, представляющий собой преувеличенные или абсурдные формы комедии, представляет собой бессмысленный жанр драмы, в котором персонажи намеренно переигрывают и используют фарс или физический юмор. Примеры фарса включают пьесу Сэмюэля Беккета В ожидании Годо и популярный фильм 1980 года Самолет! , написанный Джимом Абрахамсом.
- Мелодрама: преувеличенная форма драмы, мелодрамы изображают классических одномерных персонажей, таких как герои, героини и злодеи, которые сталкиваются с сенсационными, романтическими и часто опасными ситуациями. Примеры мелодрам, которые иногда называются «слезоточивыми», включают пьесу Стеклянный зверинец Теннесси Уильямса и классический фильм о любви времен Гражданской войны Унесенные ветром , основанный на романе Маргарет Митчелл.
- Opera: Этот разносторонний драматический жанр сочетает в себе театр, диалог, музыку и танец, рассказывая великие трагедии или комедии. . Поскольку персонажи выражают свои чувства и намерения через песни, а не диалоги, исполнители должны быть как опытными актерами, так и певцами. Определенно трагическая Богема Джакомо Пуччини и похабная комедия Фальстаф Джузеппе Верди – классические образцы оперы.
- Докудрама: это относительно новый жанр, документальные драмы – это драматические изображения исторических событий или неигровых ситуаций. К популярным примерам докудрам, которые чаще представлены в фильмах и на телевидении, чем в кинотеатрах, относятся фильмы Аполлон 13 и 12 лет рабства , основанные на написанной автобиографии. Соломона Нортапа.
Драматический музыкальный образ: что это?
Драматический музыкальный образ — это композиция или отдельный фрагмент музыки, который вызывает у слушателя чувства и эмоции, вносит в атмосферу произведения определенную напряженность и переносит его в центр происходящих событий. Для создания драматического образа автор использует музыкальные средства, такие как темп, гармонию, мелодию, динамику и т. д., чтобы передать свои мысли и чувства, а также усилить эффекты произведения на слушателя.
Драматический музыкальный образ может иметь разную степень эмоциональности и напряженности. Некоторые образы могут быть более эмоциональными и вызывать сильные чувства, а другие могут быть более спокойными и меланхоличными.
Примеры драматических музыкальных образов можно найти в классической музыке, опере, балете, мюзикле и кинофильмах. Например, «Летящий голландец» Рихарда Вагнера, «Марш императора» Иоганна Штрауса, музыка к фильму «Пираты Карибского моря» Ханса Циммера — все это примеры драматических музыкальных образов, которые умело передают эмоции и переносят слушателя в мир происходящих событий.
Таким образом, драматический музыкальный образ — это не просто набор звуков, а своего рода путешествие по миру эмоций и чувств, которое может наполнить негативом или поднять настроение, зависит от цели автора произведения.
История драматического жанра
Драматический жанр является одним из самых древних и популярных жанров искусства. Его истоки уходят в далекое прошлое и тесно связаны с развитием театра.
Первые примеры драматического искусства можно найти в Древней Греции, где были постановлены первые театральные представления. Античная драма в Греции разделялась на трагедию и комедию.
Трагедия, как один из вариантов драматического жанра, возникла в Греции в V веке до н. э. и предназначалась для обращения к тематике высоких вопросов и жизненных проблем. Наиболее известными трагедиями классического периода являются произведения Софокла, Эсхила и Еврипида.
Комедия как жанр драмы также возникла в древней Греции, но она имела сатирическое направление и использовала этикупные ситуации, чтобы вызывать смех у зрителей. Известными комедийными драматургами были Аристофан и Менандр.
С развитием театра драматический жанр начал развиваться и в других культурах. В Средние века драматические спектакли в основном были религиозными в своей тематике и назывались мистериями или моралитетами. В этих спектаклях представлялось библейские сюжеты и истории.
В Ренессансе драматический жанр приобрел новые формы и содержание. Возникли театры в Европе, где представлялись произведения различных жанров, включая трагедию, комедию, историческую драму и т. д. Известными драматургами ренессанса были Уильям Шекспир, Мольер, Лопе де Вега и другие.
В XIX и XX веке драматический жанр продолжал эволюционировать. Постепенно появились новые жанры, такие как драма абсурда, эссеистическая драма, экспериментальная драма и другие. Возникли новые направления искусства, такие как реализм, символизм, экспрессионизм и др.
Драматический жанр и его развитие играют важную роль в искусстве и культуре. Он позволяет передавать сложные эмоции и идеи, обращаться к важным проблемам и вопросам человеческой жизни, а также учить и развивать представления зрителей.
Принципы построения драматического произведения
Драма, как жанр литературы, имеет свои особенности и принципы построения, которые делают ее отличной от других жанров. В основе драмы лежит сюжет, развивающийся через действия персонажей на сцене. Вот некоторые из ключевых принципов построения драматического произведения:
Конфликт — драма строится на основе конфликта, который возникает между персонажами. Это может быть внутренний конфликт, связанный с противоречивыми чувствами и желаниями, или внешний конфликт, возникающий из-за противостояния персонажей друг другу.
Действие — драма акцентируется на действиях персонажей. Диалоги и монологи используются для выражения мыслей и эмоций персонажей, а также для развития сюжета. Действие происходит на сцене, и все события передаются через актерскую игру.
Тема — каждая драма имеет свою тему, которая является основным идеологическим контекстом произведения. Тема может быть связана с моральными вопросами, социальными проблемами или внутренними конфликтами героев.
Структура — драматическое произведение обычно имеет четкую структуру, состоящую из актов и сцен. Акты разделяют произведение на отдельные части, а сцены определяют место действия и хронологию событий.
Напряжение и эмоции — драма старается вызвать у зрителя или читателя разнообразные эмоции, от смеха до горя. Напряжение строится через возрастание конфликта и высокие ставки для персонажей.
Все эти принципы помогают создать неповторимую драматическую атмосферу и сделать произведение увлекательным для аудитории. Построение сюжета, развитие персонажей и игра на эмоциях — вот основные принципы драматического произведения.
История развития классической драмы
Классическая драма имеет долгую и богатую историю, которая насчитывает более двух тысячелетий. Отличительной чертой классической драмы являются определенные жанровые и структурные элементы, которые возникли и развивались в различных эпохах и культурах.
Древнегреческая драма является исходной точкой развития классической драмы. Она возникла в Древней Греции в V веке до н.э. и развивалась в двух основных направлениях: трагедия и комедия.
Трагедия, основанная на мифологических сюжетах, изображала жизнь героев, которые сталкивались с несчастьями и трагическими событиями. Главные темы трагедии включали судьбу, моральные дилеммы, столкновение человеческих страстей с божественным законом.
Комедия, в отличие от трагедии, была связана с обычной жизнью граждан и была направлена на сатирическое изображение различных социальных явлений и пороков. Отличительной чертой древнегреческой комедии было использование масок.
После падения Древней Греции классическая драма не прекратила свое существование, но продолжила развиваться в других культурах и эпохах. В Средние века классическая драма стала называться мистериями и моралитетами. Это были религиозные спектакли, которые изображали библейские сюжеты и наставления.
В эпоху Возрождения (XIV-XVI века) классическая драма вновь приобрела свое значение. Итальянские комедийные актеры, такие как Коммедия делл’Арте, использовали маски и стереотипные персонажи для сатирического изображения различных социальных групп.
В конце XVI века в Англии появился новый вид классической драмы — театр Шекспира, который сочетал в себе трагедию и комедию. Шекспировские пьесы изображали широкий спектр человеческих эмоций и конфликтов, а также обращались к философским и моральным вопросам.
С течением времени классическая драма продолжала развиваться и изменяться. В разных эпохах и культурах возникали новые жанры и стили, варьирующиеся от классической греко-римской трагедии до современной постмодернистской драмы.
Сегодня классическая драма продолжает занимать важное место в мировой театральной и литературной традиции. Она является не только формой искусства, но и средством передачи исключительной глубины человеческой души, отражающей ее неповторимые эмоции и страсти
ссылки
- Массачусетский технологический институт. Мит открытая посуда. (с / ф). Введение в драму. Взято с ocw.mit.edu.
- PBS. (с / ф). Истоки театра — Первый актер. Взято с pbs.org.
- Энциклопедия Британника. (2018 г., 8 февраля). Thespis. Взято с britannica.com.
- Колумбийская энциклопедия. (с / ф). Thespis. Взято с encyclopedia.com.
- Особенности. (2015, 09 января). Характеристика драматического жанра. Взято с caracteristicas.org.
- Torres Rivera, J.E. (2016). Драматический жанр. Взято с stadium.unad.edu.co.
- Oseguera Mejía, E.L. (2014). Литература 2. Мехико: Grupo Редакция Патрия.
- Литературные устройства. (с / ф). Драма. Взято с literarydevices.net.
- Турецкий, Л. (1999). Книга литературных терминов. Ганновер: UPNE.
- Знаменитые авторы. (2012). Софокл. Взято с knownauthors.org.
- Университет Пенсильвании. (с / ф). Эсхил. Взято с classics.upenn.edu.
- Биография. (с / ф). Еврипид Биография. Взято с biography.com.
- Дом-музей Лопе де Вега. (с / ф). Биография. Взято с сайта casamuseolopedevega.org.
- Драма. Получено 4 июля 2017 г. с сайта wikipedia.org
- История драмы Получено 4 июля 2017 г. с сайта es.slideshare.net
- Основные драматические жанры: трагедия и комедия. Получено 4 июля 2017 г. с сайта btk.ppke.hu
- Драма. Получено 4 июля 2017 г. с сайта btk.ppke.hu
- Истоки драмы: введение. Получено 4 июля 2017 г. с сайта academia.edu
- Драматическая литература. Получено 4 июля 2017 г. с сайта britannica.com.
Трагедия: основные особенности и примеры
Трагедия – один из старейших жанров драмы, прославленный античностью. Основная идея трагедии заключается в том, что главные герои сталкиваются с неизбежностью и неминуемостью своей гибели. Этот жанр литературы благодаря своим универсальным темам и глубокому изучению человеческой натуры остается актуальным и по сей день.
Основные особенности трагедии:
- Центральная фигура трагедии – трагический герой, чья гибель является неотъемлемой частью сюжета.
- Трагический герой обладает выдающимися качествами, но имеет и некие недостатки или слабости, которые в итоге приводят к его падению.
- Трагическое столкновение героя с злом или судьбой, которое невозможно избежать.
- Присутствие катастрофического финала, который служит предостережением для других.
Примеры известных трагедий:
- «Гамлет» – знаменитая пьеса Уильяма Шекспира, рассказывающая о принце Датском, который пытается отомстить за смерть своего отца.
- «Ромео и Джульетта» – еще одна пьеса Шекспира, которая повествует о несчастной любви двух юных героев, приведшей к их трагической гибели.
- «Макбет» – шекспировская трагедия, основанная на исторических событиях, рассказывающая о генерале, ставшем королем Шотландии.
- «Антоний и Клеопатра» – пьеса Шекспира, в которой рассказывается история любви между могущественным римским полководцем и египетской царицей.
- «Горе от ума» – комедия-трагедия Александра Сергеевича Грибоедова, насмешливо разоблачающая пороки общества.
Трагедия – это жанр, который позволяет автору глубоко проникнуть в суть человеческой природы, рассмотреть вопросы морали, справедливости и судьбы. Он оставляет след в душе читателя или зрителя, задумывая о нравственных и философских аспектах жизни.
Главные жанры драматической литературы
Драматическая литература представляет собой особую форму литературного искусства, которая описывает события и конфликты, происходящие между персонажами на сцене. Структура драматического произведения обычно включает диалоги, действия и реплики актеров. В зависимости от тематики и особенностей художественного изображения, драматическая литература может быть представлена различными жанрами. Ниже перечислены некоторые из главных жанров драматической литературы.
- Трагедия — это один из старейших и наиболее известных жанров драмы. Трагедия обычно изображает серьезные, глубокие конфликты и судьбы главных героев, которые часто приводят к их трагической гибели. Примерами трагических произведений являются «Гамлет» Уильяма Шекспира и «Антигона» Софокла.
- Комедия — жанр драмы, который предназначен для развлечения и вызывает смех у зрителей. Комедии часто описывают смешные ситуации, непонимание, шутки и смешные диалоги. Примерами комедийных произведений являются «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира и «Горе от ума» Александра Грибоедова.
- Драма — жанр, который описывает серьезные события и переживания героев. В отличие от трагедии, в драме герои не всегда подвержены фатальной судьбе, но они все равно сталкиваются с серьезными трудностями и проблемами. Примерами драматических произведений являются «Ревизор» Николая Гоголя и «Три сестры» Антона Чехова.
- Фарс — легкий и юмористический жанр, который использует комические ситуации, диалоги и персонажей для создания смешного и нелепого сюжета. Фарс часто характеризуется быстрыми сменами событий и непредсказуемыми поворотами. Примером фарса является пьеса «Сорок первый» Юлия Кима.
- Трагикомедия — жанр, который сочетает элементы трагедии и комедии. Трагикомедии часто имеют серьезную основу, но включают также комические моменты и ситуации. Примером трагикомедии является пьеса «Тартюф» Мольера.
Вышеперечисленные жанры драматической литературы являются лишь некоторыми из множества жанров и поджанров, которые существуют в мире драмы. Каждый из этих жанров имеет свои особенности и способы изображения конфликта и переживаний персонажей. Они позволяют художникам и авторам выразить свои идеи и эмоции через персонажей и сцены на сцене.
Исторические этапы развития драматического жанра
Драматический жанр является одним из старейших и наиболее популярных жанров в истории литературы. За многие века его развития он прошел через ряд исторических этапов, каждый из которых имел свои особенности и вклад в развитие жанра.
1. Древний Восток
Первые проявления драмы можно найти в древних цивилизациях Востока, таких как Сумер, Вавилон и Древний Египет. Здесь драма была связана с ритуалами и религиозными обрядами. Она представляла собой особую форму праздника, где актеры выполняли роли богов и героев. Изображения настоящей жизни и реалий были отсутствующими, а главной задачей было пропагандирование и распространение религиозных и моральных идей.
2. Древняя Греция
В Древней Греции драма приобрела большую свободу и независимость. Здесь она была построена на основе трех жанров: трагедии, комедии и драмы сатиры. Трагедия обычно была связана с героическими сюжетами и обращалась к вечным вопросам человеческой жизни. Комедия, в свою очередь, осмеивала нравы и обычаи общества, а драма сатиры насмехалась над знаменитостями и историческими личностями.
3. Средние века
В Средние века драматический жанр был тесно связан с церковью и религиозными обрядами. Однако с развитием городских коммун в Европе появился новый формат драмы — театр на улицах. Здесь актеры представляли пьесы, основанные на религиозных текстах, но они включали и элементы комедии и сатиры. Такие празднества часто состоялись во время праздников и являлись популярными развлечениями для населения.
4. Возрождение
В эпоху Возрождения драма стала более реалистичной и связанной с произведениями исторической и социальной тематики. Она стала отражать различные аспекты человеческой жизни и включала в себя элементы философии и политики. Возникли новые направления драмы, такие как трагедия рыцаря и комедия характеров.
5. Новая эпоха
В XVIII и XIX веках драматический жанр стал более реалистичным и ориентированным на повседневную жизнь обычных людей. Великие драматурги, такие как Шекспир, Мольер и Чехов, создали шедевры, которые до сих пор являются передовыми образцами этого жанра. В этот период драма также стала средством социальной критики и отражением важных проблем и вопросов эпохи.
6. Современность
В современности драма продолжает развиваться и принимает различные формы и направления. В современных пьесах и спектаклях акцент часто делается на экспериментах с формой и содержанием. Некоторые авторы и режиссеры стремятся разрушить традиционные структуры и создать новые арт-формы. Тематика современной драмы также разнообразна и охватывает широкий спектр вопросов, связанных с современным обществом, политикой, психологией и экзистенциальными проблемами человека.
Принципы построения драмы
Классическая эстетика 19 века абсолютизировала эти принципы построения драмы
. Рассматривая драму — вслед за Гегелем — как воспроизведение сталкивающихся между собой волевых импульсов («акций» и «реакций»), В.Г.Белинский полагал, что «в драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития» и что «решение в выборе пути зависит от героя драмы, а не от события». Однако в хрониках У.Шекспира и в трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкина единство внешнего действия ослаблено, а у А.П.Чехова отсутствует вовсе: здесь одновременно развертывается несколько равноправных сюжетных линий. Нередко в драме преобладает действие внутреннее, при котором герои не столько совершают что-либо, сколько переживают устойчиво-конфликтные ситуации и напряженно размышляют. Внутреннее действие, элементы которого присутствуют уже в трагедиях «Царь Эдип» Софокла и «Гамлет» (1601) Шекспира, доминирует в драме конца 19 — середины 20 века (Г.Ибсен, М.Метерлинк, Чехов, М.Горький, Б.Шоу, Б.Брехт, современная «интеллектуальная» драма, например: Ж.Ануй). Принцип внутреннего действия полемично провозглашен в работе Шоу «Квинтэссенция ибсенизма» (1891).